Находит привлекательные премиум-сегменты и предлагает "то же саамое" или даже "сверх того" - но по низким ценам. Кто-то сочтет это демпингом. Сам же бизнесмен скромно предпочитает именовать такой подход "гениальным".
На первый взгляд, у петербуржца Алексея Фурсова несколько самых разных бизнесов. Однако суммирующий вектор один — life-style. Порой даже кажется, что, без устали развивая новые направления в своих компаниях, он таким образом обустраивает и упорядочивает собственную жизнь. А заодно — и жизнь тысяч других людей. То есть ровно так, как и представлял себе процесс удовлетворения человеческих потребностей автор знаменитой «пирамиды», американский гуманист Абрахам Маслоу. Все начинается со «вкусной и здоровой пищи». Затем, с годами, человек начинает инвестировать в здоровье. Ну а если остаются ресурсы — почему бы не подумать и о душе? Например, всецело отдаться «коллекционированию». Скажем, экзотических бизнесов.
После того как все финансовые «тылы» оказались надежно прикрыты, Фурсов позволил себе отдаться творчеству. Чему весьма способствовала активно эксплуатируемая предпринимателем форма контроля над всеми активами, входящими в группу. Оперативное управление проектами он делегирует надежной команде топ-менеджеров. Это люди, которым можно довериться. Все они давно рядом с Фурсовым. А некоторые из них строили вместе с ним «Евразию», вокруг которой и сложилась группа компаний. Однако, несмотря на заметный рост управленческих задач, Фурсов продолжает контролировать все проекты. По его словам, только «личностный вклад» инвестора обеспечивает жизнеспособность бизнеса.
Недавними и, наверное, самыми затейливыми проектами тридцатишестилетнего бизнесмена стали… интерактивная оранжерея бабочек, парящих среди тропических растений в одном из торговых комплексов города, и продюсирование фильма «Комплекс полноценности». Кино стало вполне логичным продолжением опыта общения предпринимателя с представителями шоу-бизнеса и рок-культуры. Фурсов не раз устраивал в своих ресторанах концерты известных групп. Здесь пели и Гребенщиков, и «Сплин». Да и других известных деятелей творческой тусовки среди знакомых Алексея — множество. Однако эту ленту (в съемках которой приняли участие известные актеры), равно как и бабочек, он расценивает как коммерческий продукт.
Несерьезные развлечения? Для кого-то все эти эксперименты выглядят именно так. Но Фурсов вполне может себе позволить вести беспощадную борьбу с рутиной и скукой. Ведь представленная 110 заведениями сеть ресторанов «Евразия», один из самых первых его проектов, крепко стоит на ногах и считается крупнейшей в России, попав даже в национальную «Книгу рекордов».
Принято считать, что деловые люди, испытывающие тягу ко всему необычному и новому, как правило, относятся к тому типу бизнесменов, которые предпочитают жесткому рабочему графику спокойную интеллектуальную и духовную негу. В этом смысле Алексей — явное исключение из правил. Его коллеги и даже конкуренты признают: секрет эффективности Фурсова в том, что, решая дилемму «слово — дело», он всегда выбирает второе. В общении он поразительно немногословен, а его рабочий день расписан по минутам. Он даже не пытается округлять. «Совещание через четыре минуты!», — бросает он. И это означает — именно через четыре, не через пять.
В беседе с «Бизнес-журналом» бизнесмен уверяет, что работать он (как, кстати говоря, и большинство других успешных российских предпринимателей) привык со школьной скамьи. Занятно, но даже первые его «сделки» имели прямое отношение к материям, задающим стиль жизни. Он с выгодой перепродавал фантики от заграничной жевательной резинки, этой твердой и легко конвертируемой валюты советских школьников эпохи брежневского застоя. «Бизнес» развивался успешно. Вот только однажды учителя застали юное дарование как раз в момент заключения очередного «контракта». Был скандал. Алексея чуть было не выгнали из пионеров. Впрочем, тягу к предпринимательству эта неприятность у него вовсе не отбила. Так что и в студенческие годы он продолжал экспериментировать на почве коммерции.
— Мне всегда больше нравился сам процесс организации бизнеса, — вспоминает предприниматель, — а вовсе не финансовый результат как таковой. Тем более что особой необходимости зарабатывать самому не было. Мы с сестрой ни в чем не нуждались, у нас была хорошая полная семья, а любимые родители старались нам ни в чем не отказывать. Просто я довольно быстро осознал себя взрослым. И как-то стыдно было сидеть у мамы с папой на шее до окончания вуза. К тому же я понимал, что это потребовало бы от родителей немалых усилий. Я же не был сыном олигархов. Мой папа — преподаватель, мама — библиотекарь. Так что, поступив в институт, я уже отчетливо понимал: если хочется добиться каких-то успехов, в финансовом отношении никто не поможет. Нужно рассчитывать только на свои силы.
Тяга к независимости и свободе нарастала, подпитываемая первыми реальными успехами в бизнесе. Везло? Алексей признается: да, наверное, судьба ему кое в чем помогала. Первый настоящий бизнес он начал очень рано. Поднакопив «стартовый капитал», уже в семнадцать лет он владел собственными киосками, торгующими стандартным набором импортного ширпотреба начала 90-х. Сигареты, напитки, шоколадки с яркими этикетками. «Не могу сказать, что этот бизнес был особенно прибыльным, — признается предприниматель. — Но он позволил мне заработать небольшую «копеечку». А главное — приобрести совершенно бесценный опыт в руководстве пусть даже небольшим предприятием и в управлении людьми». Кстати, второе высшее образование, которое Алексей получил, занимаясь уже ресторанным бизнесом, связано как раз с управлением человеческим капиталом.
Некоторые бизнесмены, начинавшие в ту пору, так и остались «палаточниками». Пусть даже сегодня палатки выросли до торговых центров. А вот Фурсов не боялся экспериментировать в самых разных сегментах, без устали пробуя все новое и перспективное. Спектр был широким: от оптовой торговли продуктами (в том числе знаменитыми куриными окорочками) — до телекоммуникаций. Поиск золотой жилы «методом тыка»? Вовсе нет. Фурсов действительно искал, но вовсе не Клондайк, а по-настоящему «свой» бизнес. И нашел его. Благодаря случаю и… бывшей жене.
Однажды Фурсов, возглавлявший в ту пору «Невскую телефонную компанию», решил сделать супруге подарок. И открыл специально для нее небольшое кафе в бизнес-центре на Пироговской набережной. Однако вскоре оказалось, что заведением, как и любым другим предприятием, нужно управлять. И Фурсов взял штурвал не себя. С женой он впоследствии разошелся. Зато новый бизнес затянул его целиком и полностью: Фурсов всерьез увлекся японской кухней.
— Стоял 2001 год, — рассказывает бизнесмен. — Японские рестораны в Санкт-Петербурге были весьма редкими и — все — довольно дорогими. Вот тогда-то меня и посетила идея сделать хороший суши-бар, но с разноплановым меню и невысокими ценами. В итоге оказалось, что это чуть ли не единственный в городе суши-бар, где можно пообедать и приобщиться к японской кухне за очень небольшие деньги, сопоставимые со стоимостью обеда в приличном бистро.
Так впервые Фурсов реализовал «фирменный прием» — ворвался в премиальный сегмент с демократичным ценовым предложением.
А затем пришла мысль: стоит ли ограничиваться одним только японским меню, пусть и невероятно модным среди «понимающих людей»? Суши-бар был переименован в «Евразию», а сам учредитель принялся экспериментировать с различными кухнями и стилями. «Мы тогда еще не представляли, что небольшое кафе вырастет в такую крупную сеть», — улыбается Алексей.
В ОДНОМ ИЗ ТРЦ АЛЕКСЕЙ ФУРСОВ ПОСТРОИЛ ИНТЕРАКТИВНУЮ ОРАНЖЕРЕЮ «ЧУДО БАБОЧКИ» — НЕБОЛЬШОЙ, НО ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ ЯРКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САДВ 2007 году, аккурат накануне первого капиталистического кризиса, атаковавшего современную Россию, Фурсов столь же решительно начал осваивать индустрию фитнеса. А сегодня сеть питерских клубов Fitness House эксперты называют одним из наиболее динамично развивающихся проектов в своем сегменте. За три года предпринимателю удалось открыть 17 клубов. Причем восемь из них заработали в прошлом, также очень непростом, «полукризисном» году, а еще семь планируется запустить в 2011-м. Задача состоит в том, чтобы охватить все районы Петербурга. Ну а затем предприниматель намерен двинуться в регионы — впрочем, пока минуя Москву, где бизнес группы ограничен небольшой ресторанной сетью.
На вопрос о том, каким образом он оказался на территории, традиционно облюбованной бизнес-леди, Алексей отвечает с явным недоумением: «Так бизнес — это вообще не женское дело! Женщина должна заниматься домом. Тех, кто чего-либо добился в бизнесе, среди представительниц прекрасного пола — единицы. А остальные по характеру и манере поведения становятся скорее похожими на мужчин».
По оценке Фурсова, нынешняя тройка лидеров, контролирующая 75% рынка фитнес-клубов Северной столицы, — это компании, возглавляемые мужчинами. Мужчинами, которые постепенно вытесняют женщин из этого сегмента.
— Строго говоря, мысли о возможности запуска новых направлений бизнеса зачастую приходят ко мне случайно, — говорит предприниматель. — А нередко — после того как я на собственном опыте обнаруживаю, что в городе не хватает того или иного сервиса. Так было и в этот раз. Я посещал известный в Питере клуб. И однажды опоздал на тренировку, поскольку клуб работал только до 21:00. Попытался попасть в другой клуб по гостевому билету. Тоже не получилось. Так и выяснилось, что в этой нише еще многое можно сделать. И есть место для новых игроков. А дальше я пошел по тому же пути, как когда-то с «Евразией»: начал создавать продукт бизнес-класса по цене «эконома». Кстати, сегодня цены в наших клубах порой даже ниже, чем в экономклассе. А еще мы сломали устойчивый стереотип, будто клуб с бассейном и полноценной комфортабельной СПА-зоной должен быть обязательно дорогим. Там же, где особенности помещения не позволяют построить бассейн, мы используем в качестве компенсации именно СПА-зоны с большим количеством саун, кабин и цирукулярных душей. Знаете, несмотря на то что мы существенно вкладываемся в разработку проекта, ремонт и покупку оборудования, у нас всегда очень демократичные ценовые предложения для самых разных клиентов. Так мы отстраиваемся от конкурентов, предлагая клиенту выбор качественных и разнообразных услуг по гораздо более низким ценам, чем в среднем по рынку.
Справедливости ради следует сказать, что Fitness House — вторая попытка освоить этот рынок. Первый свой клуб, Mega Gum, Фурсов открыл в 2005 году. Однако сеть, состоящая из двух клубов, вскоре была продана прямому конкуренту, московской сети World Class. Причины Алексей объясняет несвоевременностью выхода в сегмент экономкласса. «Потребитель был не совсем готов, — говорит он. — Многие люди вообще не знали, что такое фитнес. Или приходили к нам из «качалок», располагавшихся, как правило, в подвалах жилых домов в спальных районах. Естественно, такой аудитории было тяжело продавать фитнес-услуги. Мы сталкивались с большим количеством стереотипов, так что проект давался нам не очень просто. Однако клубы были прекрасно оснащены и уже хорошо раскручены, оборудованы современными СПА-зонами. И нет ничего удивительного в том, что их захотела купить известная сеть».
А уже через два года ситуация изменилась. Потребитель «поумнел» и начал сравнивать цены не с полуподвальными «частными лавочками», а с другими клубами. Эти изменения в настроениях аудитории Фурсов почувствовал очень остро. И — решил сыграть отложенную партию заново.
Так что это, все-таки демпинг? «Мы не демпингуем! — уверяет предприниматель. — Речь идет о том, чтобы стараться за ту же цену предложить клиенту больше услуг. К примеру, если сауна — то не одна, а три. И так далее. В частности, мы одними из первых в городе стали предоставлять такой ненавязчивый, но приятный сервис, как ТВ-панели, вмонтированные в кардиотренажеры. За просмотром любимого фильма тренировка проходит незаметно. Подобные сервисы все время добавляются. Этот проект максимально продуман и учитывает все недочеты прошлого опыта».
Как удалось не потерять проект, уже переживший две глобальные экономические депрессии? Фурсов уверяет, что ряд факторов в период кризиса сработал как раз на пользу компании. В частности, упали цены на аренду площадей и строительные работы. «Пусть это продлилось недолго, но мы успели запустить несколько строек и уже в посткризисном году успешно их завершили», — говорит Алексей.
Мало того, по оценкам Фурсова, во время кризиса спрос на фитнес не упал, а, напротив, вырос. Многие менеджеры среднего и высшего звена, потеряв работу, но имея достаточные финансовые накопления, решили инвестировать в собственное здоровье. «Так что в кризисный период люди ходили в фитнес-клубы буквально как на работу! — иронизирует Фурсов. — В два часа дня в клубе было так же оживленно, как и в семь вечера. Теперь же кризис прошел, но клиенты — остались. Они привыкли к частым тренировкам, к «своим» клубам. Мы даже столкнулись с тем, что гости порой «не помещаются», так что пришлось расширять площади наиболее популярных точек сети и открывать новые в тех же районах».
«Я НЕ НАСТОЛЬКО ФИНАНСОВО ЗАВИСИМЫЙ ЧЕЛОВЕК, ЧТОБЫ ЗАНИМАТЬСЯ ЧЕМ-ТО, ЧТО ПРИБЫЛЬНО, НО НЕ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО ЛИЧНО МНЕ», — ГОВОРИТ АЛЕКСЕЙ ФУРСОВКонечно, легкой прогулкой кризисные потрясения не стали и для Фурсова. При всем его везении. Зато теперь антикризисная программа, разработанная два года назад, стала частью стратегии развития группы. Главное правило здесь: издержки должны быть намного меньше, чем у конкурентов. Для того чтобы успешно вести ценовые войны, компания обязана стать «легкой и дешевой». «Мы не берем кредиты, развиваемся исключительно на собственные средства, — объясняет Алексей. — Не раздуваем штат, изначально укомплектовав его высокопрофессиональными специалистами-универсалами в своих областях. Но и не жадничаем. В период кризиса это позволило нам делать своим клиентам предложения, от которых было невозможно отказаться.
Возможно, именно благодаря столь выдержанному поведению в непростой период по итогам 2009 года компания «Эрнст энд Янг» включила Фурсова в список финалистов премии «Предприниматель года» — двадцати пяти лучших бизнесменов России.
Предпринимательский конек Алексея — способность атаковать вовремя, выбрав лучший момент для выхода в новую нишу. Так получилось и с одним из последних проектов — сетью ювелирных и интерьерных бутиков Carlos Albert.
— Путешествуя по США и Мексике, я как человек, неравнодушный ко всему красивому и стильному, обратил внимание на необыкновенно популярные в этих странах магазинчики марки Carlos Albert, — объясняет причины запуска очередного бизнеса Алексей. — Кроме того, заметил, что изящные украшения, выполненные с использованием традиционных мексиканских символов, здесь в разы дешевле, чем подобные предметы, продающиеся в Санкт-Петербурге. Таким образом, я в очередной раз решил сделать красивое и необычное — более доступным. Познакомился с ювелирным домом Carlos Albert в лице создателей этого бренда Карлоса Муньоса и Альберта Икенрота. А в итоге стал официальным дилером в Санкт-Петербурге. Бренд представлен в городе немногим больше года, однако сейчас мы открываем уже восьмой магазин. Стоит отметить: все украшения выполнены в оригинальной авторской манере, и каждое неповторимо, что подтверждает маленькое фирменное клеймо. При этом от концепции разумных европейских цен мы не отступаем.
В дальнейшем, надеется Алексей Фурсов, новую сеть должна также «постичь судьба» федерального проекта. Однако пока, как признается бизнесмен, руки не доходят. Тем более что это не единственный новый проект в портфеле Фурсова. Около года назад он открыл еще и школу горнолыжного спорта в одном из торговых комплексов Петербурга.
Проект Gornostay представляет собой арендованную площадку (сопоставимую с самым большим залом в фитнес-центре компании) и небольшой «склон», который имитирует движущаяся под наклоном лента. Покрытие «горы», по ощущениям, напоминает настоящую лыжню, что, согласно концепции проекта, должно помочь клиентам разного возраста освоить горнолыжные навыки с помощью опытных инструкторов и профессионального снаряжения.
А по соседству, в том же ТРЦ, предприниматель построил интерактивную оранжерею «Чудо бабочки» — небольшой ботанический сад, где среди тропических растений порхают бабочки, проводятся спектакли для детей, обучающие экскурсии и другие мероприятия. В этом же торговом центре находятся один из крупнейших спортивных клубов, входящих в Fitness House, проходная способность которого — более двух тысяч человек в день, ресторан «Евразия», а также крупные магазины с большой проходимостью. Так что Фурсов надеется и на коммерческий успех столь необычных проектов. Правда, пока он расценивает эти эксперименты как локальные и не собирается их «клонировать» в других городах (хотя на горнолыжных курортах в окрестностях Петербурга за год открылось несколько загородных филиалов школы Gornostay).
Да, Алексею Фурсову самому нравятся горные лыжи, бабочки и хорошее кино. Однако в данном случае речь идет вовсе не о хобби. Так некогда и коллекция фантиков стала не объектом накопления. Конечно же, фантики будущему предпринимателю тоже нравились, но их «пришлось» продать, ведь они нравились не только ему! Это — бизнес. Только, может быть, чуть-чуть необычный. Потому что основой каждого бизнес-плана становится личный интерес бизнесмена.
— Я не настолько финансово зависимый человек, чтобы заниматься чем-то, что прибыльно, но не очень интересно лично мне, — говорит Фурсов. — Я не раб карьеры, работы и денег. Поэтому наибольший успех в моем случае приносит то дело, в которое я вкладываю всю душу, которым занимался и занимаюсь самозабвенно, радуясь каждой небольшой удаче и стремясь отслеживать даже микроскопические проблемы.
Начать дискуссию