В СЕРЕДИНЕ МАЯ ДЕПУТАТЫ ГОСДУМЫ ОТКЛОНИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВВЕСТИ В РОССИИ НАЛОГ НА РОСКОШЬ, КОТОРОЕ ВЫДВИНУЛА ПАРТИЯ «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». НА ЭТОТ РАЗ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ВОСТОРЖЕСТВОВАЛ НАД ПОПУЛИЗМОМ. НО ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
В середине мая парламентское большинство отклонило инициативу «Справедливой России», которая продолжает добиваться введения в России налога на роскошь. Сверхзадача идеологов этой партии — продемонстрировать борьбу за социальную справедливость. Метод — заставить богатых вносить в бюджет дополнительные (и весьма серьезные) отчисления.
На первый взгляд, инициатива эта имеет право на существование. В некоторых высокоразвитых странах подобного рода налоги существуют. Однако для нормального функционирования такой фискальной модели требуются десятки лет опыта разумного налогового администрирования и многовековой опыт признания права богатства на существование. В России же подобные инициативы явно преждевременны. Культивировать надо не ненависть к «богатеньким», а трудолюбие и стремление к зажиточности.
Прежде чем переносить подобный налоговый опыт на российскую почву, полезно вспомнить о том, что наша страна находится примерно на 55-м месте по уровню экономического развития и может быть отнесена к странам третьего мира. У нас нормальная экономика — для государства, находящегося во второй «пятидесятке». Расслоение доходов в России также соответствует нашему уровню развития: доходы 10% самых богатых людей примерно в 15 раз больше, чем у такой же части самых бедных. При этом надо понимать, что в 10% «богатых» входят около 14–15 млн россиян с ежемесячными доходами около 3 тысяч долларов, что соответствует зарплате рядового менеджера западной компании или старшего менеджера крупной отечественной фирмы. Так стоит ли обличать всю эту группу населения из-за одного–полутора десятков конкретных «буржуинов-олигархов»?
Одна из главных проблем России, как и большинства крупных, многонациональных стран в стадии социальной модернизации, — не только множество по-разному развитых социальных групп, но и значительная доля всякого рода бездельников, в принципе не желающих хорошо работать. Маргиналы соседствуют с динамичными тружениками, нацеленными на активное повышение собственного благосостояния. В таких условиях многократное (10–15 и более раз) превышение доходов 10% самых богатых над 10% самых бедных представляется вполне закономерным и оправданным. Такое расслоение примерно соответствует разрыву в способностях людей к обеспечению своего благосостояния.
Российское расслоение доходов — это прежде всего результат гигантского труда миллионов обычных крепко работающих менеджеров и квалифицированных специалистов. Именно они в основном и определяют положительную динамику развития нашего общества. Здесь работает принцип Парето (известный как «закон 20/80», согласно которому меньшая часть усилий и меньшая часть людей формируют большую часть результатов). Соответственно, труд 10–20% наиболее динамичных россиян имеет критически важное — если не решающее — значение для нашей экономики. Это и есть «опора модернизации», о которой в последнее время так много говорят.
Доля деятельных, ответственных, нацеленных на повышение качества своей жизни граждан постепенно растет. К сожалению, в России этот процесс идет медленнее, чем хотелось бы. Ускорить эволюцию сложно, но общество и государственная политика должны демонстрировать хотя бы осознанное стремление к этому. А для изменения ситуации с расслоением доходов всем нам, то есть абсолютному большинству трудоспособного населения, придется хорошо поработать еще лет 20–30. А там видно будет. Все остальное, в том числе и разговоры о необходимости введения налога на роскошь, — популистские пересуды из серии «отобрать и поделить». Если продолжать усиливать давление на самых работящих, сажая им на шею не желающих упорно трудиться бездельников, мы снова рискуем быть отброшенными далеко назад с непредсказуемыми последствиями.
Возвращаясь к инициативе «Справедливой России», можно сказать, что она преждевременна лет эдак на 20–30. Расслоение в доходах у нас соответствует странам, находящимся на 50–70–х местах по уровню развития. А значит, оно нормально! Значит, нужно не мешать развиваться бизнесу, а помогать деятельным и предприимчивым людям работать, не обременяя их заботой о благосостоянии не желающих ничего делать людей. Тогда и только тогда есть шанс улучшить ситуацию — как в экономике в целом, так и в доходах каждого конкретного домохозяйства.
Комментарии
1