Управление персоналом

Замеры счастья: что на самом деле думают ваши сотрудники о компании?

Как узнать, что на самом деле думают ваши сотрудники о компании, о ее руководстве, что им нравится в работе больше всего, что им не нравится и что их тревожит? Можно превратиться в невидимку и послушать, о чем они говорят друг с другом за чашкой кофе в офисном кафе. Есть и другой способ это сделать.

Как узнать, что на самом деле думают ваши сотрудники о компании, о ее руководстве, что им нравится в работе больше всего, что им не нравится и что их тревожит? Можно превратиться в невидимку и послушать, о чем они говорят друг с другом за чашкой кофе в офисном кафе. Есть и другой способ это сделать.

Согласно результатам PwC исследования эффективности системы управления персоналом, 63% компаний-респондентов проводят регулярные опросы удовлетворенности сотрудников. Из них 69% делают это на ежегодной основе. 43% компаний делают это самостоятельно, 57% привлекают внешних провайдеров.

Чтобы повысить количество ответивших сотрудников, руководство компаний проявляет креативность. Например, в одной компании сотрудников отдела, которые в полном составе первыми ответили на вопросы, пригласили на вечеринку в боулинг. В PwC мы публиковали на внутреннем сайте интервью с лучшими сотрудниками и наиболее уважаемыми лидерами, которые говорили о важности обзора; прогресс заполнения по каждому отделу отслеживался на ежедневной основе и показывался в виде автомобильной гонки, а также мы установили компьютеры с программой в офисном кафе и предлагали сотрудникам, заполнившим опрос, бесплатное мороженое.

Зачем же компании вкладывают столько усилий и средств в эти замеры счастья? Это просто дань западной моде или все-таки опросы приносят какую-то пользу? Есть ли данные, подтверждающие связь удовлетворенности и финансовых результатов? Какие тренды можно наблюдать, анализируя ответы сотрудников из года в год?

Как правило, компании формируют вопросы в зависимости от своей стратегии и бренда. Список охватывает широкий круг тем от лидерства, корпоративной культуры, открытости высшего руководства до удовлетворенности оплатой труда, социальным пакетом, балансом между работой и личной жизнью и отношениями с непосредственным руководителем. Практически всегда в обзор включается секция открытых вопросов, например,«что бы Вы изменили в компании в первую очередь?», и это самая интересная часть, так как комментарии сотрудников бывают очень острыми и жизненными, и порой здесь можно почерпнуть интересные идеи и предложения. Конечно, самое популярное предложение это повысить зарплату в два раза, варианты – в три раза или в пять раз. Но многие идеи, касающиеся планирования проектов, введение гибких графиков работы, улучшения обмена информацией и централизация баз данных могут быть с успехом внедрены и принести компании немалую пользу.

Результаты обзора анализируют по разным параметрам, разбивая на группы по отделам, по позициям, по стажу, по полу и возрасту и так далее, что позволяет более фокусно адресовать возможные проблемы или лучше понимать источники своего успеха. При этом важно сравнивать данные с прошлым годом, целевыми показателями и, по возможности, делать бенчмаркинг, сравнивая свои результаты с результатами других компаний на рынке. Можно переживать по поводу того, что 80% сотрудников готовы рекомендовать свою компанию друзьям и знакомым, потому что в прошлом году таких сотрудников было 87%. А можно гордиться результатом 55% по вопросу баланса между работой и личной жизнью, если в прошлом году результат был 40%.

Таким образом, компания каждый год смотрится в зеркало и получает комплексное представление об изменениях в настроениях сотрудников, оценивает общий климат и уровень мотивации, видит свои сильные позиции, критические для формирования бренда, и понимает свои слабые стороны. В результате формируется план действий на год, который доводится до сведения всех сотрудников и включается в личные планы руководителей на следующий год. Так как нельзя объять необъятное, план действий охватывает не все, а самые критические моменты. Например, если компания позиционирует себя как работодателя с сильной корпоративной культурой, нацеленной на обучение, коучинг и развитие, именно эти вопросы окажутся в фокусе внимания.

Большим плюсом обзоров является их достоверность. Руководители компании это люди, ценящие цифры и факты. Если у HR-ов есть идеи по внедрению изменений, то в диалоге с руководством неплохо иметь данные обзора для подтверждения своей позиции. Например,«40% сотрудников, из них 65% на средних и младших должностях, не понимают общих целей компании, поэтому нужно улучшать систему внутренних коммуникаций и одновременно поставить в личные планы непосредственных руководителей проведение регулярных встреч с подчиненными. Или 38% сотрудников вашего отдела готовы сменить работу в следующие 12 месяцев, при этом 40% не удовлетворены стилем управления непосредственного руководителя, поэтому необходимо провести работу по улучшению управленческих и лидерских навыков руководителей. В соседнем отделе только 2% сотрудников готовы сменить работу, и 95% удовлетворены стилем руководства, руководители этого отдела должны получить поощрение и поделиться опытом с коллегами».

Данные обзоров являются неплохим KPI, причем не только для оценки HR службы, но и для руководства компании – как высшего, так и среднего уровня.

Многие компании обращают внимание не столько на удовлетворенность, сколько на вовлеченность сотрудников. Как сказал один HR директор крупной производственной компании:«Мне не очень важно, что сотрудник счастлив на работе и считает, что наша компания лучшее место на свете, если он пришел в 10 утра, попил кофе, поболтал с коллегами и ушел домой пораньше. Мне важно, чтобы сотрудник понимал и принимал стратегию и цели компании и был готов прикладывать все усилия для достижения этих целей».

Хотя многочисленные исследования не подтвердили прямой зависимости финансовых показателей от уровня удовлетворенности сотрудников, поскольку на финансовые показатели влияет прежде всего экономическая ситуация на рынке, непрямая зависимость существует. По данным Indiana University, если сотрудники удовлетворены своей работой, то они чаще оказывают друг другу помощь и поддержку в преодолении трудностей, более уважительно и терпимо относятся к коллегам, более ответственно соблюдают установленные правила, активнее участвуют в жизни компании, самостоятельно разрешают конфликты, вдохновляют и поддерживают друг друга и создают атмосферу доброжелательности. Все эти факторы помогают удержать работников, снизить текучку и связанные с ней расходы и способствуют повышению эффективности через сотрудничество, взаимовыручку и более быстрое и позитивное решение проблем.

Что касается общих трендов, могу поделиться следующими наблюдениями:

В последнее время общий уровень удовлетворенности и вовлеченности сотрудников несколько снизился по сравнению с кризисными временами. В кризис, когда компании шли на жесткие меры по снижению издержек, замораживали зарплаты и урезали бонусы, сокращали набор и избавлялись от неэффективных сотрудников, люди ценили стабильность и были лояльны к работодателю. Как только ситуация изменилась и рынок труда оживился, лояльность сотрудников несколько снизилась, и люди стали больше«смотреть на сторону».

Общий уровень удовлетворенности и вовлеченности в подавляющем большинстве случаев напрямую коррелирует со степенью удовлетворенности отношениями с непосредственным руководителем. Сотрудники в тех группах, где между начальниками и подчиненными царит доверие и взаимоуважение, положительно отвечают на большинство вопросы в обзоре.

Результаты также зависят от позиции сотрудника в компании, стажа работы и возраста. Наиболее«проблемная» часть сотрудников это работники со стажем 3-5 лет в компании, когда эйфория и новизна первых лет прошла, объем работы находится на максимуме, а продвижение на руководящие позиции еще не произошло. Молодые люди, представители поколения Y, придают наибольшее значение балансу работы и личной жизни. А самыми«счастливыми» нередко оказываются представители высшего руководства и новички, если в компании правильно налажен процесс адаптации.

Больше всего комментариев вызывает вопрос об уровне удовлетворенности заработной платой. Опрос, проведенный осенью исследовательским центром портала Superjob.ru, показал, что84% работников недовольны окладами. По данным опроса компании HeadHunter недовольными оказались 59%респондентов. При этом мой личный опыт работы с обзорами показывает, что уровень удовлетворенности зарплатой стабильно держится на отметке ниже 50% вне зависимости от экономической ситуации и повышения или неповышения окладов в компании. Большинство людей высоко ценит себя и свое время, к тому же часто бывает, что компании«перекупают» сотрудников у конкурентов за большие деньги, поэтому всегда кажется, что трава зеленее где-то еще.

Очень часто уровень удовлетворенности и вовлеченности снижается в периоды внутренних изменений и трансформаций в компании. Люди испытывают неуверенность и тревогу, и это отражается на результатах. Негативным показателем является низкий рейтинг ответов на вопросы о целях, стратегии и лидерстве на уровне высшего руководства. Если у руководителей нет согласия и понимания общей цели, то с этим нужно немедленно что-то делать, потому что данная проблема будет каскадироваться на всю компанию и на всех сотрудников.

Таким образом, обзоры являются важной составляющей обратной связи с сотрудниками, но далеко не единственной. Другие способы мониторинга включают в себя регулярное анкетирование ключевых сотрудников, фокусные группы, ящики для предложений, опросы при проведении оценки, собеседования с увольняющимися сотрудниками, использование электронной почты доверия и внутренние форумы. Но, конечно, самую богатую пищу для размышлений дает все-таки ежегодный анонимный опрос удовлетворенности сотрудников.

Начать дискуссию

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Интересные материалы

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.