Ситуация с ценами на нефтепродукты наглядно демонстрирует, что у ручного управления есть свои пределы. Нельзя все проблемы в экономике решать ручным методом. Такой способ обычно бывает очень примитивным и всегда лечит симптомы, а не причины.
А в экономике, как и в медицине, правильнее лечить причины болезни, а не симптомы. Правительство должно пытаться разрешить ситуацию через деятельность институтов, нормативы, ставки, а оно раз за разом пытается применить методы ручного управления, и поэтому редко получается найти долгоиграющее решение.
Конечно, внутренние цены на бензин и нефтепродукты вырастут – прежде всего, из-за большого разрыва между внутренними и внешними ценами. Кроме того, еще осенью правительство потребовало заморозить цены на внутреннем рынке. А ведь налог на добычу полезных ископаемых в отношении нефти построен так, что он растет по мере роста мировых цен на нефть, и не важно, экспортируете вы нефть или перерабатываете ее и продаете бензин внутри страны. Еще один аргумент — сегодня шкала экспортных пошлин настроена так, что вывозить нефтепродукты гораздо выгоднее, чем сырую нефть. Будучи на месте любой нефтедобывающей компании, я бы вывозил бензин, солярку и мазут. Все, конечно, не вывезут, но сколько смогут, столько и увезут.
Правительство может поменять шкалу ставки экспортной пошлины — например, повысить пошлины на вывоз нефти и бензина так, чтобы выгоднее было оставлять бензин здесь. Хотя сомнительно, что такой шаг даст «вечный» эффект — раньше, когда были ограничены экспортные мощности по трубопроводу «Транснефти», нефть вывозили железными дорогами. Если разрыв цен большой, то будут вывозить. И в результате этого в России цены на бензин будут двигаться за европейскими.
Что делать? Повышение экспортной пошлины на нефть всегда упирается в другой вопрос — а что хочет получить правительство? Социальный климат в России определяют пенсионеры и учителя, которые на машинах не ездят, но которым нужно постоянно повышать зарплаты и пенсии. Если правительство хочет, чтобы бензин был дешевым, то оно может сделать экспортные цены очень высокими — такими, чтобы продавать нефть было выгоднее внутри страны. Но тогда у нас может упасть производство нефти, и, значит, упадут доходы бюджета. В реальности нужно искать баланс. Достичь его можно, но будет ли правительство этим заниматься? Мне кажется, вряд ли.
После выборов ничего не изменится. Эта история повторяется каждый раз, когда цены на нефть и бензин начинают расти. Особенно остро – весной и осенью – в пики повышения спроса. Как только цены начинают ползти вверх, правительство предлагает их заморозить. Но если заморозить внутренние цены, то бензин сразу же начнут вывозить из страны. Это как сообщающиеся сосуды, палка о двух концах.
Когда народ возмущается повышением цен на бензин или, как сейчас, его отсутствием на АЗС, правительство пугается и не находит ничего иного, как призвать на помощь силовиков. Говорит: «Давайте прокуратуру позовем». Правительство и дальше будет запугивать нефтяников прокуратурой и правоохранительными органами, те, в свою очередь, будут делать вид, что боятся, но бензин будет либо исчезать, либо цены на него будут расти.
Так же в августе с гречкой было: вместо того чтобы снять пошлины на импорт, правительство два месяца громко обсуждало, что гречка стала дефицитным продуктом и гречки не хватит. Цены на гречку, естественно, выросли вдвое и пошли вниз только после отмены пошлины.
Начать дискуссию