Экономика России

Цепная реакция

Техногенная катастрофа на АЭС «Фукусима­1» основательно встряхнула весь мировой автопром и уже оборачивается кризисом недопроизводства даже в странах, далеких от эпицентра землетрясения.

Техногенная катастрофа на АЭС «Фукусима­1» основательно встряхнула весь мировой автопром и уже оборачивается кризисом недопроизводства даже в странах, далеких от эпицентра землетрясения.

В производстве автомобилей и автокомпонентов Япония — слишком важный игрок: даже временное «выпадение» этого звена трудно компенсировать. Автопром живет годовыми планами, и менять их на марше чрезвычайно трудно, поскольку это требует корректировок по всей цепочке — вплоть до поставщиков сырья.

Как отмечают эксперты, в самой Японии в период с 11 марта по 8 апреля недопроизведено около полумиллиона легковых автомобилей. По крайней мере до начала июня их производство в стране будет сокращено — из‑за отсутствия комплектующих, дефицита электроэнергии, логистических проблем, государственных праздников (с 27 апреля по 9 мая). Большинство японских производителей говорит о том, что по июнь включительно производство не будет превышать половины обычного объема, да и в дальнейшем выйти на привычную мощность удастся далеко не сразу. Так, например, Toyota заявила о том, что сможет полностью восстановить объемы производства на своих площадках в Японии и за рубежом лишь в ноябре–декабре 2011 года.

Стихия ударила и по японским производителям автокомпонентов, которые резко снизили или приостановили выпуск. Пострадало около пятисот поставщиков комплектующих, среди которых такие компании, как Keihin, Furukawa, Renesas, Toshiba, Sanyo, Fujitsu, NEC, Seiko Instruments, Hitachi, Panasonic.

Проблемы поставщиков рикошетом ударили по зарубежным площадкам японских автоконцернов. Так, Honda объявила о том, что до начала июня на заводе в Великобритании будет производиться 50% от обычного объема. По данным японского посольства в Москве, в США производство японских машин в апреле–мае сократится на 70%, в КНР — на 20%.

Значительное количество комплектующих на российские заводы японских брендов поступает не из Японии, а из Европы. Однако ввиду того, что локализация производства компонентов в России невелика, производственные риски отечественных площадок, собирающих японские автомобили, все равно значительны. Так, в конце апреля уже компания Nissan сообщила, что на пять дней остановит работу своего сборочного предприятия в Санкт­Петербурге.

Поскольку ряд производителей неяпонских брендов использует компоненты, производимые в Японии, недостаток комплектующих уже сказался на их объемах выпуска. Сильнее всех пострадал PSA Peugeot­Citroen: на пяти европейских заводах концерн в ближайшее время сократит производство на 40–50%, еще на трех европейских площадках — на 75%. Renault Samsung Motors в Южной Корее в апреле уменьшит выпуск на 20%. Представители Volvo Car Corp. заявили о том, что, поскольку 10% компонентов они получают из Японии, им трудно прогнозировать работу своих автопроизводственных площадок. В компании опасаются перебоев с поставками.

ДИЛЕРЫ ГОВОРЯТ, ЧТО ДО КОНЦА МАЯ–ИЮНЯ ЯПОНСКИХ МАШИН В РОССИИ ХВАТИТ. ВОЗМОЖНЫЙ ДЕФИЦИТ МЫ ПОЧУВСТВУЕМ С ИЮНЯ–ИЮЛЯ

Не исключено, что в ближайшее время на снижение объема продаж японских автомобилей будет влиять также психологический фактор. Во­первых, люди боятся приобретать любые товары из Японии, опасаясь повышенного уровня радиоактивности. Во­вторых, часть покупателей может отказаться от покупки японских машин из‑за потенциальной нехватки запчастей.

Возникнет ли в России дефицит японских автомобилей? До середины мая к нам будут прибывать автомобили, произведенные до землетрясения. Сами российские дилеры говорят о том, что до конца мая–июня они еще обеспечены. Так что, возможно, дефицит японских автомобилей в России мы почувствуем с июня–июля.

В I квартале 2011 года доля автомобилей японских брендов составила в России 19%. Если предположить, что до конца года она не изменится, то при прогнозируемом общем объеме рынка в 2,4 млн единиц по итогам 2011 года продажи японских автомобилей могли бы составить 450 тысяч. Дилеры, однако, ожидают снижения продаж японских машин в России на 15–40%. В этом случае может быть продано 270–382,5 тыс. штук. Но многое будет зависеть от объемов производства в России и Европе.

Смогут ли другие производители восполнить дефицит и, пользуясь случаем, побороться за рыночную долю японских брендов? Все зависит от того, насколько быстро сумеют нарастить объемы производства корейские и европейские компании. Однако нехватка комплектующих будет и их головной болью. Все­таки у глобальной промышленной кооперации масса преимуществ, но есть и недостаток — ограниченные адаптивные возможности в случае потрясений, подобных японским.

Начать дискуссию