Ведение бизнеса

Унесенное ветром

Похоже, хуже всего дела обстоят в рознице. По некоторым оценкам, в 2009-м отечественный ритейл потерял от воровства собственных сотрудников без малого 1 млрд рублей (!), а по итогам прошлого года эта цифра имеет все шансы вырасти до 1,2 млрд.

«ТЫ ЗДЕСЬ ХОЗЯИН, А НЕ ГОСТЬ: ТАЩИ С РАБОТЫ КАЖДЫЙ ГВОЗДЬ!» ЭТА СТАРАЯ ПОГОВОРКА ВОВСЕ НЕ КАНУЛА В ЛЕТУ С РАЗВАЛОМ СССР, А, НАПРОТИВ, СТАНОВИТСЯ В ПОСТКРИЗИСНОЙ РОССИИ ВСЕ БОЛЕЕ АКТУАЛЬНОЙ. СОТРУДНИКИ ВСЕХ УРОВНЕЙ ОБИРАЮТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ С НАРАСТАЮЩЕЙ СТРАСТЬЮ. КАРАМЗИН БЫЛ БЫ В УЖАСЕ. ВЕДЬ НЕ ПРОСТО «ВОРУЮТ», КАК ЭТО БЫЛО ИССТАРИ В СТРАНЕ. ГРАБЯТ!

Похоже, хуже всего дела обстоят в рознице. По некоторым оценкам, в 2009-м отечественный ритейл потерял от воровства собственных сотрудников без малого 1 млрд рублей (!), а по итогам прошлого года эта цифра имеет все шансы вырасти до 1,2 млрд. «Бизнес-журнал» попытался не только выявить основные механизмы «воровских» технологий в российском бизнесе, но и найти ответ на другой, куда более трудный вопрос. Почему, несмотря на колоссальные потери, собственники во многих случаях предпочитают не бороться с махинаторами, а закрывать глаза на далеко не детские «шалости»?

Шопинг за полцены

Как вы думаете, сколько стоит в Москве накрыть новогодний стол «по-королевски» — с красной икрой, индейкой в яблоках, элитными сортами сыра, осетром, морскими гребешками, дорогим французским вином и прочими радостями для желудка? Тысячу долларов? Две тысячи? Одному из собеседников «Бизнес-журнала» весь этот банкет обошелся ровно в… 5 тысяч рублей.

— За неделю до Нового года я поймал машину недалеко от «Меги», — вспоминает он. — Разговорчивый водитель предложил мне купить продукты в магазине известной сети с большой скидкой. Сперва я не поверил. А потом согласился. Во-первых, стало интересно. Во-вторых, зарплату перед праздниками задерживали. А «поляну» накрывать было нужно. Поначалу я думал, что мне будут «впаривать» сомнительного качества продукты с истекшим сроком годности где-нибудь на задворках торгового центра. Однако все оказалось намного более «цивилизованно».

Остановив машину на парковке перед магазином, водитель выдал инструкции: наполнив корзину, нужно встать в кассу с определенным номером, где кассир «обо всем предупрежден» и «пробьет» лишь незначительную часть товара. Главное — расплатиться именно банковской карточкой, чтобы у следующих покупателей не возникло вопросов в связи с несоразмерно малой суммой.

Решившийся провести эксперимент до конца покупатель сделал все, как велели. Сначала было жутковато. Все-таки, как ни крути, это самое натуральное воровство. Но затем дал слабину и «вошел во вкус». Осетр по 600 рублей за килограмм, дорогое французское вино и целый ряд других деликатесов вскоре перекочевали в тележку. Общая сумма значительно превышала скудные остатки денег на карте. Перед самой кассой стало даже немного страшно. Но все прошло именно так, как и обещал посредник. Сумма чека составила 5 тысяч рублей с копейками, а на выходе еще две тысячерублевые купюры перекочевали в карман сообщника кассира. Приобретенный товар стоил вдвое дороже потраченных денег…

Масштабы бедствия

Воровство со стороны сотрудников влетает российскому бизнесу вовсе не «в копеечку» — в многие миллионы. Точную цифру не знает никто. Вызывающая доверие официальная статистика отсутствует. Кроме того, российские ритейлеры очень уж не любят говорить о воровстве. И уж тем более — о воровстве со стороны персонала. Впрочем, некоторые цифры все-таки имеются.

«В каждой розничной сети определенный процент товара приходится списывать, — говорит аналитик компании «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская. — Происходит это по разным причинам, но, по оценкам, около 60–65% совокупных потерь приходится на воровство». Учитывая, что у «Магнита», «М.Видео» и «Дикси» товарные потери в 2009 году составили около 1,1 млрд рублей (0,73% от выручки), 302 млн (0,4% от оборота) и 1,16 млрд (2,1%) соответственно, можно предположить, что воровство лишило этих ритейлеров суммы от 196 до 750 млн рублей.

Однако в реальности цифры наверняка еще больше. «В шести–семи федеральных сетях, которые мы консультировали, воровство составляло от 2 до 8% от оборота компании», — признается директор компании «Юнит-Консалтинг» Татьяна Сорокина. Таким образом, если ориентироваться на данные агентства INFOLine, согласно которым в 2009 году оборот российского ритейла (от сегмента FMCG до детских товаров) достиг 14,6 трлн рублей, можно прийти к выводу, что потери компаний от воровства составляют от 0,3 до 1,2 млрд!

Впечатляет? Более чем. Не менее показательной оказывается и другая тенденция, которая особенно ярко проявилась в последние годы. В связи с кризисом масштабы воровства серьезно возросли. Так, по имеющимся данным, количество краж в «Ленте» за первое полугодие 2009 года выросло на 33% по сравнению с тем же периодом 2008-го. Конечно, в основном представители сетей имеют в виду воровство со стороны покупателей. «Однако практика показывает, что в целом от 50% до 70% украденного товара «тащат» именно собственные сотрудники», — настаивает Татьяна Сорокина.

Сведения Сорокиной подтверждают и результаты опроса, проведенного Институтом корпоративной производительности. Согласно полученным данным, за время кризиса около 17% розничных предприятий-респондентов ввели дополнительные меры безопасности, а 20% участили проверки в связи с ростом воровства сотрудников. Кроме того, еще 28% опрошенных сообщили, что стали чаще обсуждать с сотрудниками проблему краж.

При этом от внутренней коррупции страдает не только крупный, но и малый, и средний бизнес. Ведь небольшие фирмы не могут организовать у себя службу безопасности, которая следила бы за сохранностью материальных ценностей, проверяла принимаемых на работу сотрудников, а также занималась бы предотвращением получения работниками «откатов» и «левых» заказов.

Кадры решают…

Почему в России такими темпами растут объемы «внутреннего» воровства? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Скорее, здесь работает целая совокупность факторов.

Во-первых, по мнению директора по развитию консалтинговой компании IFP Валентина Савилова, в последние годы многие компании, и прежде всего розничные сети, излишне увлекались экспансией в регионы, из-за чего быстрее, чем следовало бы, набирали штат продавцов и внедряли непроработанные системы безопасности. «Я лично оказался свидетелем ситуации, когда новый магазин одной из сетей показал 12-процентные потери от своего годового оборота, связанные с воровством, — говорит руководитель практики по работе с компаниями потребительского сектора KPMG в России и СНГ Георгий Патарая. — Персонал набирали быстро, камеры смотрели не туда, куда было нужно, служба безопасности ничего не контролировала, а сотрудники разворовывали товар».

Росту воровства способствует и так называемый бонусный фактор, полагает независимый эксперт в сфере потребительского рынка Валерий Казаков.

— До кризиса многие россияне «нахватали» кредитов, выплачивать которые собирались во многом за счет бонусов, — говорит Казаков. — Обвал экономики все эти расчеты нарушил. В результате люди стали искать любые способы возвращения кредитов. И кража ресурсов у собственного работодателя поневоле стала одним из наиболее популярных «инструментов».

О другой стороне «бонусного фактора» говорит замдиректора по продажам петербургской сети магазинов стройматериалов, попросивший не называть его имени: «Зачастую ключевые, приносящие основную прибыль подразделения компаний финансируются по тем же стандартам, что и сервисные службы. В результате у менеджеров, считающих себя «обойденными» при распределении прибыли, возникает острое желание «восстановить справедливость» путем банального воровства. Учитывая внутреннюю и внешнюю непрозрачность российского бизнеса, условия для подобных махинаций почти идеальны».

Другие причины роста воровства — это (банально, но факт) российский менталитет. Ведь «позаимствовать» что-либо у «родной» компании считается не только не зазорным, но и своего рода молодецкой доблестью. Способствует этому и высокая текучесть кадров. Так, по оценке владельца сетей «ГастрономчикЪ» и ProdЕСО Дмитрия Потапенко, в среднем «низовой» персонал работает в одной сети менее года.

Почему проблемой внутреннего воровства российский бизнес озаботился только сегодня? Прежде всего сказалось уже упомянутое увеличение объемов коррупции, «съедающей» до 8% от годового оборота компании. О другой причине говорит Георгий Патарая: «Раньше, когда российская сетевая розница показывала двузначные темпы роста ежегодно, а политика компаний была «заточена» на захват регионов, проблема воровства, что называется, не была на первом плане. В кризис же ритейлеры столкнулись с необходимостью резкого снижения издержек, так что во многом по этой причине проблема воровства в компаниях сегодня стала настолько актуальной».

Масштаб эффекта

Впрочем, не стоит думать, что увеличившиеся в кризис объемы внутрикорпоративного воровства — только российская проблема. Эта тенденция актуальна и для развитых рынков.

Без суда и следствия

По данным исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.Ru, офисное воровство стало весьма распространенным явлением. Около 16% работодателей заявили, что случаи воровства нанесли компании серьезный материальный ущерб.

Чаще всего воруют кладовщики и экспедиторы. Респонденты отмечали и сговор оптовиков с сотрудниками отдела продаж. Около 30% работодателей жалуются на «незначительные случаи воровства», причем все понимают под этим разное: одни — кражу салфеток, другие — автомобилей. 16% опрошенных говорят о том, что в их компаниях были такие случаи, но убытка не причинили, и урон репутации компании нанесен не был.

Чаще всего нарушителей увольняли и до суда дело не доводили. В суд обращалась только каждая четвертая компания, и 15% из них обязали сотрудников возместить ущерб. Еще 12% провели меры по профилактике воровства: установили пропускную систему, видеонаблюдение, доработали нормативы по приему персонала на работу.

Консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers ежегодно проводит опрос 5,4 тыс. компаний по всему миру, отслеживая масштабы потерь, вызываемых мошенничеством сотрудников. Так вот, с 2005 по 2009 год включительно убытки выросли более чем в полтора раза. Доходит до смешного. Так, в Чехии на фоне кризиса разразился настоящий бум краж тележек из супермаркетов. Не только покупатели, но и работники магазинов делали из них… «бесплатные» решетки для барбекю!

По данным Jack L.Haynes International, кражи со стороны сотрудников в розничном секторе США стабильно растут с 2003 года. Опрос, проводившийся этой компанией в начале 2008-го, показал: у 24 крупных ритейлеров (общий штат — более 2,3 млн человек) в 2007 году в среднем каждый 28-й сотрудник был задержан за воровство, что почти на 18% больше, чем годом ранее. Если же говорить об общих цифрах, то, по данным Министерства торговли США, с воровством сотрудников связана почти треть всех убытков, которые несет американский бизнес, — $40 млрд.

Работодатели становятся легкой мишенью, поскольку работники «знают их системы, методы контроля и слабые места, и у них есть возможность дождаться подходящего момента». Таков диагноз президента компании Jack L.Haynes International Inc. Марка Дойла. «Эти люди имеют доступ к информации, позволяющей им совершить преступление», — добавляет он.

Опрос, проведенный PricewaterhouseCoopers в 2007 году, свидетельствует: на сотрудников высшего уровня, проработавших в компании в среднем 7 с половиной лет, приходится четверть всех внутренних мошенничеств, которые становятся достоянием гласности. В целом 85% мошенников — мужчины, 44% — в возрасте от 31 до 40 лет, 38% —бакалавры, а еще 12% — обладатели более высоких степеней.

Прием нормальный

Как именно сотрудники российских компаний «запускают руку» в хозяйский карман? Опрос экспертов, проведенный «Бизнес-журналом», показал: «технологий» придумано великое множество. И прежде всего в рознице.

«В каждом магазине можно обнаружить три основные зоны риска, из которых, как правило, исчезает товар, — говорит заместитель гендиректора «Maratex Россия» Андрей Ященко. — И первая из них — зона приемки товара».

Излюбленный способ воровства кладовщиков именуется «недопоставкой». Например, из 50 коробок с йогуртами регистрируется 49. Оставшаяся упаковка формально списывается на ошибку поставщика и «расписывается» между участниками махинации (часто в роли последних выступают кладовщики и экспедиторы).

— В последнее время активность мошенников в части «недопоставок» сместилась в сторону алкоголя, в особенности пива, — говорит Валентин Савилов. — Я знаю одну известную столичную розничную сеть, где втрое чаще, чем у конкурентов, «падают и разбиваются» ящики с пивом. Схема проста. Ведь потери, согласно договору, оплачивает производитель: на фоне кризиса подобный шаг навстречу ритейлерам были вынуждены сделать многие пивоваренные компании.

Еще один распространенный способ мошенничества на складе — это подмена товара, когда дешевая продукция перекладывается в коробки и попадает в торговый зал под видом дорогой (или наоборот). «Один мой клиент, — вспоминает Валерий Казаков, — рассказал о случае, когда предприимчивый кладовщик переложил три дорогие стиральные машины Miele стоимостью 70 тысяч рублей каждая в коробки из-под дешевых машин Indesit по цене почти в семь раз меньшей. Вскоре соучастник приобрел три машины, которые впоследствии за 40–50 тысяч рублей были проданы через газеты бесплатных объявлений. Сгубила же жуликов, как всегда, жадность. Они не поделили доходы, и обиженный «партнер» сообщил о махинациях администрации магазина».

Не менее популярный способ мошенничества персонала розничных сетей — злоупотребление скидочными картами, которые менеджмент раздает сотрудникам «для увеличения лояльности». Через эти карты персонал предлагает своим друзьям и знакомым купить товар «как сотруднику» со скидкой в 10%. На самом же деле подобная карта обеспечивает 15% скидки. Образующуюся разницу в 5% от стоимости товара продавец просит оплатить деньгами и таким образом «монетизирует» сделку. В какой мере такая возможность влияет на лояльность персонала, науке неизвестно.

Андрей Ященко (Maratex) подробно расписывает ходовые способы воровства на складах: «Поставщик привозит товар, магазин принимает продукцию, подписывает накладную, и она становится собственностью другого юридического лица. Если приемщик вступит в сговор с поставщиком и начнет подделывать накладные, часть товара легко и незаметно для руководства уйдет «налево».

Опасность подобной схемы иллюстрирует случай двухлетней давности, когда на скамье подсудимых оказались сразу 15 продавцов известной уральской торговой сети. Злоумышленники сумели украсть у работодателя товара на сумму более полутора миллионов рублей. Автором же аферы оказалась бухгалтер-ревизор, взявшая в долю продавцов из пяти подконтрольных ей магазинов, а также специалиста, отвечавшего за компьютерный учет движения товара и выручки.

Источником незаконного обогащения стали как раз приходные накладные. Дело в том, что, получая со склада товар, продавцы проверяют его по накладным, один экземпляр документа затем направляя в бухгалтерию, а другой оставляя у себя (для отчетности в случае ревизии). Дубликаты накладных сверяет с оригиналами как раз ревизор. «Подчищая» обе бумаги и искусственно занижая количество полученного со склада товара, мошенники делали деньги практически «из воздуха». Главное, чтобы цифры сходились, и у владельцев сети не возникало подозрений — вот и весь «профессиональный секрет».

Погорела предприимчивая ревизорша на отсутствии единого метода работы. В одних магазинах накладные по ее приказу старательно переписывались, в других — подчищались, в третьих — просто уничтожались. Со временем у работников бухгалтерии начали возникать вполне резонные подозрения. А когда уход товара «налево» стал очевиден, владельцы магазинов получили тревожный сигнал о махинациях. Первая же проверка, проведенная без участия ревизорши, выявила недостачу в размере 1 617 626 рублей 80 копеек. Любопытная деталь: в суде дама-ревизор своей вины не признала, утверждая, что сама стала жертвой обманщиков-продавцов. Ну а если она плохой бухгалтер, то это не повод для судебного разбирательства.

Однако суд этим доводам не поверил. За организацию хищения вверенного имущества организованной группой в особо крупном размере (часть 3 статьи 33, часть 4 статьи 160 УК РФ) женщину приговорили к пяти с половиной годам лишения свободы со штрафом в размере 100 тыс. рублей.

Доходный возврат

Классическая ахиллесова пята российского ритейла — это торговый зал и кассовая зона, где дала бурную поросль подмена товара. Продавцы отдела, работающего с сырами разной ценовой категории, нередко взвешивают дешевый товар по цене более дорогого, а разницу кладут себе в карман. Но это еще «цветочки». В одном из гипермаркетов известной французской сети корреспондент «Бизнес-журнала» сам стал свидетелем того, как продавец, оглядевшись, отработанным движением спрятал мобильный телефон в пакет с гречкой, затем пометил его — и задвинул подальше на полку. Можно не сомневаться: на следующее утро он (или его подельник) наверняка купил этот самый пакет.

Но и это еще далеко не крайняя степень «воровского цинизма».

— В крупных гипермаркетах, сколько бы камер в них ни было, всегда будут «слепые» зоны, о которых рано или поздно узнает персонал, — признается источник «Бизнес-журнала», работающий в петербургской сети по продаже строительных и отделочных материалов. — Туда под тем или иным предлогом свозится различный крупногабаритный товар. Например, газонокосилки. А в таком агрегате достаточно потайных емкостей, в которые можно спрятать товар поменьше. Остается только купить эту самую газонокосилку через кассу. А потом, возможно, и вернуть согласно закону о правах потребителя. Помните классический анекдот о мужике, который каждый день проходил через проходную фабрики с тачкой, накрытой брезентом? Охранники срывали брезент и не обнаруживали ни украденных с рабочего места инструментов, ни спирта, ничего. А потом оказалось, что мужик этот как раз сами тачки и воровал. Так вот, шутки шутками, а этот метод популярен и поныне.

Следующая «критическая» зона — касса возврата. Особенно она опасна для магазинов, торгующих недешевой одеждой или обувью. Вот пример одной из типичных махинаций. Продавец незаметно снимает защиту с одежды (например, с пиджака) и передает вещь своему знакомому — «покупателю». Сообщник подходит с паспортом к кассе возврата, и продавец осуществляет возврат никогда не покупавшегося пиджака и выплату денег. Проблема наличия чека на пиджак в данном случае не возникает. Мало кто знает, что по закону магазин не может требовать чек на возвращаемый товар: достаточно двух свидетелей, подтвердивших факт покупки. Кроме того, для отчетности принявшему возврат продавцу не нужен даже сам чек. Хватает его «копии» на стандартном листе бумаги. А уж подделать копию чека в «Фотошопе» сегодня может даже последний компьютерный «чайник». Если товар недешевый, то заработать можно весьма немалые суммы. При этом служба безопасности оказывается практически бессильна.

Не стоит забывать и о таких способах «благодарности» работодателям, как использование в личных целях корпоративных ресурсов: средств связи, оргтехники, автомобилей, талонов на бензин и т. д. Размер ущерба в каждом случае обычно невелик. Но повсеместный характер подобных нарушений способен нанести серьезный урон. Особенно малому предприятию.

Воровские инновации

В своем стремлении заполучить то, что плохо лежит, нечистые на руку сотрудники проявляют настоящие чудеса изобретательности. «Если раньше у нас корм для свиней рассыпали вручную, — рассказывает владелец орловского свинокомплекса «Поташево» Аркадий Воскресенцев, — то два года назад мы внедрили пневмотранспортировку. Это и технологичнее, и экономнее: по крайней мере мешками воровать перестали. Теперь весь корм поступает в специальные кормовозы, а оттуда по трубам — в кормушки. Однако один наш (теперь уже бывший) сотрудник, так сказать, не захотел терять побочный доход. Чтобы украсть корм, он залез в кормушку и, свесившись наружу ногами, выгребал содержимое ладошками! В таком виде его и застала охрана. Смеху, помню, было на всю деревню».

Если бы кто-нибудь из продюсеров решил запустить телевизионный конкурс «Укради у компании», претендентов на Гран-при оказалось бы предостаточно. «В одном из гипермаркетов Ярославля произошла показательная история, — делится с «Бизнес-журналом» Валентин Савилов (IFP). — Со склада начала регулярно пропадать водка. Сначала недостача была небольшой, однако со временем объемы злоупотреблений стали расти невероятными темпами. Долгое время поймать никого не удавалось. В результате сотрудникам службы безопасности пришлось установить за местом, где лежала водка, специальное видеонаблюдение. Выяснилось, что двое кладовщиков придумали весьма оригинальный способ кражи. Они разливали водку в тазы, затем погружали в них, как бы это поделикатнее выразиться, впитывающие гигиенические средства, после чего выносили наружу, выжимали и продавали алкоголь с дисконтом, обеспечивая себе тем самым хорошую прибавку к зарплате».

Взять на поруки

Технологии отъема денег у работодателей продолжают совершенствоваться. А что происходит с техникой противодействия? И каких успехов удалось добиться в борьбе с воровством?

Большинство опрошенных специалистов уверены: самый эффективный способ воспрепятствовать жуликам на окладе — это круговая порука. Точнее, коллективная ответственность сотрудников торгового зала за недостачу. «Сумма недостачи делится на всех, вычитается из премиальных, и так покрывается убыток», — предлагает простейший способ Татьяна Сорокина («Юнит-Консалтинг»). По ее словам, практика показывает, что, как только честно работающие сотрудники пару раз потеряют несколько тысяч рублей из зарплаты, они практически со стопроцентной вероятностью доложат службе безопасности и своему начальству о воровстве коллег.

— «Стучать за идею» мало кто любит, даже когда имеется повод. Но если от воровства сотрудников страдаешь ты сам, сообщить о злоупотреблениях становится просто делом чести, — соглашается Валерий Казаков.

В некоторых крупных компаниях, к слову, необходимость «стучать» на коллег закреплена официально. Так, в российских магазинах «ИКЕА» персонал должен соблюдать тот же кодекс, что и в других странах присутствия сети, где предусмотрена так называемая «сигнализация», а проще — система доносительства на коллег. Однако такой подход многие эксперты считают уже перебором. «Сигнализация» работает лишь при наличии комплексного подхода, ведь она может быть связана и с неэтичным поведением в отношении руководства, привести к напряженности в коллективе, — предупреждает Валентин Савилов. — Неформальная практика «коллективной ответственности» дает более очевидный эффект. К тому же официальных «стукачей» в России традиционно не любят».

Еще одно популярное средство контроля над воровством — внедрение современных систем учета товара (как классических «айтишных», так и идентификационных, включая набирающую популярность радиочастотную технологию RFID).

«Если нет дополнительной точки контроля приемки грузов (обязательно должно быть разделение функций учета и контроля), регулярных проверок по складу, инвентаризаций, то воровство будет зашкаливать, — уверена Татьяна Сорокина. — Должен быть хороший учет товара, должно быть видно, куда и от кого товар ушел и пришел».

В закупочной деятельности целесообразна организация независимого контроля цен службой маркетинга. Затраты на реализацию этих функций минимальны, зато «профилактическое» воздействие на снабженцев весьма ощутимо. Ведь любая сомнительная сделка рано или поздно выплывет наружу.

В свою очередь, по мнению Андрея Ященко, для того чтобы успешно вести борьбу с воровством, бизнесу следует активно внедрять новые системы оценки деятельности персонала. «Если на участке работ какого-то сотрудника два раза произошла недостача, это уже должно быть поводом для расследования», — категоричен эксперт.

К слову, на Западе подобный подход используется весьма активно. Так, в октябре 2009 года бухгалтер нью-йоркского брендингового агентства 321Takeoff Inc. заподозрил неладное: сотрудник, который обычно подавал еженедельный отчет о представительских расходах на сумму около 80 долларов, неожиданно начал указывать вполовину б'ольшую. Алона Элькаям, президент компании, задала работнику четкие вопросы о причинах роста издержек, но ответы получила невнятные. В результате дизайнер был уволен. По имеющейся информации, на всех остальных жесткое решение руководства оказало весьма отрезвляющее воздействие, а некоторые счета опустились ниже прежнего среднестатистического уровня. Что же, порой полезно показать голубоглазым воришкам, что «Большой брат» не только «следит», но и действительно — видит.

Прогрессивный способ борьбы с воровством сотрудников, который в последнее время приобретает у владельцев компаний и управляющих все б'ольшую популярность, — «психологическая атака». В сентябре 2009 года топ-менеджер известной сети магазинов одежды, обеспокоенный подскочившими более чем вдвое с начала года объемами воровства, попросил руководителей торговых точек назвать фамилии сотрудников, вызывающих у них наибольшие подозрения. Затем этим людям под благовидным предлогом было предложено пройти проверку на полиграфе. Половина сразу же отказалась сделать это и уволилась. А из тех, кто согласился, около 60% не прошли тест. В результате меньше чем за год объемы воровства в сети удалось снизить втрое.

О пользе такого применения полиграфов «Бизнес-журнал» писал несколько лет назад. Похоже, с тех пор актуальность подобного метода предотвращения хищений только возросла.

Детективная история

Источник «Бизнес-журнала» в петербургской сети магазинов стройматериалов уверен: один из лучших способов профилактики воровства, особенно в компаниях малого и среднего бизнеса, — внеплановые проверки. «Возможность появления ревизоров в любой момент времени резко снижает вероятность сговора между сотрудниками склада, производственного отдела или департамента продаж, — говорит наш собеседник. — Если работники будут знать, что их могут поймать, схватить за руку, они сто раз подумают, прежде чем тащить что-то из компании».

Другая эффективная мера — введение практики «контрольных закупок», в ходе которых независимые специалисты (так называемые «таинственные покупатели») под видом обычных клиентов или партнеров компании выявляют сотрудников, готовых пойти на хищение или сговор. Таким образом, кстати говоря, удается пресекать практику «откатов» в сегменте b2b. В том числе при размещении рекламы, в процессе закупки товаров для внутренних нужд, а также при передаче отдельных задач и функций на аутсорсинг.

«Таинственный покупатель», не стесняясь, может предложить закройщику выполнить «левый заказ», закупщику — «благодарность» за сотрудничество именно с его организацией, кладовщику — отпустить товар без документов с оплатой наличными. В России все больше компаний, предлагающих подобные услуги. Если необходимо — с глубоким и убедительным «легендированием». Все это отчасти напоминает шпионские романы, зато приносит результат. Причем такой, с которым при необходимости работодатель легко может отправиться в суд, требуя сатисфакции с проворовавшегося сотрудника. Апелляции же попавшихся жуликов к трудовому законодательству, защищающему «рабочий класс», в таком случае не сработают. Ведь противопоставить что-либо запротоколированным свидетельским показаниям, тщательно собранным доказательствам, видео- и диктофонным записям очередному альхену будет нечего.

Нередко к практике тестовых покупок прибегают частные детективы, которых бизнес все чаще нанимает для того, чтобы пресечь внутреннюю коррупцию. Именно таким путем удалось вывести на чистую воду теперь уже бывших рабочих склада крупного подмосковного логистического центра, проявивших при ограблении собственного работодателя настоящие чудеса изобретательности.

— Как это часто бывает в нашей стране, «главным действующим лицом» оказалось спиртное, — делится фабулой Валентин Савилов (IFP). — Все началось с того, что на складе резко возросла недостача алкоголя. Сотрудники службы безопасности проверили всех работников отдела, однако те клятвенно заверили, что ничего не видели и не знают. Ни проверки, ни видеонаблюдение не помогали. Для того чтобы выявить схему хищения, было решено прибегнуть к услугам частного детектива, который для начала зачастил в пивную, давно облюбованную работниками склада. Пару раз хорошенько «поддав» среди работяг, он дал понять, что ищет продавца, который мог бы «слить» ему 100 литров водки в канистры. Мол, у него есть приятель в одном подмосковном магазине, щедро расплачивающийся за дешевую «беленькую», поскольку разливает ее в бутылки из-под дорогих сортов водки и продает доверчивым покупателям. Спустя неделю, во время очередной попойки, «зашифрованного» детектива наконец-то познакомили с «человеком, который поможет». Им, как и ожидалось, оказался один из работников склада. Через несколько дней после того, как мнимый посредник договорился о цене с продавцом, его пригласили поздно вечером подъехать к условленному месту неподалеку от склада. На «контрольной точке» вокруг полных канистр уже топтался кладовщик.

Непонятным оставалось одно — как работники склада умудрялись выносить товар. Однако секрет вскоре был раскрыт. Сотрудники службы безопасности тщательно обыскали место встречи и нашли спрятанную в кустах трубу, вода в которой подозрительно сильно отдавала спиртом. Все остальное было делом техники. Выяснилось, что водка «уходила» со склада самотеком по тайному трубопроводу, смонтированному мошенниками. Расследование показало, что построил это чудо гидротехники родной брат бригадира кладовщиков, около года назад выполнявший на складе монтаж системы отопления и канализации. Где вы, сценаристы оставшихся в уютном советском прошлом «Знатоков»? Такие сюжеты пропадают зря…

Креатив на благо бюджета

В особо «запущенных» случаях топ-менеджменту приходится проявлять недюжинные креативные способности, чтобы пресечь воровство.

«Около года назад на нашем предприятии подозрительно вел себя сотрудник, занимающийся закупкой сырья, — говорит замдиректора небольшой, но известной компании по производству мебели. — Возникало все больше подозрений, что в процессе закупки он берет взятки с поставщиков, но доказать ничего не удавалось. Было ясно, что часть сырья мы действительно недополучали, поскольку система учета просто не поспевала: порой поступившие материалы тут же, «с колес», шли на конвейер… «Подозрительный» сотрудник превосходно знал все нюансы производства и списания сырья, так как находился в хороших отношениях с начальником производства. А учитывая, что зарплата у нас в компании выплачивалась полностью «в белую», лишить его премии и тем самым вынудить сменить место работы без твердых доказательств нечистоплотности не было возможности. Мы долго думали, как вести себя в такой ситуации, и в итоге приняли оказавшееся верным решение лишить закупщика оперативного контакта с поставщиками. Причем сделали это под максимально благовидным предлогом: повысили в должности с одновременным переводом на работу, не имеющую отношения к снабжению. Эффект превзошел все ожидания. Спустя буквально пару месяцев у нас появились даже излишки сырья».

Впрочем, российский бизнес сегодня использует не только «карательные», но и «стимулирующие» методы борьбы с воровством. «Здесь есть один очень простой механизм: надо устанавливать людям зарплату, при которой работать более выгодно, чем воровать, — советует эксперт потребительского рынка Валерий Казаков. — Хотя, конечно, повышение зарплаты не всегда ведет к снижению воровства. Если люди уже воруют, у них может сформироваться привычка. И от нее сложно отказаться, даже если те же деньги становится возможным честно заработать».

Согласен с коллегой и Валентин Савилов: «Я убежден: нужно создавать людям условия, при которых им выгоднее оставаться в компании, а не уходить из нее, работать в ней, а не воровать. Стоит помнить об экономических мотивах сотрудников и корпоративной культуре. Если в компании к наличию профессиональной службы охраны добавляются еще и хорошие отношения, то ужас от мысли, что твое воровство обнаружится, оказывается крепким сдерживающим фактором».

Впрочем, как признают многие представители бизнес-сообщества, даже за счет применения самых передовых технических средств контроля стопроцентно прекратить кражи невозможно. Так что самый действенный способ предотвращения коррупции — с самого начала формировать здоровый коллектив.

Воры на службе бизнеса

Впрочем, далеко не все в российском бизнесе считают внутреннее воровство абсолютным злом. Например, в ритейле стало уже нормой закрывать глаза на кражи «по мелочи» на складах. «Мелкий товар зачастую никто не пересчитывает, — говорит Валентин Савилов. — Работник склада — да что там, простой грузчик, рассовывающий по карманам куртки яблоки, — обычное явление. За это часто даже никак не наказывают, считая, что лучше позволить низовому персоналу воровать по-мелкому, чтобы потом не «попасть» на более крупную кражу».Кое-кто идет еще дальше. «Всегда существует принцип разумности: легче допустить небольшой процент воровства, чем устанавливать супердорогие системы безопасности, которые просто не окупятся», — говорит заместитель директора компании по продаже офисной техники. Для справки: стоимость установки системы учета в магазине на шесть кассовых мест составляет в среднем 500 тысяч рублей (без программного обеспечения). А система безопасности для гипермаркета площадью 8–12 тыс. кв. м, включающая в себя средства видеонаблюдения, контроль доступа и охранную сигнализацию, стоит 4,5–8 млн руб.

«На мелкое воровство — ну, там, «мышки», недорогие флешки, канцелярку различную — я даже не обращаю внимания, — продолжает собеседник журнала. — В какой-то мере это можно назвать платой за лояльность: если начать «прищучивать» всех по-серьезному, то народ может попросту обидеться и уйти, а хорошие кадры на дороге не валяются».

Последняя фраза особенно актуальна для ритейла, где (даже несмотря на кризис) хороших специалистов не найдешь днем с огнем. «Ни для кого не секрет, что менеджеры категорий в продуктовых сетях — одна из наиболее «коррупционно емких» должностей, — соглашается Валерий Казаков. — Более того, я не знаю ни одного реального спеца такого рода, который так или иначе не берет «откаты» за «продвижение» на полки тех или иных товаров. Однако если «откаты» не доходят до совсем уже неприличных 20–30%, то на коррупцию руководители просто не обращают внимания».

По словам Казакова, главная причина подобной «покладистости» — нарастающий дефицит специалистов такого профиля. «Поди найди человека, который досконально разбирается в молоке, заводах, ценах, а также имеет налаженные связи с поставщиками, — продолжает Казаков. — Пусть лучше он «мутит» себе откаты, зато полки магазина всегда будут полными, и в конечном итоге менеджмент гораздо больше выиграет за счет продаж, чем потеряет от воровства со стороны менеджера категорий».

Переломить кривую

Что дальше? Объемы воровства будут нарастать и дальше, снижая и без того невысокую эффективность российских компаний? По мнению опрошенных экспертов, ущерб, наносимый компаниям мошенничеством сотрудников, относится к числу «неустранимых социальных явлений».

«Воровали всегда, — философствует менеджер петербургской розничной сети. — Другое дело, весьма велика вероятность того, что начиная с 2012 года кривая воровства в российских компаниях пойдет на спад».

— Экономика медленно, но верно восстанавливается от кризиса, — рассуждает Валентин Савилов. — В 2011 году будет сформирована хорошая база для бонусов 2012-го, и многие менеджеры наверняка предпочтут получить их, чем рисковать, засовывая руку в карман фирмы.

Надежду на перелом в борьбе с корпоративным воровством в 2012 году разделяет и Валерий Казаков: бизнес, осознав свои потери от внутренней коррупции, начинает внедрять специальные «профилактические» программы. А они, как показывает практика, приносят плоды в течение двух–трех лет.

Придется подождать.

Комментарии

3
  • Бабловед

    Зарплату людям платить надо нормальную. Должен быть и кнут и пряник. круговая порука не поможет - люди будут воровать на сумму, превышающую их зарплату.

  • Алексей

    Интересно, а как их (продавцов) бухгалтерия списывает это самоворовство? Из чистой прибыли?

    Сам не из торговой компании, поэтому не в курсе.

    Я это вот к чему, а компаниям не выгодно ли подобные списания? Ведь под шумок можно многое чего интересного списать.

  • Лоер

    Зарплаты достойные? А у топов различных уровней они думаете маленькие? Или вы наивно полагаете, что они не воруют в своих компаниях, ЕСЛИ ЕСТЬ ТАКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ? Коков сегодняшний бич России? Правильно - коррупция. Что по сути - воровство. Нынешнее общество тяжело больно - вот причина. Нормы "чужое брать нельзя!" в головах людей дополняеся фразой ".. но если очень надо, то можно". Мало зарплаты? На еду не хватает? Заслуживаешь большего? Иди и докажи, что можешь/знаешь больше и хочешь получать за это достойные деньги, а не тырь канцтовары/чужие деньги по карманам, продолжая "не париться".