Интернет и IT

Как Арианна Хаффингтон превратила блоги в медиа

В нашей стране традиционные СМИ относятся к блогам весьма настороженно. Да, большую часть блогосферы пока трудно назвать профессиональной журналистикой.

В нашей стране традиционные СМИ относятся к блогам весьма настороженно. Да, большую часть блогосферы пока трудно назвать профессиональной журналистикой.

Однако наиболее популярные блогеры давно собрали аудиторию, вполне сравнимую с тиражом многих изданий федерального уровня. Что позволяет, кстати, неплохо зарабатывать. А попутно — вызывать зависть у «коллег»-журналистов, привыкших к редакторской правке, тщательной проверке фактов и работе с языком. Или, как говорили старые профессора журфака МГУ, к «структурке, фактурке и литературке».

Тем не менее оба класса журналистики уверенно движутся друг другу навстречу: интернет-СМИ начали называть колонки постоянных авторов «блогами», а многие сотрудники газет и журналов используют персональные дневники для размещения информации, не вписывающейся в формат их изданий.

В США, где печатные издания переживают затяжной кризис, подобная проблема уже давно не стоит: блоги стали важной частью медиапространства. Более того, в американском сегменте Сети появились СМИ, целиком состоящие из блогов. Иначе говоря, информационные ресурсы, представляющие собой принципиально новый тип СМИ — «журналистику мнений». Пожалуй, наиболее видное место среди подобных изданий занимает сайт The Huffington Post, основанный Арианной Хаффингтон. По данным Google Analytics, ежемесячная аудитория проекта уже превышает 20 миллионов человек, что означает по сравнению с результатами 2008 года более чем пятикратный рост!

The Huffington Post именует себя «газетой», хотя в штате компании нет ни одного репортера — только редакторская команда из 50 человек. Основные поставщики контента — более 4 тысяч блогеров, среди которых политики, киноактеры, врачи, рыночные аналитики и многие другие. В том числе — весьма известные люди: Барак Обама (до вступления в должность президента США), Хиллари Клинтон, Майкл Мур, Мадонна, Алек Болдуин, Донна Каран и сотни других популярных персонажей. Самое примечательное — никому из них The Huffington Post не платит ни цента. В этом и состоит вся соль бизнес-модели: факт публикации (не обязательно регулярной), адресованной столь широкой аудитории, сам по себе является наградой. Разумеется, создать с нуля подобный звездный пул блогеров невозможно. Так что нынешние успехи сайта — прямая заслуга Арианны Хаффингтон.

На момент возникновения Huffington Post (2005 год) Арианне было 55 лет, и за плечами у нее имелся весьма долгий и извилистый жизненный путь.

Урожденная Арианна Стассинопулос появилась на свет в Греции, в семье журналиста. (Кстати, она до сих пор говорит с выраженным греческим акцентом.) В 16 лет ей удалось поступить в Кембридж, где Арианна занимала весьма активную общественную позицию: стала третьей за всю историю девушкой — президентом профсоюза и ярким участником публичных дебатов, на которых не боялась противостоять именитым ученым вроде Джона Гелбрейта. Окончив колледж в 1972 году, она долгое время жила в Лондоне, без особых успехов работая журналистом и комментатором на телевидении. С трудом издала две книги, а в 1980-м перебралась в Соединенные Штаты.

В 1986 году случилось событие, которое могло навсегда похоронить любые карьерные устремления Арианны. Она вышла замуж за нефтяного магната Майкла Хаффингтона. Но работу не оставила. Написала биографии певицы Марии Каллас и Пикассо, книгу о греческой мифологии, вела колонку в газете и выступала соведущей политической радиопередачи Left, Right & Center. В девяностых Хаффингтон увлеклась политикой. «Меня всегда интересовала роль правительства, — говорит она, — и мне казалось, что нам нужно правительство настоящих активистов. Особенно ясно это стало после избрания республиканца Ньюта Грингрича на пост спикера палаты представителей в 1994 году».

В 1997 году Хаффингтоны пережили неприятный развод, после чего Арианна переехала из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. В 2003-м она попыталась баллотироваться на пост губернатора Калифорнии, но проиграла Арнольду Шварценеггеру. Впрочем, Хаффингтон вынесла из поражения весьма полезный урок, оценив силу Интернета: почти все деньги на ее кампанию (около миллиона долларов) были собраны в онлайне. По окончании президентской гонки 2004 года Арианне выпал случай участвовать в круглом столе о роли медиа в ходе выборов, где она познакомилась с медийным предпринимателем Кеннетом Лерером. Вместе они задумали новую платформу, которая должна была стать комбинацией круглосуточных новостей и коллективного блога. Так впервые родилась идея The Huffington Post.

Хаффингтон и Лерер договорились собрать по половине суммы, необходимой для запуска. Средства нашлись… в течение недели. Вскоре к проекту подключился фонд SoftBank Capital, управляющий партнер которого Эрик Хиппо впоследствии стал СЕО The Huffington Post. Сайт был запущен в мае 2005 года. Первым блогером стал известный историк и лауреат Пулитцеровской премии Артур Шлезингер — он присылал свои «посты» по факсу. Все это слабо напоминало нынешний, ставший уже традиционным механизм работы блогов. Но вскоре колесики завертелись с ускорением: в течение первой недели по личному приглашению Хаффингтон на сайте появились мнения актрисы Джулии Луис-Дрейфус, режиссера Ларри Дэвида, профессора-демократа Гэри Харта, актера Джона Кьюсака.

Во многом The Huffington Post является либеральной альтернативой республиканскому сайту The Drudge Report. Но если последний только собирал ссылки исключительно на новости и материалы весьма консервативного характера, то сайт Арианны Хаффингтон стал фактически голосом демократической общественности. Это и принесло проекту успех. Уже к 2008 году посещаемость The Huffington Post вдвое превышала показатели конкурента.

— За подобной моделью будущее, — уверена Хаффингтон. — Многие читатели хотят именно такой организации новостей, хотят сами выбирать, что им читать, — поэтому так популярны RSS-ленты отдельных разделов New York Times и других газет. Но их авторитет падает: все чаще разные силы используют печатные и телевизионные медиа в своих интересах. Мы более свободны в высказываниях — но при этом придерживаемся традиционных журналистских ценностей вроде аккуратности текста, проверки фактов, грамматики и пунктуации. Каждую заметку обрабатывает команда редакторов, которая занимается и организацией главной страницы сайта, решая, что важно в конкретный момент и что может быть интересно читателю. Каждого автора мы по-прежнему приглашаем лично. Мы называем The Huffington Post газетой, и я не думаю, что газеты вымирают. Их станет меньше, но они никуда не денутся.

Компания пока не раскрывает своих доходов от рекламы, но известно, что The Huffington Post формирует собственный отдел продаж и отказывается от партнерства с агентством IAC. Кроме того, Арианна Хаффингтон все-таки формирует свой пул журналистов, занимающихся расследованиями. По ее мнению, именно такого жанра сейчас остро не хватает отрасли.

Кстати, несмотря на успех проекта и высокие показатели капитализации, Хаффингтон опровергает все слухи о продаже. Зато недавно The Huffington Post удалось привлечь очередные вливания от инвесторов. Судя по всему, Арианна права. Пока «модель 2.0» в контентном бизнесе продолжает приносить столь быстрые результаты, расставаться с растущим активом нет никакого смысла.

Начать дискуссию