Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»
С 1 января 2011 года размещение заказов на определенные виды товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться посредством проведения открытого аукциона в электронной форме. В данной статье мы постараемся затронуть основные и наиболее важные вопросы, связанные с проведением такого аукциона, которые могут быть полезны предпринимателям и организациям, желающим принять участие в аукционе в качестве поставщиков, исполнителей или подрядчиков.
Кто имеет право на получение вычета
Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме по государственным и муниципальным заказам (далее – открытый электронный аукцион) регламентируется положениями главы 3.1 «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме» Закона N 94-ФЗ, введенной в действие 1 июля 2009 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ под открытым электронным аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет.
В каких случаях проведение электронного аукциона обязательно? С 1 января 2011 года государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать заказ путем проведения открытых электронных аукционов в отношении поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, включенных в соответствующий Перечень, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р (с изменениями от 25 марта 2010 года).
Также проведение открытого электронного аукциона обязательно в отношении заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек для государственных или муниципальных нужд (ч. 4.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ).
Если размещается государственный или муниципальный заказ на товары, работы, услуги, не включенные в вышеупомянутый Перечень, то проводить открытый электронный аукцион необязательно. Государственные и муниципальные заказчики вправе выбрать любой способ размещения заказа (включая и открытый электронный аукцион) на такие товары, работы, услуги с учетом ограничений, предусмотренных Законом N 94-ФЗ.
Электронные площадки
Одной из особенностей открытых электронных аукционов является то, что помимо заказчиков и участников (поставщиков, исполнителей, подрядчиков) появляется еще один субъект – оператор электронной площадки.
По сути, он выступает неким связующим звеном между заказчиком и участниками, осуществляя организационную и техническую поддержку проведения открытого электронного аукциона и проверяя наличие у заказчиков и участников права на участие в таком аукционе. Оператором электронной площадки может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющий электронной площадкой и необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами.
При проведении открытого электронного аукциона государственные и муниципальные заказы размещаются на электронной площадке, под которой в силу ч. 2 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся электронные аукционы. Отбор таких электронных площадок осуществляется Минэкономразвития России совместно с ФАС России в соответствии с положениями п. 2 Порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме, утв. Приказом Минэкономразвития от 26.10.2009 N 428. Отобранные электронные площадки выбираются на пять лет.
На сегодняшний день в России действуют пять электронных торговых площадок:
∙ ОАО «Единая электронная площадка» (г. Москва): http://etp.roseltorg.ru/;
∙ ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» (г. Москва): http://www.etp-micex.ru;
∙ ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (г. Казань): http://zakazrf.ru;
∙ ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная Система Торгов» (г. Москва): http://sberbank-ast.ru;
∙ ООО «Индексное агентство РТС» (г. Москва): http://www.rts-tender.ru/.
Электронная цифровая подпись
Для доступа к любой из пяти электронных площадок поставщикам, исполнителям или подрядчикам, равно как и государственным и муниципальным заказчикам, прежде всего, необходимо получить сертификат ключа электронной цифровой подписи. Ведь при проведении открытых электронных аукционов на размещение государственных и муниципальных заказов применение электронной цифровой подписи позволяет подтвердить достоверность документов и сообщений, направляемых по электронным каналам связи.
Напомним, что электронная цифровая подпись (ЭЦП) — это аналог собственноручной подписи, позволяющий подписывать электронные документы, необходимые при организации и проведении электронных аукционов, и защищающий их от подделки (п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса РФ). Условия и порядок применения ЭЦП предусмотрены в Федеральном законе от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее — Закон N 1-ФЗ).
Перед тем как начать на практике применять электронную цифровую подпись в своей деятельности, нужно создать файлы сертификата ключа электронной цифровой подписи и ее закрытого ключа. Сертификат ключа электронной цифровой подписи — это документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, который служит для подтверждения подлинности ЭЦП и идентификации владельца сертификата ключа подписи. А закрытый ключ в свою очередь предназначен для формирования электронной цифровой подписи подписываемых ее владельцем данных. При создании сертификатов и ключей электронной цифровой подписи используется специальные криптографические программы, устанавливаемые на компьютеры владельцев ЭЦП.
Как правило, сертификат ключа электронной цифровой подписи выдается на год. По истечении этого срока владельцу сертификата, в случае необходимости, нужно будет продлить срок его действия.
Получить сертификат ключа электронной цифровой подписи и сам ключ электронной цифровой подписи можно в специализированной организации – удостоверяющем центре (п. 1 ст. 9 Закона N 1-ФЗ).
Отметим, что в этом случае поставщикам, исполнителям и подрядчикам повезло меньше, чем государственным и муниципальным заказчикам. Ведь заказчики получают сертификат ключа электронных цифровых подписей в удостоверяющем центре Федерального казначейства на безвозмездной основе, а поставщики, исполнители и подрядчики, желающие принять участие в открытом электронном аукционе, приобретают сертификаты ключей ЭЦП в удостоверяющих центрах — коммерческих организациях — за определенную плату. Размеры такой платы варьируются от 2 500 рублей до 10 000 рублей — в зависимости от удостоверяющего центра.
К выбору удостоверяющего центра нужно отнестись серьезно, ведь зачастую подобные центры аккредитовываются лишь некоторыми (а то и вовсе одной) из пяти имеющихся электронных площадок. И в итоге организация или предприниматель, изначально планировавшие участвовать на всех электронных площадках, получив заветный сертификат ключа ЭЦП, фактически смогут участвовать только на одной электронной площадке. К счастью, сейчас появляется все больше удостоверяющих центров, которые работают со всеми пятью электронными площадками. Со списком этих удостоверяющих центров и их координатами вы можете ознакомиться на сайтах электронных площадок.
Для получения сертификата ключа ЭЦП в удостоверяющий центр потребуется представить определенный пакет документов. Их конкретный перечень определяется самим удостоверяющим центром. Проанализировав информацию, представленную на сайтах удостоверяющих центров, можно выделить ряд основных документов, которые нужно будет представить в зависимости от того, кто будет владельцем сертификата ключа электронной цифровой подписи и кто будет его получать.
Так, если владельцем сертификата ключа ЭЦП будет руководитель, то удостоверяющий центр может потребовать следующие бумаги:
∙ паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
∙ оригинал или нотариально заверенную выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), датированную не позднее полугода на момент ее представления;
∙ заверенные организацией копии документов, подтверждающих его назначение (избрание) в качестве единоличного исполнительного органа: протокол об избрании (решение о назначении, приказ о назначении) — в случае, когда информация о единоличном исполнительном органе в документе отличается от информации в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
∙ карточку образцов подписей;
∙ заверенную копию Свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе — в случае отсутствия/несоответствия сведений относительно ИНН/КПП/ОГРН в выписке из ЕГРЮЛ;
∙ заявление на выдачу сертификата ключа ЭЦП по формату и в порядке, предусмотренном регламентом конкретного удостоверяющего центра.
Если владельцем сертификата ключа ЭЦП будет не руководитель, а иной работник организации, то представляемый пакет документов пополнится:
∙ доверенностью от имени юридического лица на участие в торгах и получение сертификата ключа подписи со сроком действия доверенности, соответствующим сроку действия сертификата ключа ЭЦП;
∙ заверенными организацией копиями документов, подтверждающими назначение (избрание) руководителя, выдавшего доверенность, в качестве единоличного исполнительного органа: протокол об избрании (решение о назначении, приказ о назначении).
При доставке документов в удостоверяющий центр курьером дополнительно необходимо предъявить:
∙ паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
∙ копию паспорта владельца сертификата ключа подписи, заверенную руководителем организации либо иным лицом с приложением доверенности на право заверения копии;
∙ доверенность от имени юридического лица на право получения сертификата ключа электронной цифровой подписи за владельца сертификата и подписания за него бланка запроса на данный сертификат и копии сертификата ключа электронной цифровой подписи в бумажном виде;
∙ нотариально заверенную доверенность от имени работника организации, ответственного за участие в торгах, выданную курьеру – в случае, если по каким-то причинам предоставить доверенность от имени юридического лица невозможно.
По времени процедура получения сертификата ключа электронной цифровой подписи обычно не превышает 10 дней.
Аккредитация
После получения электронной цифровой подписи необходимо аккредитоваться (проще говоря: зарегистрироваться) на электронной площадке. Аккредитация в силу ч. 4 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ осуществляется бесплатно.
Для этого нужно будет заполнить соответствующую заявку и прикрепить к ней документы, закрытый перечень которых предусмотрен в ч. 2 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ. Требовать представления каких-либо иных документов и сведений помимо тех, которые указаны в упомянутом пункте, операторам электронных площадок строго запрещено (ч. 3 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ).
В течение 5 рабочих дней со дня поступления документов и сведений об участнике оператор электронной площадки обязан его аккредитовать. Аккредитованному участнику предоставляется пароль для входа в личный кабинет, открывается доступ к той части аукциона, которая закрыта для неаккредитованных посетителей портала, и обеспечивается открытие специального счета, предназначенного для проведения операций по обеспечению участия в открытых электронных аукционах. Реквизиты такого счета указываются в уведомлении, направляемом на адрес электронной почты участника.
Если представлены не все документы либо представленные документы оформлены с нарушением Закона N 94-ФЗ, оператор электронной площадки отказывает участнику в аккредитации, о чем направляет на адрес его электронной почты уведомление о принятом решении с обоснованием причин принятия такого решения. После устранения обнаруженных нарушений участник вправе вновь отправить оператору электронной площадки необходимые для аккредитации документы и сведения.
Аккредитация на электронной площадке предоставляется на три года. Аккредитованные участники включаются в Реестр участников размещения заказов, который ведется в электронной форме оператором площадки в порядке, установленном ст. 41.4 Закона N 94-ФЗ. В течение всего срока аккредитации участник вправе участвовать в любых открытых электронных аукционах, проводимых на данной электронной площадке (ч. 13 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ).
Однако здесь есть одно ограничение, оно касается участников, срок регистрации которых на электронной площадке истекает через 3 месяца. Таким участникам запрещено подавать заявку на участие в открытом электронном аукционе (ч. 13 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ).
Получивший аккредитацию на электронной площадке участник вправе пройти аккредитацию на новый срок, но не ранее чем за шесть месяцев до окончания срока ранее полученной аккредитации.
Участие в электронном аукционе
Ну вот, все бумажные формальности остались позади – аккредитация на электронной площадке осуществлена, и теперь можно отправляться на поиски выгодных электронных аукционов. Сведения об их проведении можно найти, прежде всего, на едином общероссийском официальном сайте по государственным и муниципальным закупкам, расположенном в сети Интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт по госзакупкам), а также на соответствующих электронных площадках.
Отметим, что сайт «http://zakupki.gov.ru» с 1 января 2011 года является единственным официальным источником для опубликования информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (см. Разъяснение Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.12.2010 NN 26.339-ЛА/Д22, 42-7.4-05/10.0-890). Порядок работы с официальным сайтом закреплен в Положении, утв. Приказом Минэкономразвития и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н. Согласно Положению на сайте публикуется как информация, предусмотренная Законом N 94-ФЗ, так и иная информация, посвященная размещению государственных и муниципальных заказов, за исключением рекламы и сведений, составляющих государственную тайну. На официальном сайте также действует форум (http://forum.gov-zakupki.ru/), где пользователи могут задать интересующий их вопрос по открытому электронному аукциону.
Информацию на официальном сайте по госзакупкам могут публиковать заказчики, органы, уполномоченные размещать заказы, специализированные организации, юридические лица, обязанные это делать. Размещаемая на официальном сайте информация круглосуточно доступна пользователям без взимания платы и иных ограничений.
В состав информации, предусмотренной Законом N 94-ФЗ (а именно: ст. 41.5), подлежащей обязательному опубликованию на официальном сайте по госзакупкам, входит и извещение о проведении открытого электронного аукциона. Извещение размещается на официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом электронном аукционе. Однако если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 миллиона рублей, то извещение может быть размещено не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
В извещении должны содержаться сведения, установленные ч. 4 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ:
∙ форма торгов (открытый аукцион в электронной форме);
∙ адрес электронной площадки в сети Интернет;
∙ наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов заказчика (уполномоченного органа, специализированной организации);
∙ место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
∙ начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
∙ дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
∙ дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Вносить изменения в уже опубликованное извещение можно только в случае, если до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме осталось не менее пяти дней, и при условии, что изменения не касаются предмета открытого электронного аукциона.
В случае изменения опубликованного извещения, срок подачи заявок на участие в открытом электронном аукционе продлевается так, чтобы со дня размещения на официальном сайте по госзакупкам изменений, внесенных в извещение до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, этот срок был не меньше чем 15 дней, а если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб. — не менее чем 7 дней.
Одновременно с размещением извещения о проведении открытого электронного аукциона публикуется аукционная документация, которая должна содержать сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ. В число таких сведений, в том числе, входят:
∙ требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе;
∙ размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе;
∙ размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта;
∙ требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и т.д.;
∙ перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (если таковые установлены);
∙ место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
∙ форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Любой участник размещения государственного или муниципального заказа вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого электронного аукциона, запрос о разъяснении положений аукционной документации.
Такое право ему предоставлено ч. 3 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ. При этом он может направить не более трех запросов в отношении одного аукциона. Разъяснения заказчика (уполномоченного органа, специализированной организации) на запрос участника представляются в течение 2 дней с момента перенаправления оператором электронной площадки запроса (напомним, что оператор должен направить заказчику запрос в течение одного часа с момента поступления).
Ознакомившись с аукционной документацией и найдя подходящий электронный аукцион, участник размещения заказа должен подать заявку на участие в этом аукционе. В этом случае ему потребуется внести обеспечение заявки на свой счет, специально открытый для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах. Размер такого обеспечения, в зависимости от требования документации о соответствующем электронном аукционе, может варьироваться от 0,5 до 5% от стоимости контракта.
Заявка состоит из двух частей: первая часть описывает предлагаемую продукцию, работы или услуги, а вторая – самого участника. Смысл такого разделения в том, что аукционная комиссия и заказчик до окончания электронного аукциона не знают участников, тем самым снижается вероятность их возможного сговора с заранее определенными поставщиками, исполнителями или подрядчиками. Ведь они узнают победителя открытого электронного аукциона только после его окончания.
Согласно ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ первая часть заявки включает:
∙ согласие участника на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об электронном аукционе, на условиях, предусмотренных этой документацией;
∙ конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак используемого товара (например, сведения о потребительских свойствах товара, о размере, об упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией).
∙ эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара – необязательное требование (ч. 5 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ).
В свою очередь вторая часть заявки в силу ч. 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ содержит:
∙ наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес – для юридического лица, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика;
∙ Ф. И. О., паспортные данные, сведения о месте жительства, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика — для индивидуального предпринимателя;
∙ копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом электронных торгов;
∙ копии документов, подтверждающих обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности — если заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за исключением случаев размещения заказа на создание произведения литературы или искусства (кроме программ для ЭВМ, баз данных), исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
∙ копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства, если застройщик не являлся лицом, осуществляющим строительство. Документ предоставляется при размещении заказа на выполнение работ по строительству, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) которого составляет более 50 миллионов рублей;
∙ копии документов, подтверждающих соответствие товаров требованиям, установленным законодательством РФ;
∙ решение (либо его копия) об одобрении или о совершении крупной сделки — если законодательно установлено требование о наличии такого решения для совершения крупной сделки и если для участника размещения заказа будущий контракт является крупной сделкой.
Заявка на участие в открытом электронном аукционе может быть направлена участником оператору электронной площадки в любой момент с момента опубликования на официальном сайте по госзакупкам извещения о проведении электронного аукциона до даты и времени окончания срока подачи заявок. Причем оператор получает сразу два электронных документа: первую и вторую части заявок (ч.ч. 8-9 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ).
Отметим, что согласно ч. 12 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ РФ в отношении одного предмета открытого электронного аукциона (лота) участник вправе подать только одну заявку.
В течение часа с момента получения заявки оператор электронной площадки блокирует у подавшего заявку участника имеющиеся на счету, предназначенном для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе, денежные средства в размере предусмотренного заявкой обеспечения. Обычно денежные средства блокируются примерно на месяц, после чего все участники открытого электронного аукциона, кроме победителя, получают их обратно. У победителя электронного аукциона они остаются заблокированными вплоть до подписания контракта.
Помимо этого в течение часа с момента получения заявки оператор электронной площадки присваивает заявке порядковый номер и направляет направившему ее участнику подтверждение о получении заявки с указанием ее порядкового номера.
Если заявка представлена с нарушением действующих правил, то она возвращается обратно направившему ее участнику. Это может произойти в результате непредоставления обязательных сведений, которые должна содержать первая часть заявки, или предоставления недостоверных сведений либо несоответствия таких сведений требованиям аукционной документации, отсутствия на специальном счете участника денежных средств в размере, соответствующем указанному в заявке размеру ее обеспечения. Причинами возврата заявки также могут стать подача одним участником двух и более заявок (которые ранее им не были отозваны) в отношении одного и того же лота, а также подача заявки по окончании установленного для ее подачи срока.
После прохождения заявки процедуры отбора оператором электронной площадки и присвоения ей порядкового номера заявку ждет еще одно препятствие — проверка первых частей заявок аукционной комиссией. Аукционная комиссия должна проверить первые части заявок в течение 7 дней со дня окончания срока для их подачи.
По результатам проверки первых частей заявок аукционная комиссия допускает или, наоборот, не допускает подавшего заявку участника к участию в открытом электронном аукционе. Наиболее распространенными причинами недопуска к участию в аукционе являются непредоставление обязательных сведений, которые должна содержать первая часть заявки, предоставление недостоверных сведений, несоответствие таких сведений требованиям аукционной документации. Решение аукционной комиссии оформляется протоколом, который публикуется на электронной площадке.
Если подавший заявку участник по каким-то причинам передумал принимать участие в аукционе, он вправе отозвать заявку, направив оператору электронной площадки соответствующее уведомление. Причем сделать он это может лишь до окончания срока подачи заявок. В этом случае в течение часа с момента получения такого уведомления оператор электронной площадки отменяет блокировку счета участника.
При непредставлении участниками заявок на участие в открытом электронном аукционе по окончанию срока для их подачи аукцион признается несостоявшимся (ч. 21 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ). Такая же участь постигнет аукцион и в случае, когда аукционная комиссия, изучив представленные заявки, откажет всем участникам в доступе к участию в аукционе, либо признает только одного участника, подавшего заявку, участником электронного аукциона.
И опять-таки такое решение аукционной комиссии фиксируется в соответствующем протоколе, который затем публикуется на электронной площадке.
Если аукцион будет признан несостоявшимся, и только одна из представленных первых частей заявки соответствует требованиям аукционной документации, то подавшему ее участнику в течение четырех дней с момента принятия аукционной комиссией соответствующего решения заказчик направляет проект контракта без своей ЭЦП. Заключение контракта с таким участником будет осуществляться по тем же правилам, что и заключение контракта с победителем открытого электронного аукциона. При этом цена контракта будет равной начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, либо равной цене контракта, согласованной с подавшим заявку участником и не превышающей начальную (максимальную) цену контракта.
Проведение электронного аукциона
Открытый электронный аукцион проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении об его проведении. Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки (ч. 2 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ).
Хотим отметить, что предусмотренные Законом N 94-ФЗ способы размещения заказов ориентированы на снижение цены государственного контракта, и чем ниже предлагаемая участником цена, тем больше шансов у него подписать соответствующий государственный или муниципальный контракт. Не стал исключением и открытый электронный аукцион – согласно ч. 4 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ он проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ «шаг аукциона» (то есть, интервал между двумя соседними объявлениями цены) составляет от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). При проведении открытого электронного аукциона любой его участник может подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона» при соблюдении требований ч. 9 ст. 41.10 Закона NN 94-ФЗ. Согласно данным требованиям участник не вправе подавать предложение о цене контракта:
∙ равное предложению или большее чем предложение о цене контракта, которое подано им ранее, а также предложение о цене контракта, равное нулю;
∙ ниже чем текущее минимальное предложение о цене контракта,
сниженное в пределах «шага аукциона»;
∙ ниже чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если такое предложение им уже было подано.
В отдельных случаях Закон N 94-ФЗ допускает проведение электронного аукциона путем повышения цены контракта на величину в пределах «шага аукциона». Это касается ситуации, когда при проведении электронного аукциона цена контракта снизится до нуля (ч. 18 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ). Открытый электронный аукцион будет проводиться до достижения цены контракта не более чем 100 миллионов рублей. При этом участник аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной для него суммы сделки, указанной в содержащемся на электронной площадке реестре аккредитованных участников, либо в решении об одобрении или о совершении по результатам открытых электронных аукционов сделок от имени такого участника.
Каждое ценовое предложение, подаваемое участником, должно быть подписано электронной цифровой подписью.
Победителем открытого электронного аукциона признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. Если в нескольких предложениях указана одинаковая наиболее низкая цена контракта, победителем аукциона признается участник, чье предложение поступило раньше других.
В соответствии с ч. 11 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ при проведении открытого электронного аукциона время приема предложений участников о цене контракта составляет 10 минут от начала проведения аукциона до истечения срока подачи предложений. При этом «опоздавшие» участники в течение 10 минут с момента завершения аукциона могут подать предложение о цене контракта, которая будет не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта на аукционе независимо от «шага аукциона». Такие участники будут бороться за «второе место» в аукционе.
Если в течение 10 минут после начала проведения открытого электронного аукциона ни один из участников не подал предложение о цене контракта, то аукцион признается несостоявшимся (ч. 21 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ).
По итогам проведения открытого электронного аукциона автоматически формируется протокол. В нем указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания открытого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания, а в случае проведения аукциона путем повышения цены контракта — по мере возрастания, с указанием порядковых номеров заявок и времени поступления данных предложений.
После подведения итогов открытого электронного аукциона и определения его победителя аукционная комиссия приступает к рассмотрению второй части заявок на участие в аукционе, проверяя их соответствие требованиям, установленным аукционной документацией. Если в аукционе участвовали менее 10 участников и менее 5 заявок соответствуют требованиям аукционной документации, аукционная комиссия рассматривает вторые части всех заявок участников, принявших участие в аукционе. Рассмотрение заявок начинается с заявки участника, предложившего наиболее низкую цену контракта (наиболее высокую цену контракта).
Если из 10 заявок не выявлены 5 заявок, соответствующих требованиям аукционной документации, в течение одного часа с момента поступления соответствующего уведомления от заказчика оператор электронной площадки направляет ему все вторые части заявок для последующего выявления пяти заявок.
В любом случае общий срок рассмотрения вторых частей заявок не должен превышать 6 дней со дня размещения на электронной площадке протокола проведения открытого электронного аукциона. Если начальная (максимальная) цена лота не превышает 3 миллиона рублей, этот срок уменьшается до 4 дней.
По результатам проверки аукционная комиссия принимает решение о соответствии или о несоответствии второй части заявки требованиям аукционной документации.
Заключение государственного или муниципального контракта
При заключении государственного и муниципального контракта особое внимание уделяется срокам предоставления необходимой документации.
В течение 5 дней со дня размещения на электронной площадке протокола проведения открытого электронного аукциона заказчик направляет оператору электронной площадки проект контракта без ЭЦП заказчика, который содержит предложенную участником аукциона цену контракта, сведения о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанные в заявке победителя. Оператор, в свою очередь, в течение одного часа с момента получения проекта контракта пересылает тест контракта победителю или участнику электронного аукциона, с которым заключается контракт (в данном случае таким участником считается признанный участником аукциона претендент, подавший заявку, соответствующую требованиям аукционной документации, в случае, когда аукцион признан несостоявшемся).
Победитель открытого электронного аукциона в течение 5 дней со дня получения проекта контракта подписывает его своей ЭЦП (а если заказчиком было установлено требование об обеспечении исполнения контракта — также подписывает ЭЦП и документ об обеспечении исполнения контракта). При несогласии с условиями проекта контракта, он составляет протокол разногласий, подписывает его ЭЦП и отправляет оператору электронной площадки. В протоколе разногласий указываются положения проекта контракта, не соответствующие извещению о проведении электронного аукциона, аукционной документации и заявке этого участника на участие в аукционе. В течение одного часа с момента получения протокола разногласий оператор электронной площадки пересылает его заказчику.
В течение 3 дней со дня получения от оператора электронной площадки протокола разногласий государственный или муниципальный заказчик рассматривает данный документ и направляет доработанный проект контракта без подписи заказчика оператору электронной площадки либо повторно направляет проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя аукциона.
В течение часа с момента получения документов, оператор электронной площадки направляет их победителю. Последний должен в течение 3 дней со дня получения этих документов направить оператору электронной площадки проект контракта, подписанный ЭЦП лица, имеющего право действовать от имени этого участника. Если же он опять не согласен с положениями проекта контракта, то он вновь составляет и отправляет оператору электронной площадки протокол разногласий заказчику. В таком случае вышеупомянутая процедура проводится вновь.
Подписанный электронной цифровой подписью заказчика проект государственного или муниципального контракта (а если им было установлено требование об обеспечении исполнения контракта — то и документ об обеспечении исполнения контракта), победитель аукциона должен получить в течение 3 дней со дня направления подписанных им указанных документов оператору электронной площадки. С момента получения победителем аукциона от оператора электронный площадки подписанного сторонами контракта, он считается заключенным (ч. 8 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ). При этом контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого электронного аукциона (ч. 9 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ).
Хотим отметить, что, как указано в п. 1 Письма Минэкономразвития, ФАС России и Федерального казначейства от 19.04.2010 NN 4736-АП/Д22, АЦ/7522, 42-7.4-05/10.4-236, государственный и муниципальный контракт оформляется только в электронном виде, и заказчик не вправе требовать от победителя открытого электронного аукциона подписания контракта в письменной форме. При этом дополнительные документы, сопровождающие государственный контракт (например, счета, акты сдачи-приемки, дополнительные соглашения и т.п.), оформляются сторонами путем подписания на бумажном носителе. Обмен указанными документами в электронной форме между сторонами контракта посредством электронной площадки не предусмотрен Законом N 94-ФЗ.
Если победитель аукциона не направил оператору электронной площадки подписанный его ЭЦП проект контракта или протокол разногласий, либо не направил подписанный им проект контракта по истечении 30 дней со дня размещения на электронной площадке протокола разногласий с условиями контракта (а также документ об обеспечении исполнения контракта — если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта), то он признается уклоняющимся от заключения контракта. Данные о таком участнике вносятся в реестр недобросовестных поставщиков, размещенный на официальном сайте по госзакупкам.
При признании победителя открытого электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, государственный или муниципальный заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить контракт и о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта. Также он может заключить контракт с участником электронного аукциона, предложившим такую же, как и победитель аукциона, цену контракта, либо предложившим более выгодные условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем открытого аукциона условий.
В случае если все участники открытого аукциона, которые обязаны заключить контракт при уклонении победителя или иного участника открытого электронного аукциона, с которым заключается контракт, уклоняются от заключения контракта, то заказчик признает аукцион несостоявшимся. Государственный или муниципальный заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Такой контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных аукционной документацией, и цена контракта не должна превышать предложенную при проведении открытого электронного аукциона наиболее низкую цену контракта.
Если государственным или муниципальным заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником аукциона безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом электронном аукционе. Размер обеспечения не может больше 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и меньше размера аванса (если он предусмотрен контрактом), а если размер аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) — не больше 20% размера аванса и не меньше размера аванса.
Если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 миллионов рублей, то размер обеспечения исполнения контракта будет варьироваться от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее размера аванса (если он предусмотрен контрактом), а если размер аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) – в размере, не превышающем на 20% размер аванса, но не менее чем размер аванса. Способ обеспечения исполнения контракта определяется таким участником аукциона самостоятельно. Если победителем открытого электронного аукциона, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение, то предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.
И в заключение
Процедура проведения открытого электронного аукциона полностью прозрачна для всех участников. Благодаря проведению аукционов на независимых электронных площадках обеспечивается полная анонимность участников. В итоге, по мнению законодателя, государственным и муниципальным заказчикам стало значительно сложнее организовать давление на участников аукциона и обеспечивать победу нужных им поставщиков, исполнителей или подрядчиков. Кроме этого, введение открытого электронного аукциона предоставляет широкий доступ для организаций и предпринимателей, что обеспечивает конкуренцию на рынке, тем самым стимулируя их повышать качество товаров, работ и услуг.
Начать дискуссию