Компания Renault недавно отправила в отставку нескольких топ-менеджеров, замешанных в шпионском скандале. Однако в списке уволенных не было человека, чье имя чаще всего упоминалось в ходе расследования странных обстоятельств этого дела.
Похоже, гендиректор Карлос Гон смог убедить правление Renault в том, что не имеет отношения к скандалу. Вопрос в том, как ему удалось это сделать. По мнению WSJ, уроки, которые может извлечь из этой ситуации глава любой компании, таковы.
— Если вы успешны и приносите компании деньги, то уволить вас будет сложно. Тем более когда у совета директоров нет достойного преемника.
— Совет директоров может простить ошибочные высказывания гендиректору, но при одном условии: если тот остается лидером компании во всех смыслах этого слова и продолжает приносить акционерам прибыль.
Правда, сейчас никто не может ответить на вопрос, сможет ли Гон оставаться таким же безупречным лидером после шпионского скандала.
Скандал вспыхнул в начале этого года, когда конфиденциальный источник сообщил Renault о том, что три ключевых топ-менеджера компании украли секреты программы по созданию электромобилей. Renault провела расследование и уволила топ-менеджеров. В телевизионном интервью Гон заявил, что увольнения обоснованны, поскольку у компании есть веские доказательства вины трех менеджеров.
Однако дальнейшее расследование показало, что компания стала жертвой мошенничества. Renault реабилитировала уволенных, Гон публично извинился перед ними во время выступления на телевидении.
Тем не менее в связи со скандалом компания уволила или освободила от должности целый ряд топ-менеджеров и рядовых сотрудников, включая главу юридического департамента. Один сотрудник даже попал в тюрьму.
В 2010 г. Гон потерял все свои фондовые опционы и бонус размером в $2,3 млн. Это немалая сумма, но она лишь небольшая часть жалованья Гона, которое он получает как гендиректор Renault и Nissan.
Наказание рублем — единственное, которое совет директоров вынес Карлосу Гону. Более того, в сложившейся ситуации члены совета директоров единодушно поддержали главу компании, говорит Рейчел Конрад, директор по коммуникациям альянса Renault-Nissan. На деле внутренняя аудиторская проверка выявила, что ключевые решения по вопросам, связанным со скандалом, принимались на несколько уровней ниже гендиректора. Это дает основания предполагать, что Гон, так же как и все остальные, был обманут мошенниками.
Сторонние наблюдатели конфликта тоже готовы простить гендиректора Renault. «Карлос совершил ошибку и вел себя опрометчиво», — утверждает Дэвид Коул, бывший председатель совета директоров Центра автомобильных исследований (CAR) в городе Энн-Арборе (штат Мичиган). По его мнению, Гон защищал интересы компании, за это нельзя наказывать.
Как бы Гон ни дистанцировался от скандала, на всех документах стоят именно его подписи. А ведь он долгое время слыл «примой-балериной» автопрома — управлял сразу двумя крупными международными компаниями. Совету директоров Renault хорошо известно, что Гона не раз пытались переманить конкуренты. Компания также знает, что сейчас, когда Renault начала воплощать в реальность новую стратегию в сфере продаж, а Nissan оправляется после землетрясения в Японии, менять гендиректора крайне нежелательно. Однако так же нежелательно иметь руководителя, которому может не доверять совет директоров.
Конечно, Гон мог не знать всех деталей происходившего. И все же он сыграл большую роль в шпионском скандале. Сначала он публично обвинил трех ни в чем не повинных топ-менеджеров. Потом способствовал отставке и понижению в должности еще нескольких управленцев высшего звена, которые наравне с Гоном поверили мошенникам.
«Подчиненные перестали доверять ему, — говорит Джозеф Порак из Школы бизнеса имени Леонарда Стерна Нью-Йоркского университета, который недавно разбирал пример Renault-Nissan на занятии со студентами. — Он уволил сотрудников, основываясь на непроверенных слухах. Теперь каждый может сказать: если он поступил так с ними, то может поступить так и со мной».
Директор зарабатывает
В 2010 г. зарплата Гона в Renault составила $1,8 млн.
Уровень компенсации Гона в Nissan в 2010 г. пока не раскрывается, но в 2009 г. он был равен $9,8 млн.
Начать дискуссию