Ведение бизнеса

Предельная точность

Предприниматель знает, о чем говорит. Это сегодня спрос на высокоточные гироскопы, которые выпускает созданная Симоненко несколько лет назад компания InnaLabs, предъявляет не только российская оборонка, но и мировые гиганты.

В ИНТЕРВЬЮ «БИЗНЕС-ЖУРНАЛУ» ДМИТРИЙ СИМОНЕНКО ПРИЗНАЕТСЯ: «МИР ЕЩЕ НЕ ПРИВЫК К ТОМУ, ЧТО В РОССИИ МОГУТ ПРОИЗВОДИТЬ ЧТО-ТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТОЯЩЕЕ. С ПРОГРАМ­МНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРОЩЕ. НАШИ ПРОГРАММИСТЫ — ЭТО УЖЕ БРЕНД. А ВОТ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ, КОТОРУЮ МОЖНО ПОТРОГАТЬ РУКАМИ, ПОКА НЕ КОТИРУЕТСЯ».

Предприниматель знает, о чем говорит. Это сегодня спрос на высокоточные гироскопы, которые выпускает созданная Симоненко несколько лет назад компания InnaLabs, предъявляет не только российская оборонка, но и мировые гиганты. Но начинал он именно с программного обеспечения. В 90-е, сразу по окончании школы, сибиряк Дмитрий уехал учиться в США. В университете, да и некоторое время после получения диплома инженера-связиста будущий предприниматель торговал автомобилями и даже доставлял пиццу (американская классика!), чтобы заработать на учебу. А попутно пытался обнаружить перспективную область для приложения сил.

Первой такой нишей стала набирающая популярность сотовая телефония. Со стороны американской компании Симоненко участвовал в запуске сети одного из первых российских операторов «СОНЕТ». На календаре был 1998 год, и вокруг начинался еще один бум — бум Интернета. Все вокруг буквально бредили Всемирной паутиной, а грядущего краха доткомов никто еще и не предполагал. Вместе со своим другом Алексеем Кандиковым, работавшим в Новосибирске, Симоненко решил попытать счастья и тут, создав компанию Plesk, оказывающую услуги по разработке веб-сайтов. Однако вскоре выяснилось: писать километры кода — занятие скучное. А главное, далеко не самое прибыльное. Да и конкурентов с каждым днем прибывало.

Куда более привлекательной выглядела разработка программных средств, обеспечивающих построение сайтов и управление ими. В быстрорастущем сегменте партнерам удалось добиться ощутимого успеха. Уже в 2000 году Кандиков и Симоненко получили предложение продать учрежденную ими фирму. Однако «выход в деньги» было решено отложить. Лишь спустя три года Plesk, заметно расширив продуктовую линейку и увеличив рыночную долю, вошла в состав компании, известной ныне под именем Parallels. А тогда предприятие, основанное Сергеем Белоусовым, именовалось иначе — SWSoft. Алексей Кандиков остался работать в объединенном бизнесе. Симоненко же в 2004 году оставил пост члена совета директоров и ушел в «свободное плавание». Похоже, внутренний «гироскоп» просигнализировал: нужно двигаться вперед!

Мал гироскоп, да дорог

Строго говоря, история этого стартапа — настоящий гимн экспертизе, этой вечной и столь необходимой спутнице любого венчурного проекта, — экспертизе научной, технологической, рыночной, управленческой, юридической. На всех этапах развития компании анализ перспектив, возможных «развилок» и опасностей проводился тщательно, а главное — очень вовремя. Возможно, именно поэтому сегодня компания Дмитрия Симоненко — один из самых перспективных российских стартапов, готовящийся к решительному рывку на мировую арену.

— Еще перед продажей Plesk у меня появился интерес к игровой индустрии, — вспоминает Дмитрий Симоненко. — Я всегда считал себя «софтверным» человеком, а тут вдруг потянуло к «железу». Было у меня одно изобретение — инерционный датчик, который можно было использовать в игровых приставках. Еще за год до того, как Nintendo запустила свою платформу Wii, я ездил в Токио, показывал разработку людям из Sony. Но встречного интереса они не проявили, так что я продолжил исследовать рынок.

ГЛАВНОЕ В БИЗНЕСЕ ДМИТРИЯ СИМОНЕНКО — БАЛАНС. ЕГО КОМПАНИЯ INNALABS СОЗДАЕТ ВЫСОКОТОЧНЫЕ ГИРОСКОПЫ, СПОСОБНЫЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ МАЛЕЙШИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ОБЪЕКТА. ПОКА ЭТО ШТУЧНЫЙ ТОВАР, НО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ УВЕРЕН, ЧТО СКОРО СМОЖЕТ НАЛАДИТЬ МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

Работы по выявлению спроса привели к неожиданному результату: Симоненко удалось получить и успешно выполнить крупный заказ американской армии: требовалось создать систему, позволяющую в процессе тренировки солдат точно определять, куда именно направлено оружие. А затем появился еще один клиент, которому также понадобился гироскоп повышенной точности. Тщательная рыночная экспертиза, проведенная предпринимателем, показала: сегмент гироскопов быстро развивался. Да и производителей, выпускавших небольшие устройства такого рода (сегодня гироскопами оснащают телефоны и коммуникаторы), было хоть отбавляй. Вот только точность этих изделий оставляла желать лучшего.

Весьма активны были и поставщики, выпускающие прецизионную технику. Однако высокая стоимость их продукции (до десяти тысяч долларов и более), а также немалый вес и приличные габариты перечеркивали множество возможных применений. Ведь, например, в системах стабилизации, применяемых на беспилотных летательных аппаратах малого радиуса действия, или в камерах слежения требуются небольшие, но точные гироскопы. — Начав «раскапывать» этот рынок, я выяснил: заказчиками здесь уже тратятся сотни миллионов долларов. А простейшие выкладки свидетельствовали, что спрос может вырасти в пять–шесть раз, причем моментально, — если опустить «ценник».

Роль кандидата в бестселлеры Симоненко отвел вибрационным гироскопам. Они были достаточно миниатюрны, не боялись внешних излучений и магнитных полей. Однако, несмотря на все свои преимущества, такие приборы оставались весьма дорогими. «Виноваты» были используемые материалы и сложность конструкции. Очередной этап технологической экспертизы позволил нащупать выход: нужно было максимально упростить прибор. И эту задачу удалось решить. Основной элемент (в конструкции его именуют «звенящим»), выполненный из хрупкого стекла, удалось заменить на металлический.

Изменилась и его форма, а также вся окружающая оснастка. «У нас получился… идиотически простой прибор, другого определения просто не подобрать, — улыбается предприниматель. — Если в обычном гироскопе 141 часть, то у нашего — всего 5. В итоге себестоимость — пропорционально ниже аналогов». Но чудес не бывает. На разработку «идиотически простого прибора» ушли 6 лет и миллионы долларов, которые Дмитрий выручил после продажи Plesk. Теперь нужно было двигаться дальше. А для этого снова требовались деньги.

Нужен завод

Сегодня InnaLabs выпускает гироскопы лишь в небольших количествах. Сказывается нехватка мощностей: производство развернуто на территории нескольких лабораторий. «Потребность в таких гироскопах составляет десятки тысяч штук в год, — говорит Дмитрий Симоненко. — Я бы мог «с разгона», уже в этом году, продать гироскопов на 20 миллионов долларов, а в ближайшее время довести годовой оборот компании до 120 миллионов». Но для того, чтобы сказка стала былью, нужен завод. Завод же — это, во-первых, инвестиции, а во-вторых, место. — Строго говоря, завод можно построить где угодно, — говорит Симоненко.

— И, поверьте, я бы с удовольствием развивал производство в России. Но при условии поддержки государства. Есть, правда, и другие проблемы. Например, Россию до сих пор не воспринимают как страну, где могут быть произведены качественные вещи. Вот с программированием дело другое. Сейчас наших программистов ценят. Другая сложность — клиенты. Они у Симоненко «долгосрочные». Им нужны стабильность и надежность поставщика. Ведь если с заводом что-то случится (например, по тем или иным причинам прекратится выпуск продукции), заказчикам придется перестраивать весь производственный процесс. Сегодня Дмитрий ведет переговоры со знаменитой фирмой Сикорского.

Компания, выпускающая геликоптеры, готова отказаться от одного из своих поставщиков и перейти на использование гироскопов InnaLabs — гораздо более дешевых. «Есть несколько других предложений от организаций такого же масштаба, — раскрывает карты Симоненко. — Но им нужно, во-первых, увидеть завод, на котором все сделано по мировым стандартам, а во-вторых, получить гарантии бесперебойных поставок. Как соблюсти все эти условия в России, я пока, к сожалению, не знаю». Один из вариантов — строительство завода в Турции. Среди преимуществ — недорогая рабочая сила, предоставляемые экономические льготы, а также близость к ключевым рынкам сбыта.

Однако есть у предпринимателя и другая идея — строить завод не в одиночку, а заручившись финансовой поддержкой солидных клиентов. Выгода обоюдна: InnaLabs получит не только завод, но и «готового» крупного клиента, а партнер обеспечит себе постоянный поток гироскопов и лицензию на них в отдельно взятой стране. Симоненко очень рассчитывает на эту модель, считая ее инновационной. А главное, такой подход увеличивает шансы построить один из заводов в России. «Если бы государство повернулось к нам лицом, — говорит предприниматель, — и сказало: давайте мы вместе с вами возьмем лицензию на Россию, мы дадим вам денег и вместе построим завод — поверьте, я бы первым с удовольствием пошел на такой вариант!»

Что же, подобное развитие событий не исключается. За последние полгода у InnaLabs появилось несколько крупных заказов и от российских предприятий. «У нас в стране сейчас не создается новых гироскопов, — объясняет Симоненко. — То, что выпускается, — это еще советские разработки. Россия — огромный рынок, который мы можем занять». Почему государство должно заинтересоваться возможностью партнерства с InnaLabs? Хотя бы потому, что большинство отечественных потребителей гироскопов так или иначе связаны с военной промышленностью. А ВПК весьма чувствителен к стране происхождения комплектующих.

Дмитрий Симоненко говорит, что его компании осталась самая малость, чтобы перешагнуть пропасть, отделяющую лабораторный образец от промышленного стандартизированного прибора. Тем более, финансовые проблемы решены. За поддержкой предприниматель обратился к венчурным инвесторам, остановив свой выбор на фонде «Новые технологии» под управлением УК «Альянс РОСНО Управление Активами», сформированном при участии капитала Российской венчурной компании (РВК) – государственного фонда венчурных фондов — и МБРР. Именно «Новые технологии» и вложили в проект около 160 миллионов рублей. Почему Симоненко предпочел именно российский фонд, хотя были и другие предложения об инвестициях, в том числе из-за рубежа?

В INNALABS СМЕЮТСЯ: ПОТРАЧЕННЫЕ НА ИССЛЕДОВАНИЯ ГОДЫ НЕ ПРОШЛИ ЗРЯ. У КОМПАНИИ ПОЛУЧИЛСЯ «ИДИОТИЧЕСКИ ПРОСТОЙ ПРИБОР». ЕСЛИ В ОБЫЧНОМ ГИРОСКОПЕ 141 ЧАСТЬ, ТО У РОССИЙСКОГО — ВСЕГО 5. В ИТОГЕ СЕБЕСТОИМОСТЬ — ПРОПОРЦИОНАЛЬНО НИЖЕ АНАЛОГОВ.

— Не подумайте, что это пустой пафос, — говорит инноватор, — но я действительно верю в подъем новой отечественной экономики. Именно поэтому я вернулся из США и начал новый бизнес в России. А если бы я обратился к западным венчурным фондам, то, скорее всего, они бы «привязали» нашу технологию к своему рынку, и мы бы уже не смогли продавать свою продукцию в России. А мне бы этого очень не хотелось».

Кроме того, фонд «Новые технологии» предложил InnaLabs наиболее выгодные условия. Так что теперь глава компании очень надеется на эффект «умных денег». В частности, поддержка отечественного инвестора должна помочь InnaLabs наладить продуктивные связи на российском рынке. — InnaLabs — уникальный проект не только для России, — отмечает управляющий директор венчурных фондов УК «Allianz РОСНО Управление Активами» Максим Шеховцов. — За несколько лет существования компании удалось создать уникальный для своей ниши продукт, качественно превосходящий не только российские, но и мировые аналоги.

Научный и технологический багаж позволяет ей конкурировать на европейском, азиатском и американских рынках. Это по-настоящему международная компания: в кооперацию по созданию продуктов уже вовлечены подразделения, расположенные в России, США и на Украине. Кроме того, InnaLabs получила предложения о запуске профильных заводов по производству гироскопов в Юго-Восточной Азии и Европейском союзе». Впрочем, не обошлось и без иностранцев. Соинвестором и консультантом проекта выступил Билл Ньютон, основатель всемирно известного венчурного фонда Sequoia Capital, выпестовавшего сотни компаний в Кремниевой долине. С Ньютоном Дмитрий Симоненко познакомился еще тогда, когда работал над проектом для компании, производящей игровые приставки.

В «соседстве» фонда «Новые технологии» с американским венчурным капиталистом Максим Шеховцов видит только преимущества. Участие Билла Ньютона в проекте, по его оценкам, является свидетельством доверия к профессионализму как российского фонда, так и основателей стартапа, уже доказавших умение строить успешные международные компании. Наконец, и Дмитрий Симоненко, и Максим Шеховцов хорошо понимают: опытный инвестор из США — ценный носитель экспертизы, которая может позволить перспективному российскому проекту закрепится на международных рынках. Патентная арифметика «За время существования компании, по моим оценкам, мы потратили около 800 тысяч долларов на патентную защиту», — говорит Дмитрий Симоненко, добавляя, что патенты — материя весьма тонкая. Они одновременно и очень нужны, и крайне опасны. Ведь в патенте следует закрепить только то, что можно будет доказать и подтвердить в реальном устройстве.

Иначе патентовать ту или иную идею нельзя ни в коем случае. Напротив, ее следует хранить как зеницу ока до поры до времени. — Нужно патентовать то, что можешь продемонстрировать, — объясняет глава InnaLabs. — Но в идеале не следует раскрывать все секреты. Лучше всего оформлять патенты так, чтобы без участия правообладателя у тех, кто попытается сделать то же самое, ничего не получилось. А бывает и иначе: ты что-то запатентовал, а тебя обложили со всех сторон другими патентами — и ты ничего не можешь сделать! Один из путей, которые может избрать изобретатель, — патентовать все сопутствующие изобретению идеи. Однако этот внешне беспроигрышный вариант чреват огромными финансовыми затратами. Постоянно приходится тратить деньги на очередной виток «спирали» — патентовать снова и снова, полагает Симоненко. «К тому же нужно патентовать и регистрировать изобретения в каждой стране, — напоминает предприниматель.

— А это опять деньги, деньги, деньги… В среднем на один мировой патент уходит около ста тысяч долларов. А ведь его еще поддерживать надо». Кроме того, каждый решившийся на такой «патентный марафон» должен отдавать себе отчет: в наукоемких индустриях от идеи до ее воплощения проходит много времени. «Часто на самом старте ты не знаешь, сработает идея или нет, — объясняет Дмитрий Симоненко. — Но патентовать — приходится. Хотя зачастую значительная часть работ по патентованию избыточна». Другое важное условие успеха стартапа, по мнению Симоненко, — экспертиза в ходе получения проектом инвестиций. Одно дело — вложение средств в интернет-проекты (сегодня людей, разбирающихся в онлайне, уже достаточно), и совсем другое — инвестирование в проект, производящий высокотехнологичные устройства. Здесь необходимых экспертов найти не так-то просто. Впрочем, и эта задача, как показывает опыт, вполне решаема.

«Прежде всего мы предоставили инвесторам серию экспертных заключений от производителей российских гироскопов, которые испытывали наши приборы, — вспоминает основатель InnaLabs. — Кроме того, у нас были заключения иностранных компаний. А перед получением инвестиций специалисты УК «Альянс РОСНО Управление Активами» воспользовались услугами авторитетных адвокатских контор, которые, в свою очередь, привлекли патентных экспертов. Те провели тщательное исследование, оценили наши патенты и конструкцию приборов, после чего сделали вывод о том, насколько наши патенты защищают проект.

И вот что важно. В венчурных проектах не обойтись без определенного уровня взаимного доверия всех участников. Это прямо касается и венчурных капиталистов. Знать все и обо всем невозможно. А значит, приходится полагаться на внешнюю экспертизу, которая должна быть качественной и профессиональной».

Начать дискуссию