Маркетинг

Оптимизм онлайн

Электронная торговля стала темой целого дня в одном из павильонов Russian Internet Week 2010. Игроки этого рынка рассказывали о своем положительном опыте и итогах года.

Электронная торговля стала темой целого дня в одном из павильонов Russian Internet Week 2010. Игроки этого рынка рассказывали о своем положительном опыте и итогах года.

На форуме присутствовали как представители интернет-бизнеса, так и офлайн-предприниматели. Слушателей интересовало «почем», докладчики хотели рассказать о своих достижениях. Тенденции в различных сферах торговли в онлайн практически одинаковы. Основная — рунетчики смотрят в будущее с большим оптимизмом. Возможно, не без основания. В 2009 году в России было порядка 25–27 миллионов человек, постоянно выходящих в сеть, в 2010-м количество пользователей превысило 40 миллионов. Осталось только заставить их продавать и покупать онлайн.

🛒 Бухгалтерия маркетплейса
🔹Узнайте все тонкости учета на маркетплейсах! Научитесь работать с Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркет. 
🎓 Курс с выгодой до 54% — сейчас всего 7 500 ₽!

Тенденции

  1. Отставание от зарубежной индустрии электронной торговли.

Прообраз современного интернет-банкинга — home banking — был предложен клиентам 4 крупных американских банков в 1981 году, в России первопроходцем стал «Автобанк» (сейчас «Уралсиб») в мае 1998-го. То же касается и торговлиB2C — Amazon.com заработал в США в 1995-м, первый в Рунете магазин, торгующий онлайн, «Озон» — в 1998-м.

Генеральный директор ПО Softkey Феликс Мучник, рассказывая о цифровой дистрибуции в розничной сети — одном из приоритетных на данный момент направлений для компанииSoftkey, отметил, что в России говорить о каких-либо успехах пока невозможно. В 2010 годуSoftkey вышли с цифровыми товарами, такими как программное обеспечение, в крупные розничные торговые сети «Эльдорадо» и «Евросеть». Теперь клиентам предлагают покупать не «коробку» с программой, а ключ к ней. Подобная форма торговли стала вполне привычной в США, где подавляющее количество программного обеспечения продается именно так. По словам Мучника, даже менталитет продавца, стоящего за прилавком, становится серьезным препятствием к росту продаж, ведь продавец, также как покупатель, осознает, что ту же программу можно бесплатно скачать в Интернете. Масштабы интернет-пиратства в России пока фактически ставят крест на продажах цифрового контента не только в офлайн-торговле, но даже и в интернет-магазинах. Кроме этого, серьезен и вопрос грамотности продавца, зачастую ему известно лишь самое распространенное ПО. И несмотря на перечисленные трудности Мучник делает прогноз: через 2–3 года «коробочное» программное обеспечение будет вытеснено с рынка.

Гораздо более реалистичные предположения о росте продаж собственного продукта выдвинул генеральный директор OZON.travel Алексей Тимонин. В России тенденции значительного роста онлайн-продаж в туристической сфере наблюдались и в кризисном 2009 году, при этом в традиционном «офисном» секторе был спад. И это несмотря на наличие сдерживающего фактора — непривычности подобной формы приобретения билетов и брони и страх покупателя перед отсутствием «подтверждающего физического документа». Стабильный наибольший интерес проявляется потребителями в секторе авиабилетов (часть продаж оттягивает монополист российского рынка железнодорожных перевозок РЖД), на втором месте по популярности бронирование гостиниц; со значительным отрывом — трансферы, аренда автомобилей. При этом аналитики в течение двух ближайших лет прогнозируют стабильный рост, вполне возможно по этому показателю Россия присоединится ко всему миру, где 65 % туристических услуг продаются посредством Интернета. При этом в Европе практически отсутствует трудность в оформлении виз онлайн, для россиян лишь небольшая часть стран выдает визу на основании бронирования гостиницы в Интернете. Сдерживающим фактором является и то, что такая форма приобретения билетов практически не практикуется корпоративными клиентами, что могло бы обеспечить большие обороты, сейчас основные покупатели — частные лица.

  1. Постоянный рост рынка электронной торговли.

Наибольший оптимизм участниковRIW традиционно вызывает рост рынка — фора тем, кто только собрался занять свою нишу. Но при этом эксперты отмечают, что рост электронной коммерции в России скорее будет обеспечиваться за счет увеличения ассортимента продукции в интернет-магазинах, повышения пользовательского опыта, роста доходов населения и в общем аудитории Рунета. Причем более половины факторов увеличения объема электронной торговли заложены в развитии покупательской аудитории, а не в увеличении числа продавцов.

Наталья Хайтина, заместитель генерального директора «Яндекс», считает одним из движков роста онлайн-банкинга в этом году повышение комиссии во многих терминалах, которое произошло 1 апреля — сразу же началась миграция плательщиков.

Большую подвижку расширению активной аудитории обеспечила и «большая тройка» мобильных операторов, все они вышли на рынок электронных платежей. Пионером стал «Билайн», МТС ведет гораздо более демократичную политику в отношении комиссий по платежам, «Мегафон» предлагает средние по рынку цены. К «тройке» 14 октября собиралась присоединиться «Йота», заявляющая о скором запуске собственной платежной системы; по неподтвержденным пока данным комиссия в этой системе будет составлять 4 %.

  1. Барьеры пользователей.

Среди основных: обеспокоенность безопасностью электронной торговли и низкая грамотность потенциальных клиентов — в основном в регионах. Директор по развитию процессинговой компании Chronopay Константин Абрамов начал свое выступление с описания главного барьера — недоверия пользователей к системе электронной коммерции. Возможно, эта ситуация будет преломлена благодаря расширению пула банков, внедривших дополнительную систему безопасности — интернет-паролей, вводимых при осуществлении операций; одними из первых стали Сбербанк, ВТБ, «Уралсиб», «Альфабанк», «Авангард» и ряд других. Сейчас наблюдается рост количества операций, совершаемых при помощи карт, но уже в 2009 году началось некоторое замедление роста, которое аналитиками связывается с насыщением рынка.

Реальным решением в этой ситуации может быть использование иных способов оплаты — посредством терминалов, электронных денег и электронных карт. Петр Дарахвелидзе, директор по развитию Webmoney Transfer, поделился радостью: запущен проектWebmoneyCheck, который позволит привлечь наименее продвинутых пользователей, счетweb-кошелька привязан к номеру мобильного телефона и может быть получен в любом терминале оплаты, поддерживающем платежиWebMoney (порядка 85 % всех терминалов), при внесении какой-либо суммы в первый раз. При этом от своих клиентов — интернет-магазинов — компанияWebMoney не требует размещения ссылки на свой сайт, предлагая лишь рассказывать о возможности оплачивать услуги и товары через терминалы оплаты. Причем такие платежи будут стоить столько же, сколько обслуживание в терминале.

  1. Рост количества пользователей в регионах.

В Москве роста пользователей Интернета, в том числе тех, кто совершает покупки в Сети, уже практически не наблюдается (более 50 % населения — активные пользователи), пользователи прибывают в регионах. Согласно прогнозу Федора Вирина, директора агентства «НЛО Маркетинг», за 5 лет рынок российской электронной торговли вырастет в 2,5 раза. В Москве и Санкт-Петербурге рост будет менее значительным, чем на остальной территории страны. Одним из основополагающих, при этом очевидных факторов эксперт назвал приход в регионы качественного Интернета, с хорошей шириной канала, сейчас качество услуг провайдеров зачастую оставляет желать лучшего.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом

Начать дискуссию