Управление персоналом

«Человек-проблема» превращается,превращается… в «решение»

Не существует в природе «людей-решений» и «людей-проблем».

Не существует в природе «людей-решений» и «людей-проблем». Эффективными или нет их делает только менеджер. Как конфуцианский благородный муж, Вадим Лисин, бизнес-менеджер компании «Майкрософт» в Нижнем Новгороде, берет ответственность за появление «людей-проблем» на себя.

«ЛЮДИ-ПРОБЛЕМЫ»

Появление проблем и их решение — это жизненный цикл любой интеллектуальной системы от человека до корпорации. «Проблемные» люди в компании будут появляться всегда. Поиск причин в поле и возрасте — это только отговорки, которые используются, когда проблему не хотят решать.

Огонь на себя

Давайте сначала определимся с размером компании. Для полноты картины будем считать, что это средняя или крупная комания, в которой есть два класса сотрудников: менеджеры и исполнители. В случае исполнителя все просто, если этот сотрудник обладает достаточными профессиональными навыками, то он выполняет их по мере мотивации. Если перед нами менеджер или даже владелец бизнеса, то он может стать проблемой не только из-за демотивированности, что было бы слишком просто. Это может происходить в силу того, что стиль этого человека не подходит под данную должность и/или он не подходит компании на данном этапе ее развития. В случае менеджера — это уже проблемы профессионального характера, так как основная функция менеджера все-таки управлять людьми.

Как это ни странно, «проблемные» люди появляются именно там, где менеджеры сидят не на своих местах. Дисциплинарные нарушения, неуважительность, распускание сплетен — это все лишь симптомы отсутствия мотивации. Причина — непрофессионализм менеджмента. От него могут страдать даже хорошие работники.

Если появился «проблемный» сотрудник, прежде всего, посмотрите на его менеджера или на себя. Как правило, проблемные сотрудники появляютя из-за разбалансированности подсистем компании. Надо искать причину и осуществлять настройку всех частей — интеграцию.

Переброска на другой фронт

Сначала — диагностика, а потом уже лечение. Прежде всего, надо понять, почему люди мешают именно в применении к их роли в компании, и попробовать предложить им другую роль, где они могут принести пользу и получить удовлетворение от результатов своей работы. Обоснованность этого шага можно измерить и перевести в сравнимый показатель — прибыль или убыток.

Причем избавляться от сложных людей вовсе необязательно. Компания может состоять и на 100 процентов из «людей-проблем». В креативном маркетинговом агентстве каждый сотрудник — индивидуальность. Если мы будем считать, что индивидуальность — это проблема, и попытаемся формализовать взаимоотношения, то бизнес потерпит фиаско, так как мы лишимся основной ценности компании — креатива. А если мы найдем подход к каждому сотруднику и поладим с его проблемами, то получим многообразие идей — главную ценность этой компании.

Масштаб операции

Ущерб для компании «люди-проблемы» создают соответственно своей должности — от простого сбоя в работе цепочки по созданию добавленной стоимости, такого как брак, сбой поставок, потеря клиента, связанного с демотивацией рядового исполнителя, до серьезной упущенной выгоды и банкротства компании в случае менеджера или топ-менеджера.

«ЛЮДИ-РЕШЕНИЯ»

Чертовы решения

«Люди-решения» — это те, кто просто оказался в нужном месте в нужный момент. Их эффективность может поменяться со временем или в другой компании. Как их найти? Черт кроется в деталях. Определитесь для начала, каким должен быть человек на вакантной роли в части профессиональных и организационных навыков. Обращайтесь только к прошлому опыту кандидата и ищите в нем подтверждение ваших критериев.

Профессиональные навыки можно проверить, индивидуальные — сложнее. Но для менеджера индивидуальные качества по большей части являются и профессиональными. Выход из равновесия «Человека-решение» необходимо мотивировать, поручая ему все более амбициозные задания, выводя его из состояния равновесия, застоя. «Человек-решение» — это не приспособленец, просиживающий свое рабочее время, стараясь выставить вперед свою деловитость, за которой скрыто сопротивление любым переменам с целью сохранения своего теплого местечка.

Индивидуальность как лекарство

Каждый человек проблемен, индивидуален. Задача компании выявить эту индивидуальность, найти подход и получить максимальную отдачу от каждого сотрудника. То есть найти решение.

Справка

Вадим Борисович Лисин

Родился в 1969 году.

Образование:

1993 год — радиофизический факультет ННГУ им. Лобачевского по специальности «радио-физика и электроника». 2001 год — Плехановская академия, специальность «экономика», МВА в Московской высшей школе бизнеса по специальности «финансы».

Карьера:

5 лет работал в Москве в консалтинговой компании Robertson& Blums. Участвовал в реализации проектов по внедрению ERP в таких компаниях, как «МТС», «Мриотт», «Юнилевер», «ФШП».

2001–2003 годы — коммерческий директор компании «НСС».

2003–2005 годы — глава представительства в Нижнем Новгороде компании IBS. С октября 2005 года — менеджер по развитию бизнеса отдела развития регионального бизнеса компании Microsoft.

Начать дискуссию