«Франчайзинг означает, что у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один со своими проблемами и рисками». Можно и дальше цитировать учебники, но факт остается фактом: по статистике, среди независимых компаний только 15% выживают в первые пять лет, тогда как среди франчайзинговых малых предприятий успешно развиваются каждые семь из восьми стартовавших.
К тому же остается еще и свобода выбора, что чрезвычайно важно для любого предпринимателя. Франчайзеры похожи на хороших родителей, которые, с одной стороны, подталкивают ребенка к свободе, а с другой — помогают не оступиться.
К нам часто приходят люди с деньгами, но без опыта построения розничного бизнеса и просят помочь открыть магазин. Если у человека есть желание работать и он не глуп (а деньги у глупых людей редко водятся), мы охотно беремся за такой «материал». Найти хорошую точку в городе, помочь при заключении договора, просчитать бизнес-проект, сделать за партнера предзаказ, разработать дизайн-проект магазина… Все это не такие уж и сложные задачи, если у вас этих магазинов уже открыто 250 штук. Главное, чтобы это была реальная помощь, а не ее декларация. И чтобы франчайзи тоже участвовал в процессе. Не только деньгами.
Лучше с умным потерять, чем с дураком найти. Этот принцип я никогда не забываю, когда встречаюсь с потенциальным франчайзи. Можно сделать за партнера по бизнесу все что угодно: открыть магазин и грамотно наполнить товаром, организовать мерчендайзинг на стадии стартапа. Но что дальше? Что если франчайзи не хочет или, что еще хуже, не может работать самостоятельно? Тогда пиши пропало. Свою голову не приставишь. И вот уже из города N идут жалобы в головной офис компании от покупателей, которые вынуждены заказывать товар в интернет-магазине франчайзера только потому, что не удалось приобрести нужные вещи у нерадивого франчайзи. А ведь попутно страдает и наша репутация!
Все люди делятся на тех, кому нужно работать под началом сильной компании, и тех, кому комфортнее развивать собственное дело. Франчайзинг в этом случае — «золотая середина». С одной стороны, вы можете пользоваться проверенной репутацией и имиджем бренда франчайзера. С другой — вот он, ваш собственный бизнес. Вкладывайте, развивайте! По статистике, менеджеры франчайзинговых предприятий, как правило, работают лучше своих наемных коллег. Видимо, потому что понимают: успех предприятия — это их собственная прибыль.
Очень часто франчайзи, открыв всего один магазин в городе, крайне негативно относятся к запуску еще одной торговой точки конкурентами или самой компанией-франчайзером. Но это скорее заблуждение. У нас в Москве уже 22 магазина Finn Flare, в Санкт-Петербурге — 9 магазинов, в Екатеринбурге — 8. И выручка у всех торговых точек только растет, поскольку увеличивается узнаваемость торговой марки и доля рынка.
Франчайзинг позволяет развивать бизнес в подходящем для предпринимателя масштабе. Одному интересно самому стоять за прилавком своего небольшого магазинчика. А другой уже открыл в городе целую сеть магазинов, провел рекламную кампанию и теперь присматривается к соседнему городу.
Конечно, выгоды от франчайзинга получает не только партнер, но и обладатель марки. В первую очередь это помогает головной компании расширять свою сеть, развивать бренд. Кстати, именно поэтому мы, в отличие от многих конкурентов, не продаем франшизу, а помогаем партнерам открывать собственные магазины. Кроме того, местные предприниматели гораздо лучше знакомы с тонкостями региональных рынков. Зачем заново изобретать велосипед, падать с него, набивать себе синяки и шишки, когда можно просто сесть и поехать?
Если посмотреть на лидеров рынка мирового ритейла, то подходы к франчайзингу диаметрально противоположны. Так, Inditex предпочитает развивать собственную розницу, а Mango, напротив, использует преимущественно франчайзинг. Кто прав? Время покажет! Неизменным же остается главное условие: покупатель франшизы должен прикладывать свои силы, свою энергию, свой интеллект.
Начать дискуссию