Инвестиции

РВК вложила в BrightSource Energy 300 млн рублей

ОАО Российская венчурная компания (РВК) отчиталось о результатах деятельности в первом полугодии 2010 года. Главные новости: флагман российской экосистемы венчурного инвестирования сделал первые заметные шаги на международной арене и окончательно сформулировал концепции дух новых фондов.

РОССИЙСКАЯ ВЕНЧУРНАЯ КОМПАНИЯ ВОШЛА В МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПУЛ ИНВЕСТОРОВ ПРОЕКТА BRIGHTSOURCE ENERGY, А ТАКЖЕ АНОНСИРОВАЛА ЗАПУСК ДВУХ НОВЫХ ФОНДОВ — БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ИНФРАСТРУКТУРНОГО.

ОАО Российская венчурная компания (РВК) отчиталось о результатах деятельности в первом полугодии 2010 года. Главные новости: флагман российской экосистемы венчурного инвестирования сделал первые заметные шаги на международной арене и окончательно сформулировал концепции дух новых фондов. Об этом было объявлено 30 июня 2010 года в ходе совместной пресс-конференции Министерства экономического развития РФ и РВК.

Наиболее интригующей оказалась информация о шагах, предпринимаемых РВК на международной арене. Как стало известно, в апреле 2010 года было принято решение о присоединении через специализированный венчурный фонд Russian Venture Capital I LP (учрежден в Великобритании в соответствии местным законодательством) к альянсу международных венчурных инвесторов перспективной компании BrightSource Energy Inc.

Объем вложений РВК в акции BrightSource Energy через дочерний фонд составил 300 млн рублей в долларовом эквиваленте (по курсу ЦБ РФ – $10 млн). Инвестиции осуществлены в ходе инвестиционного раунда D (с точки зрения венчурной «классики» BrightSource Energy находится на достаточно зрелой стадии развития), суммарный объем которого составил более $150 млн.

Кроме РВК в пул инвесторов BrightSource Energy входяттакиегранды, как Morgan Stanley, VantagePoint Venture Partners, Chevron Technology Ventures, BP Alternative Energy, StatOil HydroVentures, Draper Fisher Jurvetson, Alstom и California State Teachers’ Retirement System.

BrightSource Energy — одна из самых ярких звезд нынешнего рынка альтернативной энергетики. Компания обеспечивает электрогенерирующие и промышленные компании по всему миру экологически чистыми, надежными и недорогими солнечными энергоустановками (объем заключенных к началу лета 2010 года контрактов предполагает продажу 2610 МВт электроэнергии, полученной с солнечных тепловых станций, построенных по запатентованной технологии). Главный офис компании находится в Окленде, Калифорния.

«Российская венчурная компания стала единственным российским инвестором, получившим возможность участвовать в столь масштабных высокотехнологичных сделках, – отметил Игорь Агамирзян, генеральный директор ОАО «РВК». – Создав международный венчурный фонд, РВК получила шанс выстроить тесное партнерское взаимодействие с лидерами глобального венчурного рынка».

«Масштаб привлеченных в четвертом раунде средств (the series D round) отражает доверие к нашей команде мирового уровня и важную роль нашей технологии для обеспечения растущего мирового спроса на рентабельные и надежные решения», – цитирует Джон Вуларда, CEO BrightSource Energy, официальный источник ОАО «РВК».

Почему Российская венчурная компания, главной задачей которой является формирование экосистемы венчурных инвестиций, вкладывает бюджетные средства в зарубежную компанию? Отвечая на этот вопрос, министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, занимающая также пост председателя совета директоров РВК, и Игорь Агамирзян были единодушны: РВК, как и всем другим участникам развивающейся российской венчурной отрасли, необходимо овладевать лучшими мировыми практиками. В этом смысле участие в столь заметном проекте, да еще и в партнерстве с ведущими мировыми банками и фондами, — серьезная победа РВК на международной арене.

Кроме того, по мнению Игоря Агамирзяна, участие РВК в пуле международных инвесторов позволит содействовать более активной работе этих авторитетных инвестиционных структур в России. Наконец, с точки зрения прямой финансовой отдачи вложения в BrightSource Energy более чем надежны. Вероятен и трансфер некоторых ноу-хау в Россию.

В РВК намерены и дальше расширять международную активность. 25 июня 2010 года в Великобритании был зарегистрирован еще один венчурный фонд, Russian Venture Capital II LP, формируемый за счет капитала РВК. В «инвестиционном фокусе» фонда, как сообщается, окажется присоединение к ведущим международным венчурным фондам поздней стадии. Благодаря участию в международных венчурных консорциумах и альянсах, специализирующимся на инвестициях поздней стадии, РВК стремится получить доступ к наиболее продвинутым практикам осуществления венчурных сделок, которые сможет затем тиражировать на российском рынке. Не менее важная задача — обеспечить постоянное присутствие в клубе ведущих мировых фондов, которые благодаря «знакомству» с РВК быстрее проторят пути для своих инвестиций в Россию. «Это дорога с двусторонним движением», — заметил Игорь Агамирзян.

— Современная Россия должна ответить на очередной вызов, которым стала волна технологических изменений, основанная на новейших достижениях науки и техники. Имея весомый научно-исследовательский задел, наша страна должна научиться его эффективно использовать как для успешного внутреннего социально-экономического развития, так и для масштабного встраивания в глобальную экономику,– подчеркнула Эльвира Набиуллина. — Учредив международные фонды и совершив первые сделки в консорциуме с ведущими венчурными фондами мира, Российская венчурная компания сделала серьезный шаг к освоению лучших практик международного венчурного рынка и технологического предпринимательства, а также к «ноу-хау» венчурного бизнеса, которыми должны пользоваться, в том числе, отечественные игроки инвестиционного рынка и которые являются признаками современной инновационной экономики.

Кроме того в первом полугодии 2010 года совет директоров РВК завершил работу над формированием концепций двух новых фондов – Биофармацевтического кластерного фонда («БиоФонд РВК») и Фонда инфраструктурных инвестиций («ИнфраФонд РВК»).

«Необходимость создания «БиоФонда РВК» обусловлена низкой долей инновационных отечественных препаратов на российском фармацевтическом рынке, которая на сегодняшний день составляет менее 1%, — отмечают в РВК. — Отсутствие инфраструктуры развития биофармацевтических и медицинских стартапов в России вынуждает расходовать значительную долю (50-80%) российских инвестиционных ресурсов на оплату зарубежных сервисов. В этой связи, «БиоФонд РВК» будет инвестировать в сервисные компании кластера и в биотехнологические стартапы, а также займется созданием экосистемы генерации и роста наибольшего возможного числа биотехнологических проектов.

Первоначальный размер «БиоФонда РВК» составляет 1,5 млрд. рублей. Инвестиционный фокус фонда – инновационные биофармацевтические компании и сервисные компании, предоставляющие контрактные лабораторные, информационно-аналитические и консалтинговые услуги компаниям отраслей биотехнологической, фармацевтической и медицинской промышленности.

В свою очередь ключевой задачей «ИнфраФонда РВК», как утверждают в Российской венчурной компании, является предоставление рынку набора сервисов и услуг, необходимых технологическим компаниям для того, чтобы они могли беспрепятственно вести основную деятельность и развиваться, несмотря на существующие рыночные препятствия.

Отсутствие информации об инфраструктуре рынка и его участниках, низкая культура работы с интеллектуальной собственностью и непонимание ее роли в стратегии бизнеса, потребность в кадрах, сочетающих технологические навыки с навыками управления инновационными компаниями – все это стало предпосылками к разработке концепции «ИнфраФонда РВК».

«Фонд инфраструктурных инвестиций РВК создаст так называемую «мягкую» инфраструктуру рынка, – заявил Игорь Агамирзян. – Необходимость открытия «ИнфраФонда» обусловлена современными потребностями российского инновационного рынка, на котором в настоящее время существует ряд барьеров, препятствующих быстрому созданию и развитию инновационных компаний. Новая инфраструктура рынка обеспечит инновационных предпринимателей консалтинговыми услугами в области маркетинга, финансов, юриспруденции и других. Мы наблюдаем, что инновационные технологические компании нуждаются в профессиональном консалтинге, ориентированном конкретно на инновационный рынок».

Первоначальный размер «ИнфраФонда» составляет 2 млрд рублей. «Создавая подобные фонды, РВК стремится довести российский венчурный рынок до соответствия международным требованиям, а также повысить компетентность наших специалистов до уровня лучших международных практик, – отметила Эльвира Набиуллина.Создавая подобные фонды, РВК стремится довести российский венчурный рынок до соответствия международным требованиям, а также повысить компетентность наших специалистов до уровня лучших международных практик– отметила Эльвира Набиуллина.

Действительно, одна из главных проблем российского рынка венчурного инвестирования — отсутствие развитой сервисной инфраструктуры. Технологическая экспертиза, юридическая и патентная поддержка, управленческий и маркетинговый консалтинг — услуги, которыми российские стартапы зачастую не могут воспользоваться либо из-за высоких цен, либо — по причине отсутствия интереса к столь небольшим клиентам со стороны авторитетных сервисных компаний.

Выход, предложенный РВК и оформленный в виде «ИнфраФонда», вполне логичен. Государство через РВК и инфраструктурный фонд будет оказывать финансовую поддержку стартапам, основной сферой деятельности которых является поддержка таких же стартапов, только – технологических, инновационных. В перспективе такие сервисные компании должны выходить на самоокупаемость и получать независимость от «ИнфраФонда» (скорее всего в результате MBO — выкупа менеджментом).

Способны ли молодые консалтинговые и сервисные компании оказать квалифицированную помощь технологическим стартапам? Отвечая на этот вопрос, Игорь Агамирзян отметил, что подобные сервисные компании в подавляющем большинстве случаев будут создавать авторитетные, сложившиеся профессионалы, обладающие необходимыми опытом и квалификацией. В том числе — эксперты ведущих корпораций, не имевшие прежде возможности кроме основной работы запустить собственный консалтинговый бизнес. С появлением «ИнфраФонда» решение этой задачи может упроститься, поскольку объем оказываемой «ИнфраФондом» поддержки может составлять до 75% капитала сервисного стартапа.

Начать дискуссию