Менеджмент

Стоимость идей

Инновационные компании появляются на свет тогда, когда встречаются два заинтересованных лица — автор идеи будущего бизнеса и венчурный инвестор.

КАК ВЕНЧУРНОМУ ИНВЕСТОРУ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ ДОГОВОРИТЬСЯ О СТОИМОСТИ ДЕНЕГ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

Инновационные компании появляются на свет тогда, когда встречаются два заинтересованных лица — автор идеи будущего бизнеса и венчурный инвестор. Для запуска проекта им предстоит скинуться: первому — интеллектуальной собственностью и дальнейшими усилиями по коммерциализации своей разработки, второму — деньгами и бизнес-компетенциями. Деньги — универсальное мерило, с ними все понятно. А вот сколько стоит интеллектуальная собственность? На какую долю в компании может рассчитывать разработчик, вносящий в уставный капитал предприятия такой нематериальный актив?

Разумеется, существуют профессиональные оценочные компании, умеющие оценивать что угодно. У них есть самые различные методики, позволяющие рассчитать стоимость интеллектуальной собственности — по затратам, понесенным разработчиком, по аналогам, с точки зрения коммерческих перспектив и так далее. Однако результаты оценки, которые вы получаете от разных оценочных компаний, могут варьироваться в весьма широких пределах — притом что каждая из них вроде бы ни на шаг не уклоняется от утвержденной методики.

В практике венчурного инвестирования к услугам профессиональных оценщиков прибегают исключительно тогда, когда того прямо требуют установленные законодательством процедуры или вопросы налогообложения: например, если необходимо оценить активы компании или рассчитать стоимость опционов. По моему опыту, для разговора между предпринимателем и инвестором такие оценки, как правило, малополезны, поскольку далеки от реалий и не учитывают всего комплекса параметров создаваемого бизнеса. Иными словами, для целей венчурного инвестирования оценка стоимости интеллектуальной собственности как таковой не имеет смысла. Ее можно оценить и сколь угодно высоко, и сколь угодно низко, но если не построить вокруг нее бизнес, если ее не коммерциализировать, то реальная стоимость такой интеллектуальной собственности все равно в глазах инвестора будет равняться нулю. Стоимость идеи при венчурном инвестировании определяется окружающим контекстом.

Как тут капиталисту и разработчику перспективного продукта или прорывной технологии прийти к согласию? Венчурные инвесторы оценивают стоимость не интеллектуальной собственности, а компании, в которую эта собственность заводится. Ее можно определить, анализируя размеры рынка, дисконтированные ожидаемые денежные потоки и финансовые показатели аналогичных компаний.

В процессе подобного анализа, как правило, принимаются во внимание риски, связанные с разработкой продукта, качеством команды, необходимостью привлечения дополнительного капитала и так далее. Таким образом, и анализ стоимости бизнеса — это тоже скорее искусство, чем в полном смысле «точная наука».

Доля инвестора в создаваемой компании обычно рассчитывается всего из двух параметров — размера раунда финансирования и оценочной стоимости компании после финансирования. Оценочная стоимость определяется вышеперечисленными методами, а вот для определения объема финансирования в текущем раунде требуется детальный анализ бюджета и потребностей компании в капитале для достижения определенных этапов развития (так называемые milestones), которые позволят снизить риск и повысить оценочную стоимость компании.

Вполне можно понять владельцев интеллектуальной собственности, которые опасаются, что их вклад в компанию будет недооценен. Однако венчурному капиталисту убеждать инноватора в справедливости своих оценок стоимости его разработки обычно не приходится. Если инноватор считает, что его компания недооценена, то он может попытать счастья с другими фондами. И если окажется, что никто не в состоянии предложить лучшую цену, он неизбежно вернется к диалогу. Иными словами, в итоге все равно все решает рынок.


1 С 2001 года, после окончания программы МВА Бизнес-школы Стэнфордского университета (США), Евгений Зайцев начал работать в старейшей американской инвестиционной компании Asset Management Company, созданной в 1965 году легендарным венчурным капиталистом Франклином «Питчем» Джонсоном. С 2006 года — сооснователь и генеральный партнер компании Helix Ventures (Пало-Альто, Кремниевая долина), специализирующейся на инвестициях в биотехнологический и фармацевтический сектор.

Начать дискуссию