Вот уже в течение долгого времени Кипр остается для российского бизнеса одной из наиболее привлекательных налоговых юрисдикций. Ничего удивительного: ведь, например, ставка корпоративного налога (соответствует российскому налогу на прибыль) здесь составляет всего 10%.
Дивиденды, при условии их выплаты на Кипре, подлежат обложению налогом по ставке 5% (в России — 15%), а роялти и проценты не подлежат налогообложению вовсе (в России — 20%).
Кроме того, отсутствие законодательной базы, регулирующей преследование зарегистрированных на Кипре недобросовестных налогоплательщиков, позволяет кипрским компаниям, имеющим обособленное российское подразделение, прекращать деятельность в России, не уплатив налоги. Законной возможности и проработанного механизма взыскания задолженности по налогам с таких «уклонистов» у наших налоговых органов нет. Однако уже в ближайшее время ситуация изменится.
Действующее Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года (далее — Соглашение) будет существенным образом изменено. Протокол о внесении изменений недавно подписали министр финансов Кипра Харилаос Ставракис и заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. Правда, в силу он вступит лишь после ратификации Федеральным собранием РФ и Парламентом Кипра. Так что еще есть время разобраться в деталях протокола и новшествах, которые придется учитывать российским компаниям.
Прежде всего: согласно новому порядку деятельность предприятий, зарегистрированных в одной из стран Соглашения и оказывающих услуги в другой (российских — на Кипре, кипрских — в России), потребует образования постоянных представительств, а также уплаты налогов по месту нахождения такого представительства.
Так, если кипрская компания осуществляет деятельность через физическое лицо, которое находится в России более 183 дней в течение произвольного двенадцатимесячного периода, и за это время более 50% валового дохода от активной предпринимательской деятельности кипрской компании приходится на услуги, оказанные в России через это физическое лицо (или если это физическое лицо, а также несколько физических лиц находятся в России и оказывают услуги в течение более 183 дней подряд по одному или нескольким связанным проектам), то такая деятельность потребует образования постоянного представительства.
Немаловажная роль в протоколе уделяется понятию «место эффективного управления юридическим лицом» для определения государства, имеющего право взыскания налогов с юридического лица. В документе устанавливается, что место эффективного управления юридическим лицом является одновременно и местом уплаты компанией налогов.
Важная новелла внесена в ст. 13 Соглашения; по ней доходы (к примеру, компании-резидента Кипра от отчуждения акций и аналогичных прав), более 50% стоимости которых представлено недвижимым имуществом, расположенным в России, могут облагаться налогом в РФ. Это означает, что существенно усложняются привычные для российского бизнеса схемы продажи недвижимости, когда кипрская организация имеет 100% долей в российской компании — собственнике недвижимости, а продажа недвижимости происходит путем продажи доли в российской компании без уплаты налога на прибыль.
СОГЛАСНО ПОДПИСАННОМУ ПРОТОКОЛУ, ВСКОРЕ ВЗАИМНОМУ ОБМЕНУ БУДЕТ ПОДЛЕЖАТЬ НЕ ТОЛЬКО НАЛОГОВАЯ, НО И ИНАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ РОССИИ И КИПРА
На новый уровень должен выйти и обмен информацией между налоговыми органами России и Кипра (новая редакция ст. 26 Соглашения). После ратификации документа обмену будет подлежать не только налоговая, но и любая другая информация, необходимая государственным органам России и Кипра. При этом обмен информацией не будет производиться, если выяснится, что это противоречит законодательству и административной практике России или Кипра. Кроме того, запрещен обмен информацией в ситуациях, когда ее нельзя получить в силу законодательных ограничений или в ходе обычной административной практики, принятой в России или на Кипре. Не допускается и предоставление данных, которые раскрывали бы какую-либо коммерческую, предпринимательскую, промышленную, профессиональную тайну или торговый процесс либо информацию, раскрытие которой противоречило бы публичному порядку.
Как же будет происходить обмен информацией, исходя из обновленного Соглашения? Если одна сторона запрашивает информацию, другая должна использовать имеющиеся возможности для ее сбора — даже если на данный момент запрашиваемая сторона не нуждается в таких сведениях для собственных налоговых нужд. Скажем, Кипр не вправе будет отказать в предоставлении информации только потому, что местные налоговые органы не заинтересованы в получении тех или иных данных, необходимых российским фискальным структурам. То же самое — если запрашиваемые данные находятся в распоряжении банка, другой финансовой организации, номинального держателя, агента или доверительного управляющего, либо содержат сведения об учредителях компании.
В новой редакции изложена и ст. 27, предусматривающая помощь в сборе налогов. Определено, что Кипр и Россия оказывают взаимное содействие во взыскании причитающихся им налоговых обязательств. При этом под налоговым обязательством понимаются не только суммы, подлежащие уплате в качестве налогов любого рода и наименования, но и относящиеся к таким налогам проценты, штрафы, издержки по их взысканию или обеспечению взыскания.
Примером может послужить следующая ситуация. Предположим, российский налог подлежит взысканию и должен быть уплачен организацией, которая в данный момент согласно законам РФ не может этому воспрепятствовать (предположим, все стадии судебного процесса пройдены, причем суды признали компанию обязанной уплатить налог). В таком случае такой налог по запросу российских налоговиков принимается для взыскания компетентными органами Кипра уже в соответствии с кипрскими законами.
КИПР — В СЛУЧАЕ РАТИФИКАЦИИ ПРОТОКОЛА К СОГЛАШЕНИЮ — ПЕРЕСТАНЕТ БЫТЬ «ЧЕРНОЙ ДЫРОЙ» ДЛЯ РОССИЙСКИХ ВЛАСТЕЙ В СИЛУ НАЛИЧИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ОБМЕНУ ИНФОРМАЦИЕЙ И ПОМОЩИ ВО ВЗЫСКАНИИ НАЛОГОВ
Как кипрские, так и российские налоговые органы будут вправе принимать обеспечительные меры в отношении компаний, обязанных уплатить налоги и сборы (в том числе смогут арестовывать счета). При этом процедуры по установлению наличия или размера налогового обязательства перед Россией (Кипром) не выносятся на рассмотрение судебных или административных органов Кипра (России).
В то же время оговаривается: одна сторона (Кипр или Россия) не может оказывать помощь в сборе налогов, если другая в каждом конкретном случае не приняла все разумные меры по взысканию или обеспечению взыскания, которые имелись в ее распоряжении. То же самое касается случаев, когда административные издержки, ложащиеся на Кипр или Россию в связи с оказанием такого содействия, явно несоразмерны с преимуществами, которые в результате могут быть получены.
Соглашение дополнено и ст. 28.1, согласно которой кипрской (российской) компании не будут предоставляться никакие льготы по уплате или освобождение от уплаты налогов, если в результате консультаций между компетентными органами сторон будет установлено, что главной целью (или одной из главных целей) создания или существования такой компании было получение налоговых выгод, которые в противном случае были бы ей недоступны (принцип наличия деловой цели при создании компании).
Что в итоге? Кипр — в случае ратификации протокола к Соглашению (в чем можно не сомневаться) — перестанет быть «черной дырой» для российских властей в силу наличия обязанностей по обмену информацией и помощи во взыскании налогов. А значит, российскому бизнесу станет предельно сложно использовать кипрские компании исключительно для оптимизации налогообложения. Да и схемы продажи коммерческой недвижимости также усложнятся.
Начать дискуссию