Карьера бухгалтера

Загадочный феномен нерешительности

Поговорим о вещах таинственных, странных, мало поддающихся сколь-либо четким рациональным объяснениям, но от этого еще более интересных. Это деструкторы — то есть наши личностные качества, которые могут в определенный момент существенно повлиять на нашу эффективность, стать непреодолимым препятствием на пути к успеху или причиной настоящего краха блистательной карьеры.

Поговорим о вещах таинственных, странных, мало поддающихся сколь-либо четким рациональным объяснениям, но от этого еще более интересных. Это деструкторы — то есть наши личностные качества, которые могут в определенный момент существенно повлиять на нашу эффективность, стать непреодолимым препятствием на пути к успеху или причиной настоящего краха блистательной карьеры.

И все-таки сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание

Данте Алигьери

Люди с деструкторами — отнюдь не жалкие неудачники. Они могут быть очень талантливы и амбициозны, достигать высокого социального положения, обладать развитыми компетенциями. Но в наиболее ответственный, критический момент, часто под воздействием стресса, до сих пор безобидная и вроде бы управляемая личностная особенность вдруг превращается в деструктор и проявляется в полной мере, подобно острому заболеванию или смерчу, стирающему все на своем пути.

Существуют разные деструкторы: «перфекционизм», «нерешительность», «недоверчивость», «эмоциональная нестабильность», «асоциальность» и т. д. Однако для того, чтобы сильно и негативно повлиять на личную и рабочую деятельность человека, обесценить его прежние достижения, обычно достаточно единственного наиболее выраженного деструктора.

Деструктор «нерешительность» состоит из разных составляющих. Во-первых, это боязнь принять неправильное решение: человек боится негативных последствий, не готов брать на себя ответственность — вдруг принятое решение окажется провальным? Он живет в постоянной тревоге и колебаниях. При этом, чем более высокую позицию занимает менеджер, тем чаще возникает необходимость принимать ответственные и масштабные решения, непосредственно влияющие на деятельность компании. «Пока я учился в бизнес-школе и работал финансовым специалистом, моя неуверенность и чрезмерная осторожность шли мне на пользу, — рассказывал один финансовый директор строительной корпорации. — Но теперь я отвечаю за всю компанию и испытываю сильный стресс: вдруг я ошибусь — и цена моей ошибки будет очень высока? Я вроде бы знаю, как надо действовать, но до конца не уверен. Полностью доверять интуиции не могу. Бесконечные дискуссии с коллегами помогают мало. Вот и откладываю по возможности тот решающий момент, когда будет уже поздно повернуть назад…»

Обладая превосходным знанием бизнеса и финансов, этот талантливый человек через два года после длительных мучений вынужден был уйти с позиции топ-менеджера. Тогда деструктор поборол его. Кстати, в личной жизни он не испытывал таких проблем и все серьезные, даже судьбоносные решения принимал уверенно: «Ведь тут я отвечаю только за себя». Впрочем, дальнейшая его судьба в бизнесе оказалась счастливой: он создал собственную компанию, за которую ему было морально легче нести ответственность.

Теперь от последствий его решений, по сути, мог пострадать только он сам — и деструктор под названием «нерешительность» терял свою власть над ним. Имя этого человека сегодня известно во всем мире*.

Другая составляющая этого деструктора — чрезмерно глубокий анализ ситуации и проблемы, слишком четкое понимание несовершенств каждой альтернативы. Подчас этот деструктор присущ людям с очень высоким интеллектом, способным быстро и основательно просчитать все последствия, ясно увидеть недостатки и преимущества. В итоге у них есть системная, многовариантная картина возможных решений, каждое из которых несет с собой риски — и в любом из вариантов успех вовсе не гарантирован (а в бизнесе так всегда и бывает). Человеку, вооруженному таким обширным знанием, становится крайне трудно принимать решения. Деструкторы, как и компетенции, имеют глубокую психологическую основу. Любопытно, что по стилистике и условиям воспитания людей, страдающих этим деструктором, можно разделить на два типа. Первый вариант: родители (или один родитель, так как такие дети часто растут в неполной семье) уделяют ребенку недостаточно внимания, мало занимаются его воспитанием, не интересуются его развитием. Их родительские посылы обычно звучат так: «Не мешай, сделай сам, подумай сам и реши, мне некогда» и т. п. Предоставленный самому себе, ребенок действует по наитию, как придется — и, конечно же, совершает ошибки, за которыми следует наказание. Он не видит в семье примеров успешных решений, не получает от близких взрослых добрых советов и мудрых указаний. К положенному сроку он так и не научается делать выбор взвешенно, осознанно, принимать обдуманные решения, управлять своими действиями. Он боится своих промахов, боится неотвратимости последующего наказания — и поэтому ничего не предпринимает. А внутренний голос ему коварно пророчит: «Ты не сможешь, ты все равно ошибешься — поэтому будь осторожен, не лезь, не рискуй». И деструктор по имени «нерешительность» уверенно и на долгие годы вступает в свои права.

Рассмотрим второй вариант: детство проходит в тесном окружении очень заботливых, опекающих сверх меры и порой директивных родителей, бабушек и дедушек, которые все всегда сами решают за ребенка. Его первые попытки проявить самостоятельность наталкиваются на ласковые, твердые или раздраженные родительские заклинания: «Ты не сможешь, тебе рано, мы лучше знаем… А ты понимаешь, что может случиться?.. И кто будет отвечать?..» И действительно: первые самостоятельные решения часто оказываются неправильными, незрелыми, глупыми — лучше бы и вправду послушал старших… Дети вырастают, так и не научившись принимать решения. Жизнь ожидает от них решительных действий — но тщетно: они боятся брать на себя ответственность, бояться ошибиться, сделать ложный шаг. Тем не менее со временем они в большинстве случаев успешно преодолевают эти трудности — и лишь иногда эти сомнения снова берут над ними верх. К сожалению, это «иногда» случается в самые неподходящие моменты — тогда, когда особенно трудно, когда напряжение достигает максимума.

В качестве примера приведу историю, герой которой — экс-руководитель регионального филиала крупной нефтяной компании. Он всегда отличался твердостью решений, оперативностью действий, качеством и своевременностью исполнения — и потому был на хорошем счету. Два года назад в связи с кризисом компания приняла решение перевести часть служб на аутсорсинг. Руководство компании ожидало, что каждый филиал представит четкое обоснование целесообразности решения, учитывающее региональную специфику, и предложит соответствующий план действий. От этого конкретного решения зависела работа филиала на ближайшие 3-5 лет. И тут руководитель неожиданно растерялся — это был ступор, паралич ума и воли. Окружающие недоумевали: таким своего руководителя они не видели. Время шло, тревога и страх ошибки нарастали, а он ничего не мог решить. Центральный офис, так и не дождавшись ответа, сделал соответствующие распоряжения.

Спустя несколько месяцев мы разбирали этот случай. Он никак не мог понять, что тогда случилось. По моей просьбе он вновь и вновь в подробностях вспоминал ту ситуацию — и тут открылось важное обстоятельство, которое внезапно все разъяснило: как раз в то время к нему приехала погостить мама. Она навещала его очень редко, но ее посещений «хватало надолго». Будучи мамой-«наседкой», в детстве она не давала мальчику самостоятельно вздохнуть, не оставляла никакой возможности высказать свое мнение, сделать хоть один несанкционированный и несогласованный шаг — а он подчинялся, безоговорочно принимал ее всеобъемлющую заботу. С годами сын изменился, повзрослел — но она, конечно, осталась такой же, и стоило ему оказаться в поле ее влияния, как сработали прежние очень глубокие стереотипы. На работе был ответственный период, и постоянное напряжение довершило дело: он подсознательно опять почувствовал себя зависимым, нерешительным, слабым ребенком, боящимся совершить ошибку, сделать неправильный выбор.

Существуют ли способы борьбы с этим деструктором? Мне кажется очень важным разобраться с его происхождением, попытаться понять его истоки. Анализ ранних детских лет, воспоминания об отношении взрослых к вашим поступкам, их яркие высказывания, пристрастный разбор успешных и неудачных собственных выборов — этот путь непременно поможет хоть немного приоткрыть «завесу тайны» над вашей чрезмерной осторожностью, покажет давние истоки сегодняшних сложностей, освободит от «злых чар», во власти которых люди часто проживают всю жизнь. Но есть и еще один действенный способ избавления от нерешительности: просто начать принимать решения, как бы сложно вам ни было, несмотря на все «но», мучения и страхи.

*Дональд Трамп, американский бизнесмен, основатель двух крупнейших компаний, продюсер и многолетний ведущий телевизионного реалити-шоу.

Начать дискуссию