В мире центры по лечению аэрофобии обычно создают авиакомпании: люди, избавившиеся от страха полетов, пополняют ряды их клиентов. А летчик израильских авиалиний Алексей Герваш открыл в Москве клинику «Летаем без страха» сам: попытки привлечь к партнерству российские авиакомпании пока не увенчались успехом
Алексей Герваш в 16 лет уехал из России: закончил Вашингтонскую летную школу, потом факультет психологии Иерусалимского университета. Начал работать пилотом в израильской компании на внутренних линиях. Загрузка на основном месте работы получалась небольшая: около 20 летных часов в месяц, рассказывает Герваш. Ситуация располагала к тому, чтобы задуматься о собственном деле. Тем более что Алексей мечтал найти практическое применение психологическому образованию.
Инвестиции в знания
Идея клиники выросла, можно сказать, из личной потребности. «Сначала я просто хотел вылечить свою девушку, которая боялась летать», — вспоминает Алексей.
Герваш подошел к делу скрупулезно: изучил мировой опыт и работу центров, которые лечат подобные страхи. В мире их около 150, и, как правило, их создают авиакомпании. Алексей прошел трехмесячный курс обучения в самом крупном — у голландского физиолога Лукаса ван Гервена, консультанта фонда VALK (его создали авиакомпания KLM и аэропорт Схипхол в Амстердаме). Консультировался с американкой Барбарой Ротбаум, специалистом по лечению тревожных расстройств с помощью технологии «виртуальная реальность».
Именно учебу у признанных лидеров Герваш считает главной инвестицией в бизнес. Он понял, что фобия эта с успехом лечится, а специализированного центра в России нет. И в 2007 г. зарегистрировал компанию «Летаем без страха». Приобрел домен bezfobiy.ru. за 620 руб.
Инвестиции в клинику — это деньги, сэкономленные с нескольких зарплат Алексея. $12 000 он вложил в оборудование, купив в США тренажер «Виртуальная реальность», который моделирует ситуации, тревожащие пациентов: позволяет ощутить себя на борту летящего самолета, в замкнутом пространстве или снять страх выступлений, создавая эффект присутствия в аудитории. «После покупки оборудования я остался без денег и не мог нанять специалиста для разработки сайта», — говорит Герваш. Пришлось самому осваивать html-редактор.
Помощь летающим
Примерно 20% россиян страдают от аэрофобии и у половины из них — тяжелая форма (они вообще никогда не летают), подсчитали психологи. В России это около 7 млн человек активного возраста, говорит Герваш. Люди отказываются от отпусков и командировок, пытаются ездить за тысячи километров поездом, а купив билет на самолет, в последний момент сбегают из аэропорта. Аэрофоб на борту — это еще и потенциальный риск: такие пассажиры часто накачиваются алкоголем перед полетом, нервничают на борту. Случается, при взлете пассажир начинает ломиться в кабину пилота с просьбой выпустить его и из-за этого приходится задерживать взлет или даже возвращать самолет, рассказывает Герваш.
Первая пациентка прошла курс в его клинике бесплатно. «Позвонила и сказала: я не верю, что вы мне поможете. И я предложил ей попробовать», — улыбается Герваш. Второй пациент оказался веб-мастером и в благодарность за лечение предложил сделать новый сайт. Так у клиники появилась площадка Letaem-bez-straha.ru, а интернет стал основным инструментом продвижения услуг.
Офиса у Герваша сначала не было. В партнерстве с другими психологами он арендовал кабинет за 500 руб. в час. Его метод базировался на проведении индивидуальных и групповых занятий, где он на цифрах и фактах доказывает пациентам, что «самолет — самое безопасное место в мире». Плюс занятия на тренажере «Виртуальная реальность» и обучение тому, как расслабляться и правильно дышать во время тревожных ситуаций.
Мужские страхи
Среди аэрофобов 65% женщин. А поскольку мужчины часто стыдятся обращаться за помощью, доля женщин среди пациентов «Летаем без страха» еще выше. Дмитрий Черноморский, заместитель директора департамента развития и маркетинга «ИФД-капитал», признает, что страдал от аэрофобии. Однажды, договорившись поехать в командировку в Тюмень, он отказался от нее, послав вместо себя подчиненного. «Как-то я летел из Стамбула, и у меня случилась паническая атака: я не мог усидеть в кресле, приставал к бортпроводнику с вопросом, не упадет ли самолет, прислушивался к шуму двигателя», — вспоминает Черноморский. Поняв, что так жить нельзя, он обратился в клинику Герваша. Когда пилот развеивает мифы обывателя об авиации, это очень убеждает, считает Черноморский. После занятий ему стало намного легче, хотя страх не исчез совсем. Месяц спустя Герваш предложил Черноморскому и еще нескольким пациентам слетать просто так в Петербург вместе с ним. Сначала предложение вызвало привычный страх. Сидевшим в аэропорту в ожидании Алексея хотелось сбежать, как сделала одна девушка, но Черноморский остался и выдержал испытание. В конце июля он уже собирается лететь в отпуск на Крит.
В 2008 г. в Москве появилось еще одна техническая возможность тренировать аэрофобов — полноразмерный тренажер Boeing 737, построенный компанией TFT. Герваш арендует часы тренировки на этом авиасимуляторе (его используют для подготовки к полетам в том числе и профессиональные пилоты).
Линейка фобий
Поначалу Герваш был убежден, что клиника должна специализироваться только на лечении аэрофобии. Однако аэрофобы не очень охотно обращаются за помощью: по психотипу они обычно тревожны, мнительны и мало кому доверяют, объясняет Алексей. Сделать клинику прибыльной только за счет узкой специализации вряд ли бы удалось. Кроме того, аэрофобы страдают и другими расстройствами: у них бывают панические атаки, боязнь замкнутого пространства, навязчивые состояния и прочие неврозы и их тоже надо лечить, объясняет Герваш. Поэтому линейка услуг в 2009 г. расширилась. В том числе благодаря этому годовой оборот вырос до 5 млн руб. Если в 2008 г. услугами клиники воспользовались около 400 человек, то в 2009 г. — уже 850. К примеру, самый крупный центр по лечению аэрофобии — голландский фонд VALK за год успевает обслужить около 1000 человек.
«Сейчас в Москве есть клиники, которые занимаются избавлением от фобий без медикаментов и гипноза, например наша», — замечает Михаил Борухов, управляющий центра оказания психологической помощи «Антифобия». Есть и независимые психологи и психотерапевты, которые специализируются на страхах. Центр «Антифобия» открылся в 2008 г. и, выиграв тендер, арендовал помещение у «Кремлевской больницы». Изредка в центр обращаются и пациенты с аэрофобией. Нервных расстройств у жителей большого города великое множество, одних только фобий описано около 2000, говорит Борухов. Но на узкой специализации трудно построить прибыльную клинику, считает он.
Заинтересовать авиаторов
Малобюджетная клиника «Летаем без страха» заинтересована в коммуникационных каналах, которые могут предложить авиакомпании. Россияне в большинстве своем не знают, что аэрофобия излечима безопасными методами, и авиаторы могли бы помочь нести эти знания в массы. В начале года Герваш направил предложения о сотрудничестве в девять крупных авиакомпаний. Предложил два варианта взаимовыгодного партнерства: работать под брендом авиакомпании или под своим. Но ответа до сих пор не дождался.
«Для авиакомпании участие в таком проекте должно быть интересным и социально значимым: избавлять людей от страха перед полетами и расширять круг пользующихся авиационным транспортом — общая задача авиаторов», — говорит Виталий Коренюгин, начальник отдела по связям с общественностью Sky Express. — Мы планировали с Гервашом сделать красивую программу с экскурсиями для пассажиров, встречами с пилотами и бортпроводниками, а также тестовыми или призовыми полетами на Sky Express для людей, успешно прошедших курс лечения. Но, видимо, они решили обойтись без партнера и стартовали сами«.
В компании « Аэрофлот» пока обдумывают планы сотрудничества. «Департамент маркетинга и рекламы “Аэрофлота” действительно встречался с представителями школы “Летаем без страха”: они предложили нам подумать над совместным проектом, который нам кажется перспективным, — рассказали в пресс-службе компании. — Сейчас проект находится в детальной проработке. Уместнее будет говорить о нем в октябре-ноябре».
Похоже, для российских авиаторов решение психологических проблем пассажиров не приоритет. Для отрасли первостепенны другие задачи: надо улучшать сервис и аэропорты, совершенствовать техническую базу и повышать безопасность полетов, тогда и случаев аэрофобии будет меньше, считает сотрудник одной из российских авиакомпаний, попросивший не называть его имени.
Для нервного пассажира
Факты о безопасности полетов
Герваш собрал в специальной памятке, которую советует взять собой в самолет. В ней есть такие сведения: – Происходит всего 10 авиакатастроф на 48 млн рейсов в год. – Отказ двигателя у самолета случается один раз на 2 млн полетов. – Четыре компьютера и два пилота отслеживают, все ли системы самолета работают нормально. Вам этого делать не нужно. – Давление под самолетом во много раз выше, чем давление над ним. Самолет так же прочно опирается на это давление, как автомобиль на дорогу.
– Воздушные ямы – миф.
Современные самолеты не проваливаются в ямы.
– До сих пор в мире из-за турбулентности не разбился ни один самолет.
Начать дискуссию