Ведение бизнеса

Точный маршрут

Использование систем мониторинга на транспорте не только позволяет свести к минимуму непредсказуемый «человеческий фактор», но и обещает существенную экономию. Эксперты уверены: в ближайшие годы на рынке подобных решений начнется взрывной рост.

«ЮНИМИЛК» УЖЕ УПРАВЛЯЕТ СВОИМИ ГРУЗОВИКАМИ ПРИ ПОМОЩИ СПУТНИКОВ И СОТОВОЙ СВЯЗИ. А СКОРО СЧЕТ ТАКИМ ПРОЕКТАМ В РОССИИ ПОЙДЕТ НА СОТНИ И ТЫСЯЧИ.

Использование систем мониторинга на транспорте не только позволяет свести к минимуму непредсказуемый «человеческий фактор», но и обещает существенную экономию. Эксперты уверены: в ближайшие годы на рынке подобных решений начнется взрывной рост.

Принятый во всем мире индустриальный стандарт профессионального сервиса описывается краткой, но емкой формулой «24x7»: оказываемая услуга должна быть доступна ежедневно в течение 24 часов, причем с заданным уровнем качества. Рекламный трюк? Эффектная метафора? Ничего подобного. Конкуренция нарастает во всех сегментах рынка. И если бизнес компании непосредственно связан с необходимостью выдерживать графики поставок, инвестиции в оптимизацию транспортных потоков неизбежны. Не случайно расходы ведущих мировых и российских компаний на оптимизацию логистических и транспортных потоков продолжают нарастать: такие вложения быстро окупаются ростом лояльности потребителей, увеличением оборота и сокращением издержек.

Составление графика работы транспортного подразделения и его утверждение — лишь первый шаг. Ведь жизнь постоянно подбрасывает всякого рода сюрпризы и неожиданности. Неверная оценка емкости автомобильного парка, непрогнозируемые задержки отправки рейсов по вине контрагентов и подрядчиков (что требует срочного пересчета графика), неминуемые поломки техники, риск невыхода на работу водителей… Этот список можно продолжать до бесконечности. А в России — тем более. Все, что связано с дорогами в нашей стране, — до сих пор большая проблема. Впрочем, есть и решение — современные информационные технологии, способные навести порядок в любом «транспортном цехе».

Копейка и рубль

Для того чтобы понять всю сложность задачи, достаточно провести несколько часов в центре управления перевозками любой крупной компании. Вывод будет очевиден: без технологий, позволяющих четко фиксировать перемещение автомобилей и их загрузку, увязывать потребности в доставке грузов с реальными возможностями и любой ценой укладываться в график, сегодня уже не обойтись.

Я тебя вижу

В 2009 году объем российского рынка услуг в сфере мониторинга транспорта (СМТ) в денежном выражении составил около 925 млн рублей. По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, перспективы расширения российского рынка СМТ связаны прежде всего с уровнем проникновения таких сервисов. Сегодня лишь незначительная доля компаний и эксплуатируемых транспортных средств использует такое оборудование, что позволяет говорить о заманчивых перспективах. «При столь низком текущем проникновении теоретический потенциал роста рынка колоссален, — отмечает эксперт. — Мы полагаем, что в период с 2009 по 2015 год проникновение услуг СМТ в России будет ежегодно расти в среднем на 35% и составит в 2015 году 18%. Подобная динамика роста сохранится и в дальнейшем, а к 2018-му этот показатель для России может составить около 24%. По нашим подсчетам, объем рынка услуг СМТ, соответствующий этому уровню проникновения, составит более 15,6 млрд рублей». По оценкам Дмитрия Баранова, драйверами развития этого сегмента станут модернизация экономики в стране, развитая инфраструктура сотовой связи и активное развитие системы ГЛОНАСС.

Динамично развиваются и интегрированные услуги, предоставляемые сотовыми операторами. Так, продолжается развитие представленной в 2005 году МТС корпоративной услуги «Мобильные сотрудники», позволяющей отслеживать местонахождение торговых представителей, экспедиторов, водителей, курьеров и транспортных средств с помощью мобильных устройств. С недавнего времени этот сервис использует как возможности GPS-навигации, так и потенциал технологии GSM.

«Бизнес-журналу» удалось познакомиться с опытом компании «ЮНИМИЛК», где в конце прошлого года стартовал проект по модернизации транспортной инфраструктуры.

 «Чтобы эффективно управлять автотранспортом, — рассказывает генеральный директор компании «ЮНИМИЛК Лоджистик» Тимур Паршиков, — нам необходимо было обеспечить оперативное поступление исчерпывающей, а главное — точной информации. Где находится конкретный автомобиль? Во сколько он прибудет на погрузку или выгрузку? Каковы отклонения от графика и по каким причинам они возникли? Теоретически все эти данные можно получить от водителя по телефону. Но что если у него «сел» аппарат? Что если он находится вне зоны действия сети? А если водитель в силу тех или иных причин сообщает неверные сведения? Вопросов, требующих решения, было множество. Так сформировалось понимание: нам требуется современная система мониторинга и управления, способная обеспечить компанию достоверными данными».

Прихоть? Скорее, насущная необходимость. Постоянный поток исчерпывающей и точной информации в данном случае — не только залог выполнения компанией обязательств перед партнерами, но и способ экономии ресурсов. Задачи, поставленные руководством компании перед логистическим подразделением, формулировались предельно четко: необходимо автоматизировать процессы контроля и управления перемещением готовой продукции, одновременно снизив непродуктивные издержки. «Мы понимали, — продолжает Тимур Паршиков, — что возможность анализа и оптимизации маршрута, оперативное управление автопарком, контроль эксплуатационных характеристик машин — все это в результате позволит ощутимо сократить расходы и на ГСМ, и на ТО».

Оценив спектр доступных технологий, специалисты «ЮНИМИЛК» остановили свой выбор на системе «НИКА». Это совместная разработка сотового оператора «МТС» и компании «Ситроникс». В «ЮНИМИЛК» не скрывают причин, определивших такое решение:

— Наш выбор технологической платформы для автоматизированного мониторинга автопарка был продиктован несколькими критериями, — объясняет Тимур Паршиков. — Во-первых, мы с самого начала делали ставку на оборудование, поддерживающее оба стандарта — и ГЛОНАСС, и GPS. Дело в том, что использование систем спутникового позиционирования, определяющих координаты объекта по двум разным созвездиям спутников, позволяет максимально точно определить местоположение машины. Во-вторых, внедренная в «ЮНИМИЛК» система контроля передвижения автомашин должна была использовать транспортную инфраструктуру крупнейшего сотового оператора, что является существенным преимуществом с точки зрения покрытия географических зон.

С инженерной точки зрения использованное технологическое решение оказалось весьма элегантным. Установленный на каждом автомобиле комплект оборудования передает данные на головной сервер по GPRS-каналу, предоставляемому сотовым оператором. Поступающая информация (в том числе фактические координаты автомобилей, а также их эксплуатационные параметры) обрабатывается, в результате чего менеджмент компании получает возможность анализировать историю передвижений машин, оперативно управлять автопарком, контролировать и оптимизировать маршруты.

Полномасштабному внедрению услуги предшествовал тестовый период: навигационными комплектами оснастили половину машин. Пилотный проект показал, что постоянный контроль процесса перевозок позволяет существенно снизить эксплуатационные издержки, одновременно значительно повышая эффективность управленческих решений, принимаемых на базе достоверных и оперативных сведений. Затем было принято решение укомплектовать еще 50 машин.

ВСЕ, ЧТО СВЯЗАНО С ТРАНСПОРТОМ В НАШЕЙ СТРАНЕ, — ДО СИХ ПОР ПРОБЛЕМА. ВПРОЧЕМ, ЕСТЬ И РЕШЕНИЕ — ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА

— Как правило, использование системы мониторинга автотранспорта позволяет достичь экономии на уровне 20%, — утверждает менеджер отдела специальных услуг коммерческого блока на рынке b2b компании «МТС» Сергей Цыганов. — Речь обычно идет о миллионах рублей экономии, и это притом, что нижняя стоимость самого простого прибора находится на отметке 11 тысяч рублей.

По оценкам Сергея Цыганова, интерес к подобным решениям в последнее время проявляют не только крупные компании, но и предприятия среднего бизнеса, деятельность которых связана с организацией перевозок. «За последнее время в связи с экономическим кризисом возникла волна спроса на такого рода системы, — говорит Цыганов. — Ведь большинство клиентов стремятся оптимизировать бизнес и добиться экономии».

По оценкам экспертов, российский рынок услуг в сфере мониторинга транспортных средств в ближайшие годы будет уверенно расти. Во многом это происходит благодаря активности ведущих сотовых операторов, способных обеспечить обратную связь на значительной территории страны. Да и сами по себе навигационные технологии вступили в фазу зрелости, что делает их доступными не только для крупных компаний, но и для представителей небольших предприятий.

Начать дискуссию