Реклама

Быстрее, выше, сильнее

В выводах аналитиков и докладах, звучащих на отраслевых конференциях, прослеживается одна и та же мысль: интернет-реклама продолжает уверенно завоевывать сердца и кошельки рекламодателей.

РЫНОК ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ РАСТЕТ НЕ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА КОМПАНИИ НАЧАЛИ ЭКОНОМИТЬ БЮДЖЕТЫ. СКОРЕЕ, РЕКЛАМОДАТЕЛЬ ВХОДИТ ВО ВКУС. И ЧЕМ ДАЛЬШЕ — ТЕМ БОЛЬШЕ. 

В выводах аналитиков и докладах, звучащих на отраслевых конференциях, прослеживается одна и та же мысль: интернет-реклама продолжает уверенно завоевывать сердца и кошельки рекламодателей.

Разумеется, к публикуемым цифрам и провозглашаемым выводам следует относиться осторожно. Например, согласно оценкам Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), объемы рекламы в российском сегменте Интернета в первом квартале 2010 года выросли по сравнению с аналогичным периодом года прошлого. Это обстоятельство позволяет говорить о том, что рекламный рынок хотя бы отчасти, но все-таки отошел от кризиса. Однако нужно помнить, что сравнение ведется с началом 2009 года, то есть с самой сложной и непредсказуемой стадией кризиса, когда рекламные бюджеты на фоне неопределенности дальнейшего развития событий буквально рухнули.

Как бы то ни было, мне хочется верить в то, что результаты начала 2010-го — это не просто подъем на фоне провального первого квартала прошлого года, а тенденция, которая будет ощущаться еще долго. И на то есть объективные причины.

По итогам 2009 года объем рынка интернет-рекламы в России не просто вырос по сравнению с 2008–м, но и составил 9% от всего рекламного рынка страны. Разумеется, значительная часть этого роста была связана с тем, что другие сегменты — телевизионный, «наружка» и печатные СМИ — сильно «просели». С другой стороны, эти 9% — весьма значительное достижение. А главное — результат, который вполне может быть улучшен уже в ближайшие годы. Например, в Великобритании по результатам 2009 года доля рынка интернет-рекламы составила около 24%, а телевизионной — всего 22%. Полагаю, это тот уровень, к которому рано или поздно придет и Россия. А значит, национальная индустрия онлайновой рекламы находится лишь в начале длительного подъема, который ей еще только предстоит.

И это не пустой оптимизм участника рынка. Достаточно обратиться к статистике. Доля жителей России, регулярно выходящих в Интернет, продолжает непрерывно расти. Может возникнуть вопрос: почему в таком случае бюджеты, размещаемые в российском сегменте Сети, составляют 9% от рекламного рынка, а не 24%, как в Англии? Да потому что проникновение Интернета составляет у нас около 35–40%, а в Англии — уже все 70%. С увеличением доли онлайнового «населения» будет усиливаться тенденция к миграции традиционных СМИ в Сеть. В результате действия этих трендов и рекламные бюджеты также начинают все больше перераспределяться в пользу Интернета.

Не стоит забывать и о неоспоримых преимуществах, которыми обладает веб-реклама. Ведь именно эти преимущества заставляют многие компании все более активно продвигать свои интересы именно на онлайновых площадках. Я не открою Америки: все достоинства рекламы в Сети давно известны. Просто перечислю их: гибкость, мобильность и возможность легко измерить ее результат. Не важно, продаете вы что-то через Интернет или формируете лояльную аудиторию путем оформления подписки на свои информационные сообщения. В любом случае ясно: Сеть — равноценный, а зачастую и более эффективный способ наладить контакт с потенциальными покупателями. Потому-то и уходят туда рекламодатели.

Есть мнение, что наметившийся рост рынка интернет-рекламы — лишь временное явление, связанное с тем, что компании в условиях кризиса принялись искать более дешевые способы реализации своей маркетинговой активности. И что, как только экономическая депрессия сойдет на нет, а у рекламодателей вновь появятся свободные деньги, все вернется на круги своя. Не уверен, что так будет. Ведь интернет-реклама позволяет перейти от метрик оценки эффективности рекламной кампании, основанных на показателях осведомленности о брэнде, — к оценке стоимости приобретения клиента. Проще говоря, появляется возможность измерить воздействие и понять, эффективно были потрачены деньги на продвижение или нет. Вот почему у меня есть сильное подозрение, что компания, рекламирующая свои товары или услуги в Интернете, однажды встав на этот путь, уже не вернется назад.

Безусловно, основная масса рекламодателей, которые обеспечивают и будут обеспечивать в ближайшее время рост рынка интернет-рекламы — это компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу. Причины очевидны. Небольшие мобильные предприятия являются главной движущей силой на рынках интернет-рекламы всех стран. Это тот фундамент, на котором стоит и развивается онлайновая индустрия.

Однако это не единственный источник роста рынка. В последнее время состав рекламодателей существенно расширился. Так, если изучить данные, которые недавно обнародовали крупнейшие российские операторы контекстной рекламы, легко сделать вывод: представители автомобильной индустрии, прежде всего автодилеры, уже в значительной мере продвигают свои интересы именно в Интернете. И это легко объяснить.

СЕГОДНЯ ПОКУПАТЕЛЬ, ПРИХОДЯЩИЙ В АВТОМОБИЛЬНЫЙ САЛОН, ЗНАЕТ О СВОЙСТВАХ МАШИН БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОДАВЕЦ. ОТКУДА ТАКАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ? СПАСИБО ИНТЕРНЕТУ!

Да, отчасти интерес к онлайну вызван кризисом. Ведь в трудный для экономики период спрос на машины упал, у дилеров остались нераспроданные стоки, снизились ключевые показатели бизнеса. С другой стороны, налицо все тот же тренд. Автодилеры стали понимать: если человек собирается купить машину, он обязательно проведет для начала свое собственное «маркетинговое исследование». И сделает это в Интернете. Ведь человеку нужно не просто средство передвижения на четырех колесах. Его интересуют совершенно определенные характеристики, причем в заданном ценовом диапазоне. Не случайно сегодня покупатель, приходящий в автомобильный салон, знает порой о «тактико-технических характеристиках» машин больше, чем сам продавец. Откуда такая осведомленность? Спасибо Интернету: появилась возможность получить исчерпывающую информацию, сравнить варианты, воспользоваться независимыми оценками.

Другая очевидная тенденция на рекламном рынке в Сети: контекстная реклама продолжает обгонять медийную по темпам роста. Да, это не новость. И до 2009 года «контекст» демонстрировал удвоение оборотов год от года. Помню, пару лет назад на одной из отраслевых конференций, где обсуждались ближайшие перспективы этого сегмента, был сформулирован прогноз: если все будет хорошо, то к 2010 году рынок поиска и «контекста» в России достигнет магической отметки в миллиард долларов. Правда, тогда никто не знал, что наступит кризис. Кроме того, не следует забывать, что контекстная реклама стартовала с более низких позиций, чем медийная, присутствующая на рынке значительно дольше. А значит, нужно учитывать «эффект низкой базы». И все-таки движение очевидно. Тем более что рынок контекстной рекламы растет в первую очередь за счет большей демократичности и доступности. Именно поэтому к таким средствам все чаще прибегают небольшие компании.

Правда, говорить о том, что медийная реклама постепенно сойдет на нет, неверно. Скорее, налицо гибридизация форматов. Так, уже сегодня на сайтах партнеров мы показываем не только текстовую рекламу, но и графическую. Достаточно мощной рекламной площадкой (правда, пока не в России) стал YouTube, где культивируется нетривиальное сочетание текстовой, графической и видеорекламы.

То, что происходит сегодня на рынке интернет-рекламы, — очередной шаг в диалектическом развитии, новый виток спирали. Сначала медийная и контекстная реклама размежевались. А теперь вот снова начали сходиться, демонстрируя очередную фазу эволюции.

Что это означает для рекламодателя? Прежде всего возможность выбора — как самих площадок, так и способов размещения, что в конечном итоге должно увеличить популярность веб-рекламы как таковой.

Еще один сегмент рынка, который в ближайшее время «выстрелит», — это мобильная реклама. Правда, как часто случается, в России этого «выстрела» придется ждать чуть дольше, чем на Западе.

Мобильной рекламе прочат большое будущее прежде всего потому, что все бґольшую популярность приобретают устройства, именуемые (на мой взгляд, не слишком удачно) коммуникаторами. На самом деле это телефоны с экранами больше почтовой марки, превращающиеся в полноценное средство доступа к ресурсам Сети. На таких устройствах мобильная реклама будет даже более эффективной, чем традиционная — контекстная. Ведь если уж человек ищет что-то при помощи мобильного телефона, значит, искомое требуется ему здесь и сейчас. Что, собственно, уже и происходит: рекламные объявления начинают четко таргетироваться в зависимости от местоположения абонента.

Повторю: это новый формат рекламы, повсеместного распространения которого в России стоит ждать лишь через несколько лет. Придется еще преодолеть разрыв между пониманием того, что аудитория достигла некой критической массы, и реальным интересом со стороны рекламодателей. В этом смысле весьма показательна статистика, собранная ресурсом Liveinternet. Сегодня уже 7% переходов на русскоязычные сайты совершается с мобильных телефонов. Я не знаю, каков «болевой порог» рекламодателей и когда они «проснутся» и начнут использовать этот новый вид рекламы. Но в том, что проснутся, не сомневаюсь. Да и возможности размещения такой рекламы в России уже есть.

Рынок интернет-рекламы остается одним из самых горячих в России. А главное, в этом сегменте все время происходит что-то новое и интересное. И это также подогревает интерес рекламодателей. Интерес весьма устойчивый, подкрепляемый растущим платежеспособным спросом.

Начать дискуссию

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Интересные материалы

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.