Управление персоналом

Не так-то просто бороться с заглядыванием через плечо

Человеческое любопытство неистребимо. В любом офисе найдутся желающие покопаться в документах на чужом столе или заглянуть в экран чужого компьютера. Подобные случаи происходят так часто, что одно упоминание о них разрушает миф о существовании личного пространства сотрудника в офисе.

Джаред Сэндберг

Человеческое любопытство неистребимо. В любом офисе найдутся желающие покопаться в документах на чужом столе или заглянуть в экран чужого компьютера. Подобные случаи происходят так часто, что одно упоминание о них разрушает миф о существовании личного пространства сотрудника в офисе.

Если вы не доктор или член ее семьи, вам лучше не подходить к Кэрол Кромминга ближе чем на метр. Это границы ее личного пространства. Кэрол ужасно не любит, когда коллеги приближаются к ее рабочему месту и задерживаются рядом. Но еще больше не нравятся ей попытки рассмотреть документы на ее столе или заглянуть в экран ее компьютера.

Когда кто-нибудь из коллег подходит к ее рабочему месту, женщина поворачивается к нему на крутящемся стуле и ставит локоть на стопку документов. Она не отрывает глаз от стоящего рядом человека и “следит за его рыщущим взглядом”. Однако ей куда труднее защитить от любопытных глаз экран монитора. Кромминга, конечно, может успеть закрыть на экране не связанную с работой страницу веб-сайта компании Estee Lauder. Но под ним может оказаться другая страница, тоже никоим образом не связанная с работой. Поэтому в таких случаях она нажимает на кнопку Start. “На экране неожиданно высвечивается огромное меню. Это временно дезориентирует любителей совать нос в чужие дела”, — объясняет она.

Интересно, что некоторые работники считают себя настоящими мастерами подглядывания и искренне гордятся этим. Просто одни превозносят свои лидерские качества, другие — навыки общения с людьми, а третьи — умение разузнать побольше о коллегах. Словно материализовавшись из воздуха, они неожиданно возникают за спиной сидящего за компьютером человека и умудряются прочесть издали текст на чужом экране. К сожалению, после этого часто наступает момент разоблачения.

К примеру, один нью-йоркский трейдер сразу распознает чрезмерно любопытных людей. “Они всегда подходят к столу и произносят избитую фразу: "Ой, какая хорошая фотография". Потом они наклоняются, чтобы взять ее, и заглядывают в экран моего компьютера”, — рассказывает он.

Одни смотрят в чужие мониторы, чтобы найти новый повод для сплетен, другие просто страшно любопытны. “Они ищут любую зацепку, любую личную или профессиональную информацию, которая позволила бы им почувствовать свою власть над людьми, над которыми они этой властью реально не обладают”, — возмущается Анджело Калвелло, топ-менеджер компании по оказанию услуг в сфере финансов в Чикаго.

Порой подглядывать друг за другом начинают сотрудники разных отделов компании. Например, к Фреду Чангу и его коллегам из отдела маркетинга регулярно наведывались работники департамента продаж. Они очень интересовались тем, что происходило в соседнем отделе. “Их так и подмывало узнать, что мы делаем”, — рассказывает Чанг.

А менеджер Лайн Урбан считает, что время от времени надо совать нос в чужую работу, потому что “найдешь много интересного”. Она никогда не ставит своей целью сбор информации в чужом офисе. Но “если мне скучно, то чем дольше я там нахожусь, тем больше разглядываю чужие рабочие места.”, — говорит Урбан. Интересно, что сама женщина не любит, когда кто-нибудь разглядывает вещи на ее рабочем столе. Она с раздражением вспоминает тот день, когда начальство посадило ее спиной к проходу. “Меня это просто взбесило”, — заявляет она. Но еще больше женщина разозлилась, когда один из коллег взял документы с ее стола и стал их пристально разглядывать. После этого случая Урбан купила в магазине автозапчастей зеркальце заднего вида и прикрепила его к экрану своего компьютера. “Так у меня появился полный обзор того, что происходит за моей спиной”, — поясняет она.

Бороться с подглядыванием неимоверно сложно. К примеру, работник одного издательства Тим Дугерти пользовался специальным монитором, с которого можно было считать информацию только под определенным углом зрения. Похоже, глядя на его экран, сплетники думали: “У него специальный монитор, значит, у него там какая-то пикантная информация”, рассказывает Дугерти. “Люди подходили, без всякого стеснения вставали прямо у меня за спиной и читали то, что было у меня на экране”, — добавляет он.

Оригинальный способ борьбы предлагает и аналитик фондового рынка из Далласа Майк Уэтерингтон. В его офисе постоянный бардак. “На моем столе и вокруг него на полу так много всего навалено, что никто не поймет, над чем конкретно я сейчас работаю”, — рассказывает он.

Впрочем, бардак неудобен не только соглядатаям, но и самому работнику. Поэтому лучше выбирать более тонкие методы борьбы. К примеру, Стефен Коттон и несколько его товарищей, которые все вместе работают на заводе, один раз здорово проучили своего любопытного коллегу. Последний любил копаться в бумагах на столе шефа. Напечатали на бланке компании фальшивую служебную записку, упоминающую о проведении исследования на предмет возможной имплантации сотрудникам специального аппарата, позволяющего отслеживать их деятельность в течение рабочего дня. День или два спустя на завод приехали люди из отдела по управлению персоналом компании. Они заинтересовались ситуацией и стали спрашивать, что здесь происходит, вспоминает Коттон. Очевидно, любопытный коллега испугался. По крайней мере, он раз и навсегда перестал рыться в бумагах начальства. (WSJ, 9.03.2005, Мария Подцероб)

Начать дискуссию