Ведение бизнеса

Русская рулетка

Российское правительство собирается потратить крупные суммы на «внешний пиар», чтобы продемонстрировать инвестиционную открытость. Однако о России за рубежом судят в том числе по предпринимателям, приезжающим из нашей страны.

РОССИЙСКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ УЖЕ НЕ ПУГАЛО, НО ЕЩЕ НЕ ЖЕЛАННЫЙ ГОСТЬ. ВПРОЧЕМ, ЭТУ ЗАДАЧУ РЕШИТЬ КУДА ПРОЩЕ, ЧЕМ ТЕ ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ НАШИМ ДЕЛОВЫМ ЛЮДЯМ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ ДОМА.

Российское правительство собирается потратить крупные суммы на «внешний пиар», чтобы продемонстрировать инвестиционную открытость. Однако о России за рубежом судят в том числе по предпринимателям, приезжающим из нашей страны. Еще совсем недавно эмоциональный фон выглядел весьма напряженным. Однако сегодня многое меняется. Возможно потому, что меняемся мы сами.

Увы, для западного обывателя «русский предприниматель» — чаще всего либо олигарх, либо бандит. Общественное сознание формируют массовые медиа. А им, как известно, подавай только громкие факты: покупку крупной доли в западной компании, судебные процессы, похищения и сомнительные развлечения нуворишей. Да и Голливуд старается не на шутку. Образ российского предпринимателя в американском кинематографе все еще чрезвычайно карикатурен. «Наши лучшие мозги поднимают их Кремниевую долину, мы покупаем их компьютеры и гамбургеры, а они…» — бросаем мы в сердцах, выходя из зрительного зала. Но иностранцам мало дела до того, на что мы тут обижаемся.

Впрочем, практика показывает: эмигранты от малого и среднего бизнеса растворяются в западной, и особенно американской, бизнес-среде без особых проблем — ведь они несут с собой не деньги (их-то американцы сами найдут столько, сколько нужно), а больше опыт работы в экстремальных условиях, хорошее образование и свежие идеи. К таким людям отношение совершенно иное. Особенно у инвесторов, которых происхождение перспективных проектов интересует в последнюю очередь.

Вот самый свежий и весьма показательный пример. В марте Рунет в очередной раз лихорадило: 17-летний московский школьник Андрей Терновский разработал сайт, который без какой-либо рекламы покорил мир. Проект называется Chatroulette, или «чат-рулетка»: подключив веб-камеру, пользователи со всего мира могут соединяться друг с другом наугад ради развлечения или новых знакомств. Интерфейс предельно лаконичен: «следующий», «пауза», «сообщить о нарушении» — и никакой регистрации. Благодаря сарафанному радио ежедневная аудитория Chatroulette всего за несколько месяцев выросла с десятка тысяч человек до полутора миллионов. О Терновском написала газета New York Times, и предложения о продаже посыпались одно за другим: проект потенциальные инвесторы оценивают в несколько десятков миллионов долларов. Сам Алексей пока доволен доходами от рекламы — до полутора тысяч долларов в день.

«СКОЛЬКО НУЖНО ЗАПЛАТИТЬ, ЧТОБЫ ВАШЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РАЗРЕШИЛО НАМ ВЕСТИ БИЗНЕС?» — ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНО ЗАДАЮТ АФРИКАНЦЫ И РОССИЯНЕ

К «рулетке» проявили интерес Google, Skype и даже некоторые российские компании, в частности «Яндекс» и фонд Digital Sky Technologies, принадлежащий Юрию Миллеру, Григорию Фингеру и Алишеру Усманову. Но всех опередили американцы: всего за три дня (!) известный венчурный инвестор Фред Уилсон (Union Square Ventures) умудрился организовать Терновскому визу1 в США — и полностью оплатил поездку в Нью-Йорк. Другой потенциальный инвестор — eVenture — пригласил школьника в Сан-Франциско. Победитель этого соревнования пока неочевиден, но вряд ли им станет российская компания.

Будет ли Андрей жить в России? Есть множество поводов в этом сомневаться. Но главное — американскому бизнесу нет дела до происхождения, возраста или любых других условностей. США осознанно проводят политику «притягивания мозгов» — будь то бизнес, ученые или студенты. Если есть хорошая идея, да еще и поддержанная американским бизнесом — препятствий для ее реализации не будет.

Железная пята

Впрочем, типичные заголовки о российских предпринимателях в западных газетах далеки от малого бизнеса и историй успеха: «Александр Лебедев, бывший шпион КГБ, купил The Independent», «Бизнесмен Роман Абрамович выиграл дело о яхте», «Российский бизнесмен Борис Березовский отсудил 150 тысяч фунтов». Деяния олигархов особенно любят обсуждать британцы, поскольку с некоторых пор Лондон среди наших соотечественников стал одним из наиболее популярных мест для покупки недвижимости и светского времяпрепровождения. А что же бизнес? Бизнеса здесь почти нет.

— Большинство западных партнеров видят Россию в духе комиксов: сплошная тайна и мафия, — говорит исполнительный директор лондонского фонда Denholm Hall Джордж Ниньяс, специализирующийся на «русских сделках». — Лишь немногие вроде меня понимают, что русские бизнесмены — те же люди, что и по всему миру.

Между тем лондонское агентство по безопасности Control Risks Group до сих пор пугает клиентов цифрами 1993 года (нет чтобы собрать новые!): в России на тот момент насчитывалось почти 6 тысяч организованных преступных групп численностью более 20 человек, в том числе международного масштаба деятельности. Британские бизнесмены признаются: с русскими работать боязно. Один из местных предпринимателей на правах анонимности рассказывает газете The Independent: «У 80% русского бизнеса в нашей стране имеются связи с мафией — в самых различных скрытых формах. Это почти Чикаго 1920-х годов. У меня есть один знакомый, которого жестоко избили на переговорах по поводу, в общем-то, незначительной суммы — около 50 тысяч фунтов». Еще один повод для беспокойства — частые политические убийства среди русских эмигрантов.

Пэдди Роулисон, исследователь «русской тематики» в Лондонской школе экономики, приводит другое распространенное убеждение: русские компании и банки открывают отделения в Британии для отмывания денег. Агентство Control Risks предполагает, что для этих целей чаще используются банки Швейцарии и Бельгии. Национальная служба криминальной разведки (NCIS) пытается успокоить соотечественников: русской мафии в Великобритании нет. А есть — высокий риск возникновения фиктивных компаний.

Впрочем, в любви олигархов (и неприязни со стороны нашего малого бизнеса) Великобритания виновата сама. Эту страну справедливо считают консервативной, негибкой и не слишком привлекательной с точки зрения ведения бизнеса. По данным исследований Лондонской школы экономики, на островах не более нескольких сотен компаний русского происхождения (в Германии, для сравнения, — несколько тысяч). «Континентальная Европа для малого бизнеса — куда более подходящий вариант, чем Великобритания, — цитирует чешская газета Aktuálne.cz русского эмигранта-предпринимателя. — Просто переводя деньги в Соединенное Королевство, вы платите налог, который составляет до трети суммы. Подобные инвестиции могут позволить себе лишь те, кто не стеснен в средствах. Среди остальных стран выбирают близкие по культуре и менталитету».

ЖИТЕЛИ КРУПНЕЙШЕГО В МИРЕ «ПЛАВИЛЬНОГО КОТЛА» РАДЫ АКТИВНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ И ИНВЕСТОРАМ. В СПРАВОЧНИКЕ RUSUSA.COM ЗНАЧИТСЯ БОЛЕЕ 7 000 КОМПАНИЙ С РУССКИМИ ВЛАДЕЛЬЦАМИ

Однако и в других странах Европы к выходцам из России относятся порой весьма настороженно. Вот что рассказывает владелец австрийского отеля Zedern Klang Татьяна Максимова:

— Когда я вышла на местных чиновников с предложением построить отель, они поначалу испугались. Почти год выясняли, как я вообще оказалась в Австрии, почему приехала именно в Восточный Тироль, откуда у меня деньги. Когда решение о строительстве уже было принято, еще полтора месяца консультировались с юристами. Боялись криминала — но в основном того, что я вместо отеля построю дом, где будут жить исключительно русские. В итоге все страхи были заложены в контракте: если мне захочется продать участок, преимущественное право покупки получает местная община. Стереотипы есть и на бытовом уровне: русских считают хмурыми и неразговорчивыми. К немцам здесь совершенно другое отношение — несмотря на то что на самом деле по менталитету австрийцы куда ближе к нам.

В гостях у дяди Сэма

Разумеется, наиболее заметна российская бизнес-диаспора в США. В общей сложности в стране насчитывается — по разным оценкам — от 2,6 до 4 млн русскоговорящих жителей, есть около десятка русскоязычных радиостанций и несколько телеканалов. Самый стремительный прирост произошел, конечно, в 1990-е годы: по оценкам компании Multicultural Marketing Resources, с 1990-го по 1998-й русскоязычное сообщество в США выросло в два с половиной раза. Причем за счет лучших представителей страны: примерно у 60% русских в США — высшее образование, столько же находится в возрасте от 25 до 49 лет, 26% имеют собственный бизнес. Доход эмигрантов со временем повышается: недавно приехавшие зарабатывают в год в среднем около 26 тысяч долларов, тогда как проработавшие более шести лет — уже 35 тысяч.

Результат «утечки мозгов» вполне закономерен. Американский журналист Томас Стенли в своей книге The Millionaire Next Door («Сосед-миллионер») приводит интересные данные: среди долларовых миллионеров Америки самая крупная этническая группа — российского происхождения (второе место держат шотландцы, третье — пассионарные венгры).

Несмотря на то что русскоговорящие семьи составляют лишь 1,1% всех домохозяйств США, на них приходится около 6,4% семей-миллионеров. Около 22% семей, в которых хотя бы один из супругов русского происхождения, имеют собственность на сумму в миллион долларов. Сравните: для англичан этот показатель составляет примерно 7,7%. По оценкам Стенли, совокупное состояние русско-американских миллионеров — около 1,1 трлн долларов, или 5% от всей частной собственности США.

Относятся ли к предпринимателям-россиянам в Штатах с подозрением или опаской? К счастью для нас, нет: времена холодной войны давно миновали. В современных отраслях вроде сферы информационных технологий (вспомним Андрея Терновского) все еще проще. Илья Лаурс, основатель компании GetJar2, замечает: «Кремниевая долина (впрочем, как и США в целом) очень многонациональна. Происхождение попросту игнорируется».

Более того, для этнических предпринимателей в некоторых городах страны существуют специальные программы поддержки — к примеру, портлендская StartSmart, через которую прошли уже несколько сотен иммигрантов из 50 стран мира. Дженн Янкаускас, координатор программы, невольно объединяет выходцев из России и Африки: «Чаще всего африканцы и русские приходят только с одним вопросом: «Сколько нужно заплатить, чтобы правительство разрешило мне вести бизнес?»

Причем они не спрашивают о законных разрешениях, но по опыту своей страны уверены, что нужно кому-то заплатить, чтобы начать работать. Приходится постоянно повторять им на занятиях: не предлагайте чиновникам денег. У многих из них — отличные навыки, определенная этика, задатки успешного бизнесмена. Но они не понимают, что такое американская бизнес-культура.

Приходится объяснять: если вы, к примеру, собираетесь продавать мясо, то вам придется закупать его только на определенных бойнях, сертифицированных USDA. Потом транспортировать в определенных условиях — после чего продавать по определенным правилам. Наша цель — рассказать об этих условиях и правилах».

В нью-йоркской Zicklin School of Business существует специальная программа подготовки предпринимателей — иммигрантов из России. Ее основатель Леонард Берш рассказывает: слушатели не сразу понимают, что в Америке тоже придется получать разрешения и лицензии — но без взяток и подарков. Другая проблема — маркетинг, который на развивающемся российском рынке не является настолько важным инструментом конкуренции, как в США. Координатор программы Наташа Шруловитц добавляет: «Русские с трудом погружаются в американскую среду и неохотно получают новые знания — скорее стараются «держать голову над водой» и даже не пытаются, к примеру, научиться делать бизнес-планы в Excel».

Если же удалось влиться в новую среду — никаких проблем у российских иммигрантов в США не возникает. Выводя за скобки всякого рода ксенофобские предрассудки, признаем: жители крупнейшего в мире «плавильного котла» рады любым образованным и активным предпринимателям, инвесторам или менеджерам. В справочнике RusUSA.com значится более семи тысяч компаний, имеющих русского владельца. Так что чем дальше на Запад, тем слабее стереотипы.


1 О том, как организован процесс выдачи американских виз предпринимателям из-за рубежа читайте на с. 44

2 Подробнее об этом проекте читайте «Мобильная история Ильи Лаурса» — Прим. ред.

Начать дискуссию