Менеджмент

Поступательное движение

Профориентация в школах, экспансия в регионы, аккаунты в социальных сетях, программы дополнительного образования — демографический кризис заставил столичные вузы искать новые способы привлечения абитуриентов

Профориентация в школах, экспансия в регионы, аккаунты в социальных сетях, программы дополнительного образования — демографический кризис заставил столичные вузы искать новые способы привлечения абитуриентов

Минобрнауки подсчитало: в результате демографической ямы 1990-х к 2015 году в российских вузах останется около 4,5 млн студентов (против примерно 7,5 млн в 2009-2010 учебном году). Во время прошлой приемной кампании часть вузов уже испытали недостаток абитуриентов, причем не только на платных, но и на бюджетных отделениях. Во время нынешней, начавшейся 20 июня, нехватка обострится. ЕГЭ в этом году сдавали 878 тысяч школьников. Это почти на 100 тысяч меньше, чем в прошлом, сообщила глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова на пресс-конференции в минувший вторник. «Бюджетное финансирование вузов сохраняется в том же объеме, однако количество ребят уменьшается, — объяснила она. — Для выпускников это означает, что выбор будет больше. Для вузов — обострение конкуренции. Со временем это неизбежно приведет к тому, что части из них придется уйти с рынка: абитуриентов на всех не хватит».

Годы борьбы

Ближайшие пять лет борьба за студента будет острой, отмечает большинство экспертов. Уже сейчас заполнить бюджетные места не могут около 20% вузов, приводит данные директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. Недобор на платные отделения объясняется еще и кризисом. «Брать на себя обязанность платить 4-6 лет за образование сейчас рискованно», — говорит она. Обстоятельства складываются в пользу абитуриентов: при сохранении количества бюджетных мест поступить на них будет проще. Однако проблемы с набором уже сейчас испытывают негосударственные учреждения, говорит Михаил Каптюг, директор по развитию Begin Group (его компания проводит выставки по образованию и исследования рынка в этой области): «Если раньше платные абитуриенты расходились между государственными и негосударственными вузами поровну, то сейчас в первые идут около 2/3 поступающих, во вторые — лишь треть».

«Для выпускников это значит, что выбор будет больше. Для вузов — обострение конкуренции. Части из них придется уйти с рынка. Абитуриентов на всех не хватит»

Однако конкуриро­вать госвузам придется не только из-за средств, получаемых от студентов-платников. «Это сигнал для Мин­обрнауки: вуз не пользуется интересом, имеет низкое качество программ и невысокую востребованность, — объясняет Ирина Абанкина. — Такой вуз может быть и реорганизован». Бороться придется и за студентов с высоким уровнем подготовки — их также становится меньше. «Российская экономическая школа — это магистратура, поэтому удар демографического кризиса мы ощутим позже, — говорит ее ректор Сергей Гуриев. — Наша основная проблема не количество абитуриентов, а, с недавнего времени, их качество. Мы, к примеру, заметили, что уровень математической подготовки даже у выпускников-отличников лучших естественно-научных факультетов в последние годы неуклонно снижается».

Ситуация подталкивает вузы к тому, чтобы они меняли свою стратегию работы с поступающими. Перспективным Ирина Абанкина называет развитие программ магистратуры, аспирантуры, дополнительного образования, повышения квалификации. По ее словам, этот рынок, пошатнувшийся в кризис, будет расти. К тому же он не зависит от демографии и может продолжать приносить средства вузу. «Очевидно, что к 2015 году одним из ключевых факторов станет привлечение иностранных студентов, — добавляет Михаил Каптюг. — Причем здесь важную роль играют не только приносимые ими деньги. Если на программе учатся только российские студенты, то будь она сколь угодно хорошей, статус международной не получит. Но конкретных шагов в этом направлении вузы пока предпринимают мало».

По мнению учителя экономики Центра образования № 2010, эксперта ЕС по технологии обучения взрослых Анны Самохиной, присущие вузам закрытость, внутренняя противоречивость и незаинтересованность в результате могут привести к тому, что «несколько крупных вузов монополизируют рынок, используя административный ресурс, и будут жить припеваючи». Пытаясь выжить, остальные вузы, по ее словам, также будут всеми правдами и неправдами искать доступ к власти.

В общежитии нуждаются

«С введением ЕГЭ связывалась надежда на рост мобильности абитуриентов из провинции», — вспоминает Ирина Абанкина. Прошлый год показал, что по ряду причин растет она медленно — в частности, из-за высокой стоимости жизни в Москве и Петербурге, куда стремится большинство из них. Однако студентов из регионов в столичных институтах и университетах в ближайшие годы может стать заметно больше: вузы делают их привлечение одной из своих главных задач. «Многие учебные заведения имеют филиалы в регионах, на базе которых часто строится рекламная кампания головного вуза, — рассказывает Михаил Каптюг. — Кроме того, его представители ездят по провинции с олимпиадами, многие — с презентациями для выпускных классов. По результатам этих олимпиад можно установить определенное соотношение для того или иного города: например, 80% лучших ребят приходят из 20% школ. С ними столичные вузы часто и пытаются наладить отношения».

В качестве примера удачного изменения стратегии набора Ирина Абанкина приводит Санкт-Петербургский госуниверситет аэрокосмического приборостроения. «Традиционно они ориентировались на выпускников питерских школ. Но их стало не хватать. Тогда университет вложил средства в общежитие, усилил работу в регионах и добился увеличения притока поступающих оттуда на 15%, — рассказывает она. — Так был обеспечен нужный уровень».

Эти шаги едва ли упростят жизнь провинциальных вузов. «У провинции есть шанс оставить выпускников у себя из-за снижения мобильности студентов и дороговизны жизни и обучения в столицах», — говорит Ирина Абанкина. Но более перспективный путь — находиться в тесной связи со стратегией развития экономики своего региона. «Хороший пример — Ульяновская область, — говорит она. — Здесь своей целью поставили формирование авиапромышленного кластера. Местные институты смогли оперативно встроиться в эту стратегию развития отрасли — и это очень важно».

Снова в школу

С 2008 года аэропорт Домодедово проводит у себя экскурсии для школьников: им показывают работу изнутри, рассказывают о предполетных процедурах и разных службах. В прошлом же году аэропорт совместно с МИФИ, Московским государственным техническим университетом гражданской авиации и несколькими другими вузами запустил многолетнюю программу «Приток». Она должна обеспечить поступление выпускников в разные департаменты предприятия. Самый ранний ее этап — это профориентация старшеклассников. Кроме экскурсий и встреч с сотрудниками, аэропорт вместе с учебными заведениями предлагает школьникам пройти дополнительную подготовку для поступления на те специальности, в которых сам заинтересован.

«Казалось бы, у нас введен ЕГЭ, и связи школ с вузами перестают играть роль. Но на деле все оказалось не совсем так», — делится наблюдениями Михаил Каптюг. Это подтверждают в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики. «Из-за демографической ситуации мы стали больше внимания уделять работе со школьниками, — рассказывает ответственный секретарь приемной комиссии МЭСИ Елена Завражная. — Для этого есть университетский проект “Школа юного специалиста”, включающий профориентационную работу, развитие творческих способностей школьников, проведение олимпиад в Москве и других городах».

«Есть молодые вузы, — рассказывает Анна Самохина, — для которых абитуриент — предмет жизненной необходимости. Эти из школ вообще не вылезают. Берут в завкафедрой власть имущих и скоро начнут чуть не “разнарядки” спускать: обеспечить вузу столько-то выпускников». Другой случай — институты и университеты, обучение в которых подразумевает высокий уровень подготовки. «Если они сами не пойдут в школы учить детей, — например, физике, — а затем не зачислят к себе на льготных условиях, то им конец», — замечает Самохина.

Довузовская подготовка последовательно развивалась в Высшей школе экономики: в 1994 году открыли программу для одиннадцатиклассников, а к 2005 году дошли и до седьмых классов — открыли клуб «Эрудит». И хотя в таком сотрудничестве по-прежнему заинтересованы многие московские школы, инициатива с их стороны после введения ЕГЭ в целом пошла на спад — это отмечает проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович. «Школа и школьник знают, что первоочередная задача — готовиться к единому экзамену и участию в олимпиадах», — добавляет Ирина Абанкина. Поэтому связи школ с вузами, возможно, и будут сохраняться, но активно развиваться — едва ли.

Без дней открытых дверей

На прошедшей в мае конференции «Маркетинг образовательных услуг» обсуждались новые формы коммуникаций между вузами и абитуриентами, их родителями и учителями — в частности, использование социальных сетей. «Это поле непаханое, — говорит Анна Самохина. — И почему бы вузам не обратить внимание на ресурс, который валяется у них буквально под ногами?»

Сотрудники приемной комиссии МЭСИ консультируют по Skype и через ICQ, отправляют новости в Twitter и активно отвечают на вопросы в группе «Вконтакте», открытой для поступающих еще 3 года назад. «За это время мы смогли перевести большую часть консультационной работы в соцсети, — рассказывает Елена Завражная. — Это стало обычной практикой для наших студентов, а теперь мы хотим приучить к ней и абитуриентов».

По наблюдениям Михаила Каптюга, адрес вуза вместе с его группой «Вконтакте» сейчас указывают 5-10% вузов, но число непременно будет расти. «Абитуриент может спросить у приемной комиссии о стоимости обучения или особенностях конкурса, — приводит пример Каптюг. — Но есть вопросы, которые интересны поступающим и ответы на которые представители приемных комиссий могут и не знать. Например, сильна ли сборная вуза по баскетболу, вкусный ли компот в столовой, сколько он стоит и т.п. На них скорее ответит студент-второкурсник, который сейчас еще помнит абитуру. И доверие к такому каналу очень высокое». Работают ли традиционные формы презентации вузов и знакомства с ними вроде Дня открытых дверей? Они постепенно теряют силу, отмечает Григорий Канторович. «Абитуриентов на них стало приходить меньше, — делится он своими наблюдениями. — Они объясняют это тем, что и так имеют достаточно информации о вузе. Например, из интернета».

Начать дискуссию