Интервью

Управленец, владелец, эксперт: три стула или одно кресло?

С началом кризиса многие компании в погоне за эффективностью взялись за урезание расходов по самым неожиданным статьям.

Интервью с Леонидом Кролем, директором института групповой и семейной психологии

С началом кризиса многие компании в погоне за эффективностью взялись за урезание расходов по самым неожиданным статьям.

Например, компания «Евросеть» ликвидировала отдел маркетинга. О том, какие мотивы на самом деле стоят за подобными шагами, и о том, насколько сильно неформальные отношения внутри организации влияют на ее жизнеспособность и эффективность, хорошо знают в тренинговом центре «Класс» во главе с Леонидом Кролем — человеком, который стоял у истоков тренингового бума в России.

Когда компания ставит во главе задач повышение эффективности бизнеса, как это отражается на ее работе?

— Часто рычагами оптимизации под рациональными масками выступают посылы вроде «расплодили бездельников», или «стало скучно», или «все денег хотят, а где их взять? — сэкономим на уборщице». Убрали маркетинговый отдел или эйчар-службу — такой большой жест, наподобие того как Степан Разин бросает княжну за борт, то ли потому что ребята сказали: «С нами не пьешь, не гуляешь», то ли княжна надоела, то ли с перепою. Жесты типа увольнения отдела маркетинга не стоит разбирать отдельно, вне контекста. Сейчас странное время, т. к. во взаимоотношении руководителей и подчиненных наблюдается ярко выраженная черта — лицемерие, которого до кризиса временно было меньше.

Как еще изменилось сознание руководителей за время кризиса?

— Думаю, что в целом последние 10 лет тяжелы для бизнеса. Многие люди устали, часто это усталость незаметная и накапливающаяся. Она проявляется в апатии, в потере смысла работы, бизнесмены находятся в субдепрессивном состоянии, их захватила неуверенность в завтрашнем дне. Часто мотив таков, что здесь «надо зарабатывать, но жить все труднее», и он звучит на разных уровнях.

И лозунг такого отчуждения «Каждый — лишний» звучит явственнее всех. Если 10–15 лет назад бизнесмены хотели создать свой остров и воспринимали организацию как остров, на котором можно изолироваться от не совсем желательных процессов, то сегодня идея острова не кажется реалистичной.

Даже в Москве, городе, в котором трудно проехать без пробок. Независимо от успешности и уровня, человек, который провел два часа в пробках, не находится в оптимальном состоянии, даже если он сидит на заднем сидении прекрасного авто и в это время звонит и пишет, делает дела, а водитель ведет авто.

Мы ставили перед директорами 50 крупных компаний вопрос: «Что станет с вашим бизнесом, если вы на 2 года уедете на Багамы?» Примерно 70 % директоров ответили, что за последние 10 лет поняли, что подчиненных постоянно надо держать под контролем.

— И на год, и на 2 месяца никто из директоров крупных компаний не может никуда уехать. Предельный срок — это 2 месяца, с высоким уровнем тревоги, с мобильным телефоном на пляже. Потому что, для того чтобы держаться на плаву, нужно непрерывно лично общаться и подтверждать, что ты относишься к некоему клубу людей. Современные предприниматели очень сжаты во времени, быстро принимают решения, быстро общаются, но ничего не могут спланировать на несколько месяцев вперед, все время находятся в оперативном режиме — контактов, связей, общения. Реальный бизнес современных предпринимателей гораздо более коммуникативный и неформальный, чем тот бизнес, что с реальными планами, сессиями, размышлениями, маркетингом и т. д.

Почему это происходит? Сегодня нельзя никому доверять?

— Потому что нет правил игры на более высоких уровнях.

Как устроены наиболее эффективные компании?

— Я знаю производственные компании с хорошо отлаженными правилами, где четко распределены роли. Владелец берет на себя политические задачи и риски, а управляющий — управленческие. То есть быстро принимает блестящие решения, но самим предприятием не владеет никогда. А в большинстве компаний роль управленца и владельца слиты вместе. Не хватает ни доверия, ни умения их разделить. Владелец чувствует себя и директором, и главным экспертом, сидит на трех стульях, хотя декларирует, что все кому-то делегировал.

Последние 10–20 лет наблюдается критика крупных компаний за их неповоротливость. Но на примере HP можно задуматься, может быть, крупные компании научились управлять по-другому? HP из фабрики принтеров стала компанией, 80 % продаж которой это компьютерные программы. Что произошло в мире с управлением?

— Есть еще такая крупная компания, как АвтоВАЗ. У человека в руке три сустава. Есть люди, которые ведут себя так, будто у них 6 суставов, они гибки. А есть люди, у которых как будто один сустав, они малоподвижны. Некоторые компании ведут себя по принципу зашлакованности и бюрократизированости. И часть из них, видимо, превратится в динозавров и вымрет, а попытки построить в этих компаниях армейскую дисциплину вряд ли приведут к успеху. А есть компании, которые, сохраняя крупную структуру, следят за своими суставами. В этом отношении я, как компания консалтинговая, чувствую себя костоправом. Надо компанию проверить, как она шевелится, живы ли ее суставы, дышит ли она, доходит ли от ее головы мысль до кончиков пальцев и не задерживается ли в выросшем животе.

Если бы Вас попросили исправить суставы АвтоВАЗа, что бы Вы сделали?

— Поблагодарил бы и попрощался. Если представить себе фантастическую ситуацию, что кто-то решает разобраться в ситуации АвтоВАЗа, то можно посмотреть круг директоров и открыто поговорить о том, кто есть кто. После такого анализа можно вывести, что тот, кто принимает решения за эту компанию, тут не присутствует. АвтоВАЗ уже давно не компания, он не имеет отношения к бизнесу.

Что Вашим клиентам дает работа с Вами?

— Мы учим продавцов Mercedes лучше координировать немецкие ветры с русской реальностью. В Центробанке мы занимаемся управленческими технологиями. Стараемся прошить слои организации неким единым ветром. С одной стороны, удовлетворяем формальные требования, а с другой стороны, вносим воодушевление, человеческую ноту. И поэтому получается, что люди, которые проходят наши консалтинговые процедуры, пишут благодарственные письма, что для организаций нетипично.

По опыту Вашего тренинга «Переговоры» — какие типичные ошибки совершают российские предприниматели при проведении переговоров?

— Играют абстрактное представление о силе и не пытаются быть сами собой. А переговоры — это реализация собственного характера. Переговоры — это некий набор карт, который дан, и с этим набором нужно достичь лучшего результата в данной игре.

Пересдать можно?

— Да, именно можно, если человек не завязан и не зациклен, то пересдаст и будет играть другой колодой.

Можно ли научиться быть лидером?

— Можно научиться быть максимально активным и лидирующим в отношении собственных качеств.

Можно ли эффективно носить штаны собственного размера? Или нужно обязательно носить штаны на два размера больше? Обозначьте для наших читателей по пунктам, как им прийти к стратегическому видению?

— В моем понимании — это схема мирового дерева, в которой обычно существует низ, середина и верх, право, лево, вперед и назад. Правое — это странность, ассоциативность, континуальность, опора на второстепенные детали, то, что в сказках называется живой водой. Левая — некая матрица, привычка, правила, алгоритм, рациональность, то, что соответствует некоей повседневности, как у соседей, цензуре и прочему. Назад — это библиотека, или возможность просто запоминать, заглянуть, увидеть картинки того, как это было раньше, и свериться, чтобы задержаться на время и разумно затормозить. Вперед — это инженерный подход, попытка включить, как в машине, ближний, средний и дальний свет планирования, попытаться увидеть ближнее и дальнее будущее.

Верх — это то, что помогает увидеть некую карту, происходящее с тобой и компанией в большом промежутке времени, за 20 лет. Середина — это возможность быть не среднестатистическим, а почувствовать некую равновзвешенность, пустоту, дао. Низ — это своеобразное кладбище, где находятся и клады, и скелеты, сожаления, отголоски прошлых сценариев. И, например, чтобы окончательно расстаться с ошибками прошлого, существуют технологические вещи, позволяющие провести деролинг, похоронить.

Перебрать этот сундук, как на тренинге «Сундук с наследством». За бессмысленностью этой рухляди наверняка существует маленький бабушкин завет, забытый вклад, фрагмент сценария успеха. В компании Volvo проходит тренинг для женщин-руководителей специально для того, чтобы выявить, откуда у них взялась из их рода склонность к харизматичности, к руководству. И они находят какую-то прабабушку, которая была настоятельницей монастыря. Через это у них получается лучше контактировать с трендами.

Как увидеть будущее с помощью ближнего, среднего и дальнего света?

— Люди часто находятся в ситуации оперативного режима, им трудно из нее выйти, и они застревают в ситуации ближнего света. В этом поможет только эффект расправленной скомканной бумаги, т. е. на 2 недели куда-то уехать, чтобы отойти от текучки, которая мысленно засасывает, и представить себе дальнейшее, оперируя вот этой метафорой дальнего света, глядя на голубой горизонт, горы, прогуливаясь в дождь, дыша полной грудью, задирая голову…

Если вы дадите себе задачу увидеть в картинках свое будущее: дом, в котором вы хотели бы жить, дорожку, проросшую растениями, или некий ветер в итальянском городе, то вы обращаетесь к картинкам, которые дают вам импульсы. Они приходят к вам как бы случайно, но есть зацепка к вашим желаниям.

Начать дискуссию

Мошенники не могут украсть недвижимость на Госуслугах

Решения по сделкам с недвижимостью принимает Росреестр. Даже если к мошенникам попадет смартфон жертвы, они не смогут перерегистрировать право собственности.

Профсоюзы рекомендуют в жару уходить с работы домой

При плохом самочувствии из-за жары нужно сообщить об этом работодателю, остановить работу и покинуть рабочее место.

Миграционный учет

Как белорусу получить ВНЖ и гражданство РФ в 2024 году

Получение вида на жительство (ВНЖ) и гражданства Российской Федерации — важный вопрос для белорусов. В 2024 году процесс стал проще благодаря межгосударственным соглашениям, предоставляющим льготные условия.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Проверки

Минфин утвердил 8 индикаторов риска для контроля за рынком табака

С 20 июля 2024 года индикаторы риска закреплены приказом Министерства финансов от 11.06.2024 № 87н.

Автоматизация учета

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг

Мы подсчитали, что ручной ввод данных из типовых форм занимает у сотрудников 6–7 часов в день. Автономная система Smart Document Engine на смартфоне справляется с подобной задачей буквально за минуты. В этой статье мы расскажем о самых эффективных бизнес-кейсах применения нашей мобильной OCR.

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг

Росфинмониторинг начнет контролировать крупные операции с драгметаллами

Участникам нелегального оборота драгоценных камней и металлов установят запрет на списание денежных средств с банковских счетов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В ГПК может появиться глава о Службе финансового уполномоченного

Служба финансового уполномоченного (омбудсмена) подготовила концепцию внесения изменений в Закон о финуполномоченном и Гражданский процессуальный кодекс (ГПК).

Аутстаффинг

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 

В условиях потребности в квалифицированных кадрах и оперативном решении задач возрастает популярность аутстаффинга. Однако вокруг этой услуги витает много мифов, которые порождают недоверие и страх. Развеем распространенные заблуждения об аутстаффинге иностранных работников, разберемся в правовой стороне вопроса и осветим реальные преимущества.

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 
Самозанятые

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника

«Не работайте с самозанятыми!» — об этом кричат из каждого «утюга». Компании начали бояться платить самозанятым, даже в случаях, когда заключение договора с самозанятым обосновано. Хотя на самом деле, главное — не злоупотреблять.

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника
Отчетность в СФР

Как заполнить форму ЕФС-1 по травматизму за полугодие 2024 

До 25 июля 2024 года компании и ИП с сотрудниками должны отчитаться по взносам на «травматизм». Разбираемся, как заполнить отчётную форму.

Как заполнить форму ЕФС-1 по травматизму за полугодие 2024 

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера

Применяя УСН «доходы минус расходы», можно уменьшить налоговую базу на стоимость основных средств, приобретенных или созданных своими силами, включая затраты по реконструкции и модернизации (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК). Разберемся, какие действия помогут бухгалтеру правильно учесть основные средства для расчета налога.

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера

Число легальных производителей БАД увеличилось на 86%

Число регистраций в системе «Честный ЗНАК» в несколько раз превысило количество выданных свидетельств о государственной регистрации производителей и импортеров биологически активных добавок.

Как получить субсидии при найме сотрудников

За трудоустройство некоторых категорий работников компания может получить до 75 000 рублей за каждого сотрудника. Разбираемся, что для этого нужно сделать, и какие ограничения для работодателей и сотрудников нужно учитывать. 

Как получить субсидии при найме сотрудников

Обучение управлению бизнес-процессами: 15 курсов в 2024 году

Бизнес-процессы — это повторяющиеся действия внутри компании, например: обработка заявки от клиента, прием на работу нового сотрудника или согласование договора с юристом. Эффективность работы организации напрямую зависит от того, насколько правильно разработаны и описаны алгоритмы операций и исполняются ли они. Научиться внедрять системный подход и управлять бизнес-процессами можно на специальных курсах.

Обучение управлению бизнес-процессами: 15 курсов в 2024 году
Банки

Банки начали отказываться от рекламы кредитов

Чтобы не указывать полную стоимость кредитов в рекламе, банки сократили число рекламных кампаний для займов. Они сконцентрировались на рекламе платежных сервисов, вкладов и накопительных счетов.

Маркетинг

Контент-маркетинг: зачем он нужен вашему бизнесу

Рассказать аудитории о продукте или услугах можно по-разному: настроить таргет, разместить наружную рекламу, поработать с блогерами. Но если для компании важен не краткосрочный эффект, а построение бренда, которому доверяют, стоит задуматься о долгосрочной стратегии ― контент-маркетинге. 

Контент-маркетинг: зачем он нужен вашему бизнесу
ПСН

ИП на ПСН с пожертвования платит НДФЛ

Если ИП применяет ПСН, он освобожден от НДФЛ в части бизнес-доходов, по которым применяется ПСН.

Охрана труда

Успей заявить в СФР о возмещении средств, потраченных на охрану труда

Многие работодатели сетуют на большие траты денежных средств на охрану труда. Это и медосмотры, и спецоценка, и покупка СИЗ и пр. Государство, понимая насколько внимательно нужно относиться к сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, готово поощрять работодателей посредством компенсации части потраченных ими средств.

Успей заявить в СФР о возмещении средств, потраченных на охрану труда

📛Офис больше не нужен? Гибридная удаленка

Как эффективно управлять сотрудниками на удаленке? Возможно ли такое в принципе и какие инструменты для этого нужны? Разбираемся на примере бухгалтерской фирмы.

📛Офис больше не нужен? Гибридная удаленка

Интересные материалы

62% самозанятых хотят увеличить лимит доходов для применения НПД

Сейчас самозанятые могут платить налог на профессиональный доход (НПД), если их заработок за год не превышает 2,4 млн рублей. Не все укладываются в этот лимит.