В ЛЮБОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОЕЗДКЕ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ИЗБАВИТЬ СЕБЯ ОТ ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ ПОМЕШАТЬ РАБОТЕ И ОТДЫХУ. ЭТО КАК РАЗ ТОТ САМЫЙ СЛУЧАЙ, КОГДА ЗАРАНЕЕ СОБРАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ОКАЗЫВАЮТСЯ ДЛЯ СТРАНСТВУЮЩЕГО ПО МИРУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ СОВСЕМ НЕ ЛИШНИМИ.
В деловых календарях предпринимателей обнаруживаются две основные разновидности зарубежных поездок. Первый и наиболее распространенный вариант — непродолжительные путешествия «туда и обратно». Подобного рода вояжи мало чем отличаются от обычных выездов на курорты Египта или Турции. Разве что вместо отдыха бизнесмена ждут переговоры, совещания, а также прочие элементы стандартной деловой программы. Никаких особых знаний путешественнику в таких ситуациях практически не требуется.
Однако случаются порой и длительные переезды — из города в город, из страны в страну. В таких поездках любая мелочь приобретает существенную роль, а многие проблемы удается решить, лишь обладая определенным опытом (собственным или позаимствованным у друзей и знакомых), поскольку искать ответы в туристических справочниках, как правило, не имеет смысла. Надеюсь, мои наблюдения сослужат кому-нибудь хорошую службу.
Я уверен: главное, что необходимо сделать предпринимателю, собираясь в длительную поездку, — обеспечить себе надежный бэк-офис. Это значит, что в любое время дня и ночи на связи должен находиться человек, способный оперативно решить ту или иную организационную проблему. Нередко возникает потребность срочно устранить всякого рода накладки, нестыковки. И порой сделать это оказывается куда проще коллегам, оставшимся в офисе.
Бывали случаи, когда уже по пути в аэропорт вдруг выяснялось: у одного из членов нашей группы нет необходимой транзитной визы, а значит, нужно немедленно менять маршрут и все билеты, причем срочно, прямо сейчас.
Другое важное обстоятельство, которое всегда следует учитывать и держать в голове, — наличие стран, «несовместимых» с точки зрения возможности въезда-выезда. Наиболее распространенный пример — маршрут «Куба — США». На Кубу, по словам очевидцев, можно приехать с американской визой (хотя сам я пока не пробовал) — обитатели Острова свободы весьма лояльны. А вот в Америку с кубинской визой могут просто не пустить. Точно так же Израиль «не совместим» с Саудовской Аравией и Ираном. А для многих оказывается открытием, что к взаимоисключающим странам относятся Израиль и Малайзия. Как решить эту проблему? Только одним способом — иметь два паспорта.
Насколько известно, это разрешено — если в течение трех месяцев количество выездов за рубеж превышает определенный предел. Мне, впрочем, даже двух паспортов хватает не дольше, чем на полтора-два года. Затем просто заканчиваются пустые страницы. И это притом, что я давно уже сумел освоить еще один важный для заядлого путешественника навык — умею «правильно» расставлять визы таким образом, чтобы они занимали в паспорте минимум места. Первый паспорт у меня является основным, второй — «дублером». Это значит, что второй паспорт заменить очень просто, а вот первый — только вместе со вторым. Следовательно, «долгоиграющие» (годовые и «мульти») визы лучше ставить в первый паспорт. Туда же — визы стран, которые вы посещаете редко. Ну а во второй паспорт можно ставить все остальные штампы.
Не менее важно знать, в каких странах вам потребуется транзитная виза, даже если речь идет о банальной стыковке авиарейсов. Кстати, подобные вопросы актуальны и для иностранцев: если маршрут из Англии в Украину пролегает через Россию, нерезидентам потребуется транзитная виза РФ только для того, чтобы законно переехать из Шереметьево-2 в Шереметьево-1. Впрочем, подобные строгости встречаются и в других странах. Если у вас планируется стыковка рейсов в любом из аэропортов США, виза вам потребуется в обязательном порядке. Даже если вы не собираетесь выходить из здания аэропорта. И вот об этом я знаю не понаслышке. Однажды мы летели из Малайзии в Мексику с посадкой в США. Уже в такси выяснилось, что у PR-менеджера, который летел со мною впервые, нет американской визы. Как-то никто не подумал, что она понадобится. Пришлось искать альтернативный маршрут.
Зато все эти проблемы и их решение быстро вырабатывают не только весьма полезные привычки, но и соответствующую манеру поведения. Например, сразу же после регистрации в аэропорту я немедленно (вне зависимости от того, сколько времени осталось до вылета) иду к своему «гейту». Просто для того, чтобы выяснить, как далеко он находится. Аэропорты ведь бывают не только очень большими, но и страшно неудобными. Характерный пример — аэропорт имени Кеннеди в Нью-Йорке. Здесь следует предельно внимательно смотреть, на какую электричку вы садитесь, иначе вместо другого терминала запросто уедете прямо в город. Непросто разобраться в аэропорту Мехико, много времени требует стыковка и в Париже. А о терминале № 5 в лондонском Хитроу ходят страшные легенды! Между прочим, в некоторых аэропортах обнаруживаются (и хорошо, если не в последний момент!) некоторые особенности в заполнении посадочных талонов. Так, в Гонконге принято указывать время не начала посадки в самолет, а ее окончания. Кстати, аэропорт там очень большой.
Что еще следует выяснить перед каждым новым рейсом? Очень советую изучать правила авиакомпаний, связанные с перевозками багажа. Тем более что доплачивать за «перегруз» довольно сложно. Как и заниматься «перераспределением багажа». Так, недавно Air France ввела ограничение «два багажа в одни руки» даже для пассажиров бизнес-класса. А мы везли с Южного полюса массу оборудования. В итоге пришлось бегать по всему аэропорту и искать то единственное место, где можно было заплатить дополнительные 200 евро.
Сколько ни рассказывай, одно ясно: все эти знания и навыки, к сожалению, приобретаются исключительно опытным путем. И все-таки о многом можно узнать заранее. Так, о «несовместимости» стран можно вычитать в некоторых путеводителях. Полезно перед поездкой заглянуть и в «Википедию». Особенно если вас никто не встречает.
Глобализация приносит свои плоды: в большинстве стран уже более или менее привыкли общаться с иностранцами, прежде всего туристами, так что серьезных накладок, как правило, не бывает. Разве что в Африке, судя по всему, следует быть готовым к любому развитию событий. Так, недавно в Кении был задержан стенд «Лаборатории Касперского», который прибыл на роад-шоу, организованное всемирно известной исследовательской компанией IDC. Мне этот континент еще только предстоит изучить. До сих пор из африканских стран удалось побывать лишь в Зимбабве, ЮАР и Замбии. Но и эти поездки добавили пару полезных наблюдений в мою «копилку путешественника». Если когда-нибудь вы прилетите в Зимбабве, либо старайтесь выйти из самолета первым, либо убедите себя в том, что никуда не торопитесь. Во втором случае стоять в очереди на паспортный контроль придется несколько часов. Возможно, на солнцепеке. В «будочке» всем желающим места не хватает. А компьютеров у таможенников из Зимбабве нет, так что все документы они заполняют от руки.
В НЬЮ-ЙОРКСКОМ АЭРОПОРТУ ИМЕНИ КЕННЕДИ НУЖНО ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРЕТЬ, НА КАКУЮ ЭЛЕКТРИЧКУ ВЫ САДИТЕСЬ. ИНАЧЕ ВМЕСТО ДРУГОГО ТЕРМИНАЛА ЗАПРОСТО УЕДЕТЕ В ГОРОД
А вот с чем проблем практически не бывает, так это со связью. «Наша» телефония не работает только в Южной Корее и Японии — там другие стандарты. Зато имеется 3G. Так что если ваш телефон поддерживает этот протокол — вы будете на связи сразу же после приземления, как только бортпроводники разрешат включить мобильные устройства. Впрочем, и при отсутствии телефонной связи обнаруживаются порой свои плюсы. Собираясь в Южную Корею или в Японию, я обычно говорю всем, что «связи не будет». Выключаю телефон и — живу счастливо.
Будете смеяться, но отдельная тема — электрические розетки. Европейские вилки бывают «толстыми» и «тонкими». Так что если в гостинице установлены «строгие» розетки, «толстые» вилки в них входить не будут. А вот «тонкую» — засунуть можно. Поэтому я путешествую исключительно с такими зарядными устройствами.
Напомню, что «английские» стандарты розеток встречаются не только в Великобритании, но и в Гонконге. Правда, там в гостиницах обычно всегда есть переходники. А порой на стене обнаруживается целая универсальная панель розеток под все четыре основных стандарта. Такая же система применяется в новых китайских отелях. Но в некоторых странах до сих пор используются местные, весьма экзотические форм-факторы. Например, в Чили можно обнаружить «тройную» розетку: европейский стандарт, но с дополнительным «шпеньком». Хотя обычная «тонкая» европейская вилка в эту розетку легко вставляется. А в Южной Африке розетки «английские гипертрофированные». Включаешь прибор в розетку на стене, а вилка вываливается под собственной тяжестью, так что приходится ее чем-то подпирать.
Иногда очень полезно использовать изобретения «народного гения». Например, чтобы «обойти» английский стандарт, достаточно взять что-то длинное и тонкое из непроводящего материала (например, зубочистку) и вставить в верное отверстие. Тогда цепь размыкается, и — можно использовать стандартную европейскую вилку. Зато американский стандарт обойти невозможно — приходится возить с собой переходники. А в Австралии европейские розетки встречаются, как и в Сан-Паулу, где я сейчас нахожусь.
Ах да, почти ничего не сказал о дресс-коде. Ведь встречать, вроде бы, должны «по одежке». Но тут, думаю, лучше воспользоваться опытом других путешественников. Мой стандарт — рубашка и джинсы. Ну а для премьер-министров и выше можно надеть костюм.
Напоследок же — главное правило странствующего по миру предпринимателя. Даже если что-то идет не так, надо меньше «париться» и спокойно делать то, что вам нужно. Этот рецепт я проверил многократно: работает!
Начать дискуссию