Менеджмент

Модель управления предприятием

Моделирование (в широком смысле) является основным методом исследования во всех областях знаний и научно обоснованным методом оценки характеристик сложных систем, используемым для разработки и реализации управленческих решений. В рамках современной концепции бизнес-моделирования разработан сложный и разнообразный инструментарий, обеспечивающий изучение различных аспектов деятельности предприятий. В то же время в области менеджмента до сих пор преобладает "лоскутный", а не системный подход.

Сухов С.В.
Менеджмент в России и за рубежом
№6 2002г.

Моделирование (в широком смысле) является основным методом исследования во всех областях знаний и научно обоснованным методом оценки характеристик сложных систем, используемым для разработки и реализации управленческих решений. В рамках современной концепции бизнес-моделирования разработан сложный и разнообразный инструментарий, обеспечивающий изучение различных аспектов деятельности предприятий. В то же время в области менеджмента до сих пор преобладает "лоскутный", а не системный подход.

В статье рассмотрена структура универсальной модели управления предприятием, позволяющая комплексно решать основные задачи менеджмента. Основной акцент сделан на взаимосвязи различных элементов единой системы управления предприятием.

Отсутствие научно обоснованного подхода к проектированию и созданию систем управления предприятиями (СУП) приводит к преобладанию стихийных или узкоспециализированных решений, не обладающих необходимым потенциалом развития. Закономерным следствием этого становится формирование разнообразных "гибридных" форм хозяйствования и управления, состоящих из элементов разнородных, часто взаимоисключающих подходов, содержащих массу внутренних противоречий, избыточных или нефункционирующих связей. Внедрение подобных разработок не только не увеличивает эффективность функционирования предприятий, но и заставляет их привлекать дополнительные ресурсы для поддержания неадекватных систем управления. Выход из данной ситуации может быть найден путем строгого следования базовым принципам системного подхода и постулатам классической теории управления.

В частности, уже на концептуальном уровне проектирования СУП необходимо четкое определение общей аксиоматики описания управленческих процессов, т.е. фиксация исходных положений дальнейшего исследования. Необходимо определиться с основными структурными элементами модели управления. В совокупности эти элементы должны образовывать полный и непротиворечивый, набор моделей, характеризующий все базовые компоненты контура управления.

Из классической теории оптимального регулирования известно, что модель управления произвольным объектом должна включать: 1) модель наблюдателя; 2) модель объекта управления; 3) модель регулятора; 4) критерий оптимизации (целевой функционал). Применительно к задаче управления предприятием данный набор элементов модели управления трансформируется в систему, включающую: 1) модель учет-но-аналитической системы; 2) модель функционирования предприятия; 3) модель организационно-распорядительной системы; 4) целевую функцию управления и программу развития предприятия. Кратко опишем каждую из выделенных моделей.

1. Модель учетно-аналитической системы (МУАС)

Цель разработки модели: формализация алгоритма оценки и анализа состояния предприятия. На основе МУАС формируется система управленческого учета, выполняющая функции сбора, организации, обработки и представления информации, необходимой для принятия корректных управленческих решений. К алгоритмическим функциям МУАС также относится функция учета случайных возмущений и ошибок, возникающих в результате искажения поступающей информации, неточности ее представления и т.д. В частности, на основе МУАС формируются структура внутренней отчетности, бланки учета, анкеты, способы выбора и расчета контрольно-аналитических показателей и т.д.

2. Модель функционирования предприятия (МФП)

Цель разработки модели: формализация способов описания состояния объекта управления (предприятия) и разработка алгоритма синтеза управленческих решений на основе информации, полученной от учетно-аналитической системы. В зависимости от задач, стоящих перед разработчиком модели, структура и содержание МФП могут варьироваться в очень широких пределах: от агрегированного представления ключевых бизнес-процессов до математического описания взаимосвязи параметров ресурсных потоков предприятия.

3. Модель организационно-распорядительной системы (МОРС)

Цель разработки модели: формализация алгоритма генерации управленческих решений и управляющих воздействий, необходимых для целенаправленного изменения состояния предприятия. На основе МОРС формируется административная система управления предприятием. В частности, на базе МОРС разрабатываются организационная структура предприятия, положения об отделах (службах), должностные инструкции, технологические регламенты, приказы, рабочие задания и др. МОРС и МУАС всегда строятся по единым принципам и имеют сходную структуру.

4. Целевая функция управления предприятием (ЦФУП)

Цель разработки модели: формализация алгоритма оценки эффективности функционирования предприятия по критерию, отражающему предпочтения основных заинтересованных сторон (собственников, руководства, персонала предприятия и др.). Критерием эффективности функционирования коммерческого предприятия, как правило, является величина извлекаемой материально-финансовой выгоды в виде имущества (в том числе его суррогатов) или дохода. Критерий эффективности задается независимо от МУАС, МФП и МОРС, но имеет с ними функциональную связь. Это означает, что в рамках одной и той же "тройки" МУАС-МФП-МОРС может быть задано несколько разных критериев эффективности и, соответственно, несколько целевых функций.

Интегральный критерий эффективности управления (цель высшего уровня) должен давать возможность оценивать все виды организационных преобразований, а не только какие-то отдельные аспекты деятельности предприятия. Это позволяет придать всем бизнес-процессам строго целевой характер и управлять предприятием как единой системой.

Пример. Большинство организационных преобразований сводятся к достижению достаточно ограниченного количества финансово-экономических целей (см. табл. 1), ориентированных на рост прибыльности и/или стоимости предприятия. Процесс управления подобными преобразованиями в зависимости от особенностей корпоративной культуры может трактоваться как: 1) реорганизация предприятия; 2) реализация стратегии предприятия; 3) текущая управленческая деятельность. Очевидно, что независимо от названия речь в каждом из указанных случаев идет об изменении параметров бизнес-процессов с целью повышения эффективности деятельности предприятия по предварительно заданному критерию. В данном случае в качестве критерия эффективности используется величина экономической добавленной стоимости (Economic Value Added - EVA)

Таблица 1. Основные виды и цели организационных преобразований.
Основные виды организационных преобразованийЦели преобразованияИзменение критерия эффективности
1. Освоение новых видов продукции (товаров, работ, услуг)Повышение доходности капиталаУвеличение экономической добавленной стоимости (EVA)
2. Освоение новых рынков или сегментов рынкаПовышение доходности капитала
3. Освоение более прибыльных (рентабельных) смежных звеньев производственно-технологической цепочкиПовышение доходности капитала
4. Ликвидация убыточных или недостаточно прибыльных сфер деятельности предприятия (в том числе ликвидация предприятия)Уменьшение потребностей в капитале
5. Изменение структуры капитала предприятияСнижение стоимости капитала

Обратим внимание читателей на то, что использование в качестве критерия эффективности какого-то одного параметра является сознательным упрощением реальной ситуации. Более адекватная картина может быть получена, если говорить о множестве целей (критериев эффективности), устанавливаемых "хозяевами" и исполнителями бизнес-процессов. Предприятие как система вообще не имеет собственных целей - они есть только у конкретных личностей (собственников, менеджеров, сотрудников и т.д.).

На основе ЦФУП и МФП строится программа развития предприятия, фиксирующая плановое изменение параметров состояния предприятия во времени, МФП занимает центральное положение в модели управления предприятием, так как, во-первых, определяет взаимосвязь МУАС и МОРС, а во-вторых - является основой синтеза программы развития предприятия. Именно поэтому от адекватности МФП напрямую зависят качество и результаты функционирования предприятия.

Отметим, что последовательность изложения материала в статье, в общем случае, не соответствует реальному порядку разработки моделей и тем более алгоритму функционирования созданных на основе МУАС-МФП-МОРС организационных систем. На практике все указанные модели строятся в интерактивном режиме при постоянном согласовании и корректировке их параметров.

Так, например, на этапе формирования системы управления имеет место цепочка итераций: 1) описание объекта управления (разработка модели объекта, выделение параметров наблюдения и управления); 2) описание целей и критериев эффективности функционирования объекта; 3) проектирование и создание системы управления объектом. В дальнейшем с целью развития и поддержания адекватности системы управления изменяющимся условиям функционирования проводится корректировка системы управления. Приведенная выше цепочка утрачивает линейность и трансформируется в самокорректирующуюся, адаптивную циклическую систему.

Необходимость корректировки системы управления может быть обусловлена:

  1. обратной связью, т.е. воздействием результатов функционирования объекта управления (в частности, расхождением нормативных и фактических параметров объекта);
  2. необходимостью пересмотра целей, методов и процессов, реализуемых системой управления;
  3. развитием программно-технологических средств и прогрессивных методов управления. Корректировка системы управления первоначально реализуется на уровне модели управления и сводится к совершенствованию "четверки" МУАС- МФП-МОРС-ЦФУП.

В таблице 2 приведены примеры наиболее часто корректируемых элементов этих моделей и причины, способствующие изменениям.

Таблица 2. Причины корректировки и примеры корректируемых элементов.
 Корректировка модели управления
Корректировка МУАСКорректировка МФПКорректировка МОРСКорректировка ЦФУП
Причины корректировкиПотеря моделью адекватности в силу:
1) изменений в объекте управления и/или внешней среде; 2) результатов реализации управляющего воздействия
Потеря моделью адекватности в силу:
1) изменений в объекте управления и/или внешней среде; 2) изменение метода/технологии управления
Потеря моделью адекватности в силу:
1) изменений в объекте управления и/или внешней среде; 2) результатов наблюдения (оценки "входа" системы)
Потеря моделью адекватности в силу:
1) изменений в объекте управления и/или внешней среде; 2) изменений приоритетов развития
Примеры корректируемых элементов1) цель модели, точка зрения на модель; 2) параметры наблюдения (параметры "входа"); 3) частота отслеживания параметров1) цель модели, точка зрения на модель; 2) степень детализации; 3) стандарт моделирования; 4) язык (нотация) модели1) цель модели, точка зрения на модель; 2) параметры управления (регулирования)1) корректировка целей (по содержанию, количеству, нормативным значениям, приоритетности, временному горизонту); 2) ресурсное обеспечение целей; 3) функциональная зависимость от параметров объекта

Функция корректировки системы управления реализуется: (1) непосредственно системой управления, самокорректирующейся (самоорганизующейся) в ответ на изменения условий функционирования; (2) сторонним экспертом (в отдельных случаях собственником). Внешнее вмешательство, как правило, необходимо, если часть системы управления реализована в виде программно-технологического комплекса, по определению не способного к самоорганизации.

"Четверка" МУАС-МФП-МОРС-ЦФУП образует логически завершенное множество моделей, отражающих все основные аспекты управления предприятием как сложной системой. Строгое следование этой структуре гарантирует, что все решения, найденные в рамках модели управления (по схеме "от общего к частному"), не будут противоречить друг другу.

Литература

  1. Брайсон А., Хо Ю-Ши. Прикладная теория оптимального управления. - М.: Мир, 1972.
  2. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Финпресс, 1999.
  3. Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: Учебное пособие. - М.: Издательство "Финпресс", 1998.
  4. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление / Пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 1999. (Серия "Мастерство").
  5. Организационное управление и реинжиниринг бизнес-процессов. - Часть 1 / B.C. Иванов, С.В. Сухов. - Ярославль: МУБиНТ, 2002.
  6. Рубцов С.В. Исследование операций - методология научного менеджмента. Что такое современный научный менеджмент? // БОСС - Бизнес: организация, стратегии, системы. - 11. - С. 48-51.
  7. Рубцов С.В. К вопросу о построении общей теории менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 6 (19).

Начать дискуссию