Основа каждого бизнеса — предпринимательский подход его создателя: умение искать и находить выгодные деловые возможности, расширять масштабы и сферы деятельности, готовность пойти на риск для достижения деловых целей, инициативность и непрерывное стремление к развитию и новаторству.
«Иногда предприниматели говорят об удаче, которая помогла им в создании карьеры, — отметил председатель правления “Эрнст энд Янг Глобал” Джеймс Терли, — но уже в течение многих лет мы наблюдаем, что удача не тот фактор, который крайне нужен предпринимателям для достижения успеха. Любовь к делу, видение бизнеса, инновации и много тяжелой работы — вот что делает этих предпринимателей и их компании исключительно успешными».
Американский предприниматель и популяризатор интересных бизнес-идей Марвин Смол сформулировал еще один важный принцип: «Люди, которые считают, что только удача поможет им преуспеть в жизни, обычно говорят: “У меня должен быть капитал, без денег я ничего сделать не смогу”. Конечно, чтобы претворить свою идею в жизнь, нужны деньги. Но если вы точно знаете, что необходимо людям, то у вас больший шанс к процветанию, чем у тех, кто может вложить любую сумму». Действительно, предприниматели должны отлично чувствовать социум, его потребности, чутко воспринимать и прогнозировать будущие желания и интересы людей. Успешные предприниматели чаще всего и неплохие психологи.
Интересный факт, который я заметила в процессе многолетней работы с топ-менеджерами и первыми лицами, заключается в том, что детство людей, обладающих развитым предпринимательским чутьем, проходило в сложных условиях. Родители мало о них заботились. Понимание, что только они сами своими собственными силами могут улучшить свое существование и удовлетворить свои потребности, у этих детей появилось в довольно раннем возрасте. Они были вынуждены становиться изобретательными и гибкими. «Что нужно этой старухе? Нужно помочь, тогда она даст конфету, а эту можно разжалобить. Друзей тоже надо выбирать правильно, а именно — благополучных и богатых, чувствовать их желания, быть им полезными и тогда они щедро отблагодарят». Такие дети выкручиваются, чтобы получить то, что другие получают сами собой от любящих родителей. Им приходится выживать. Но умный ребенок хочет не только выжить, но и начать жить хорошо.
Один успешный бизнесмен так мне рассказывал про свое детство: «По сути, я был брошен на произвол судьбы. Жизнь протекала во дворе. В отличие от других детей, меня даже обедать домой не звали. Я помню постоянное чувство голода и не менее сильную зависть к благополучию окружающих. Я старался отвоевать себе “место под солнцем”: общался с сердобольными соседками, позже выстраивал отношения с учителями, извлекал выгоду из дружбы с “мажорными” детьми. Я старался использовать любые возможности, чтобы сделать свое существование слаще, обеспеченнее. К старшим классам школы я уже считался вполне состоявшимся коммерсантом со сложившимися связями и активным, предприимчивым и жестким характером. Мое желание иметь в этой жизни очень много денег было огромно, мне было все равно, какими средствами и на чем именно их заработать».
По итогам очень престижного международного конкурса «Предприниматель года» в 2005 году победителем стал известный «ассенизатор США» Уэйн Хайзенга (Wayne Huizenga). Он появился на свет в семье потомков голландских эмигрантов. Его отец был не очень удачливым человеком, который часто избивал жену и детей. Уэйн так и не закончил колледж, когда начал работать водителем мусоровоза. А через два года купил себе старенькую ассенизаторную машину и начал собственный бизнес на отбросах. В начале 1970-х годов вывозом мусора в США занимались сотни мелких компаний. Хайзенга решил создать крупного национального игрока на этом рынке. Он вывел акции своей компании Waste Management на рынок и получил возможность финансировать покупки. Только за девять месяцев 1972 года он присоединил к Waste Management 90 ассенизаторских компаний по всей территории Соединенных Штатов. Его бизнес процветает и по сей день. Конечно, далеко не все дети из социально и психологически неблагополучных семей стали предпринимателями — к сожалению, большинство как раз и не стали. И, конечно, не все успешные бизнесмены могут «похвастаться» трудным детством. Мне известны случаи, когда дети учились у предприимчивых отцов. Позитивная модель деятельного, успешного отца прекрасно воспринималась обеспеченными мальчиками. В советское время они становились «фарцовщиками» — несмотря на опасности, они покупали у иностранцев или вернувшихся из-за границы людей всевозможные вещи, которые потом выгодно перепродавали тем, кто мечтал о модной одежде, джинсах, современной зарубежной музыке.
Одна из значимых составляющих компетенции «предпринимательский подход» — это умение мыслить нестандартно, иметь «свежий и игровой взгляд» на привычную реальность. Я помню, как много лет назад, собравшись большой компанией, мы с друзьями играли в известную игру — кто придумает больше вариантов использования самых обыкновенных предметов (гвоздь, газета и т.д.). Двое из игроков поразили всех: их предложения были неисчерпаемы и необыкновенно оригинальны. И именно они стали заметными фигурами российского бизнеса: Игорь Хухрев создал преуспевающий рекрутерский бизнес, Владимир Преображенский вызывал восхищение способностью смотреть вперед, видеть возможности и очень выгодно, умело реализовывал их в любом бизнесе.
Сейчас он — директор по корпоративному развитию одной из самых больших телекоммуникационных компаний. Предпринимательский подход часто напрямую связан с креативом, искусством, игрой. Так, в 2007 году по итогам все того же международного конкурса «Предприниматель года» победителем стал канадец Ги Лалиберте, основатель всемирно известного цирка Cirque du Soleil. Но так ли всегда хороша предприимчивость? У многих людей предприимчивость ассоциируется с такими понятиями, как обман, безответственность и ненадежность, ориентация только на материальные перспективы. Конечно, тут все зависит только от нравственных принципов и личностных ценностей предпринимателя. Этическая и моральная недобросовестность этих людей быстро оказывается «на виду».
Предприимчивые люди, увлеченные новыми возможностями, действительно часто отказываются от того, чтобы идти вглубь, спокойно, вдумчиво улучшать приобретенный бизнес. «Меня обвиняют в поверхностности, поспешности, нетерпеливости. Наверно, это действительно так, и дело не только в моем желании развивать бизнес, но и в страхе остановиться — и все потерять, — рассказывал коммерческий директор бурно развивающейся IT-компании. — Я лучше подберу команду бойцов, которые будут не только помогать мне, но и делать то, что я лично не особо люблю. Пусть они отлаживают бизнес-процессы, а я буду работать на перспективу, развивать новых клиентов».
И все-таки как можно развивать предпринимательский подход у взрослых людей? Во-первых, учиться думать на перспективу, рассматривать разные варианты развития событий. Во-вторых, чаще подключать воображение: а что будет интересно людям через несколько лет? Что можно такое создать для удовлетворения, возможно, даже еще пока не возникшей потребности? И главное — больше заниматься творческими делами, общаться с разными людьми, позволять себе иногда не быть очень серьезными и активно включаться в игру. В игру, из которой вы непременно однажды выйдете победителем.
Комментарии
1Ерундовая статья о ни о чем