Интервью

Тоталитарный идеалист Аркадий Новиков: Бизнес-процесc? Каждый раз это творчество

Практическая интуиция как поведенческая модель у многих предпринимателей стала то ли модным поветрием, то ли новой тенденцией. В любом случае тех, кто утверждает, что с прибылью и в тренде им позволяет оставаться интуиция и суперкороткие планы, а не долгосрочное планирование и маркетинговые стратегии, все больше. Точные инструменты — удел стартапов. Бизнесмены со стажем действуют интуитивно.

Практическая интуиция как поведенческая модель у многих предпринимателей стала то ли модным поветрием, то ли новой тенденцией. В любом случае тех, кто утверждает, что с прибылью и в тренде им позволяет оставаться интуиция и суперкороткие планы, а не долгосрочное планирование и маркетинговые стратегии, все больше. Точные инструменты — удел стартапов. Бизнесмены со стажем действуют интуитивно.

Первое лицо «Группы компаний Аркадия Новикова», ресторатор, медиаперсона и по всеобщему признанию культуртрегер и трендсеттер, Аркадий Анатольевич Новиков себя к бизнесменам этой волны не относит. Просто говорит, что делает так, как кажется правильным именно ему.


Аркадий Анатольевич, кому из действующих российских бизнесменов Вы симпатизируете?

— Мне нравится Миша Фридман. Миша Прохоров нравится. Я уже давно его знаю, и он мне просто симпатичен. Прохоров хорошо соображает, он умный и талантливый.

Для успешного ведения бизнеса нужен талант, и только?

— Для всего нужен талант. Управлять троллейбусом, готовить, обслуживать людей, стирать, делать уколы, брать интервью, заниматься бизнесом, управлять страной, быть президентом, быть мамой… Для всего нужен талант. Даже быть хорошим человеком — это талант. Не нужен он только для того, чтобы быть скверным человеком, им надо просто родиться.

Кто в Вашей компании, кроме Вас, является, скажем, «лучшими людьми», талантливыми топ-менеджерами?

— У меня все неплохие. Нам всем есть еще чему учиться, но у меня нет плохих сотрудников. И почему сразу разговор о топ-менеджерах? Много хороших поваров, посудомоек, официантов, гардеробщиков, кого угодно. Ведь один начальник ничего не сделает без остального персонала. Если не будет обычной посудомойки в ресторане, то встанет все. Поэтому все нужны.

Нужных много, но даже планированием времени генеральный директор Аркадий Новиков занимается сам. Без пресс-менеджеров и личных помощников. Только ему трудно представить, как в столь плотном расписании найти свободные полчаса — он всегда в одном из своих ресторанов. Все сам.

Вы говорили, когда я Вам звонила, что очень заняты, но при этом также сказали, что уже не нужно вести бизнес, в том смысле, что «он ведется сам».

— Ну это я так, пошутил. К сожалению. Я бы с удовольствием организовал компанию так, чтобы ничем не заниматься. Но не получается. Потому что мой бизнес своеобразный. Фактически я сам хожу по ресторанам: и управляю, и готовлю, и помогаю. Все делаю. Если бы мог перепоручить, я бы так и сделал. Но это такой очень специфичный бизнес, который надо контролировать, надо лично присутствовать. Просто невозможно по-другому. Это не «Макдоналдс» — нет системы. Есть правила, но системы нет, соответственно, невозможно наладить бизнес-процесс. Каждый раз это творчество. В «Макдоналдсе» существуют жесткие написанные правила: берешь котлету, кладешь ее сюда, «лицом вверх», закрываешь крышку, включаешь первую кнопку, когда прозвенит звонок — открываешь крышку, берешь теплую булку, кладешь, нажимаешь один раз, второй, кладешь, заворачиваешь, отдаешь — все. У нас такого нет.

Ваш стиль управления можно охарактеризовать как тоталитарный?

— Да. Очень. И я не хочу его менять. Зачем? Мне нравится. Кому не нравится, пусть уходит… Я же не самодур. Может быть, я тоталитарно тоталитарный, но не самодур. Я знаю, чего хочу, пытаюсь это объяснить, могу научить. Если человек не понимает — ну что делать. Я раз пытаюсь, два, а потом… Если человеку не нравится — такой умный — пусть в другом месте работает.

Случалось, что от этого Ваша компания теряла важных людей?

— Конечно. Всегда что-то подобное происходит. Постоянно.

Вы уже традиционно считаетесь трендсеттером. Задали тенденцию ретро-ресторанов, ввели моду на лаундж-бары… Как «ловите» тенденции?

— Я думаю, что главное — наблюдательность. А может, повторяю, за границей мог видеть. Также, может, и выдумка. Возможно, это нюх. Не знаю, что это такое. Я вообще не анализирую данный процесс. Не надо сидеть и изобретать концепты. Я просто думаю, думаю — и бах! — сразу приходит идея. Озарение. Хотя это слишком высокий стиль — «озарение». Придумать проект мне несложно, а как происходит этот процесс, наверное, не так уж важно.

Неудачные идеи были?

— Думаю, что нет. Что-то получается лучше, что-то хуже, но неудач не было.

Когда Вы открывали собственное сельхозпредприятие, возникали трудности? Ведь это была новая для Вас сфера?

— Как-то все нетрудно было. Самое сложное не организовать бизнес, а работать потом. Чтобы создать предприятие по выращиванию овощей — большого ума не требуется. Имея деньги, организовать легко. Главное — это потом продать выращенное, наладить реализацию и окупить. Тут надо иметь талант. Но у нас были менеджеры, которые, даже делая ошибки, чего-то достигли, поэтому сейчас все работает нормально. Начальный этап прошел. Сложностей никаких нет. Например, важным было наладить логистику. Невозможно продавать продукцию только в свои рестораны, потому что теплицы производят намного больше, чем потребляют все наши заведения. Поэтому мы продаем в магазины, а с торговыми точками надо уметь договариваться, чтобы получить выгоду. В общем, этот бизнес более сложный…

Олег Тиньков в одном из последних интервью заявляет, что у него сейчас 10 проектов и все в Интернете. Вы планируете искать новые направления для развития?

— Я буду смотреть, что делает Тиньков, и повторять. (Смеется.) Сейчас я еще не знаю, чем буду заниматься. Пока делаю рестораны, пытаюсь создавать какие-то проекты… Что-нибудь выдумаю еще.

Во время интервью у Аркадия Новикова постоянно звонит телефон или приходят СМС. Взял трубку, только когда позвонила супруга. Поговорил коротко, обещал освободиться в самое ближайшее время. Медиаперсона Новиков уже должен быть на вечеринке в честь дня рождения некой поп-звезды.

Создается впечатление, что все Ваши рестораны продвигаются только посредством присутствия в СМИ лично владельца заведения — практически нет рекламных кампаний. Чтобы рестораны пользовались популярностью, хватает Вашей известности?

— Наверное, надо использовать наружную рекламу или какой-то другой ее вид. Мы к этому рано или поздно придем. Пока не было необходимости. За рекламу надо платить, а если у нас, в принципе, все и так неплохо, без какой-либо наружной рекламы, зачем выбрасывать деньги? Логично?

На сайте «Группы компаний Аркадия Новикова» в разделе «Концепция» помещена история последовательного открытия ресторанов Группы. Как бы Вы охарактеризовали бренд, под которым работаете? И есть ли общая для всей компании, а не для каждого из ресторанов «марка»? Какая-то общая стратегия развития?

— Я не знаю даже, какой я бренд… или какой мы бренд. Не могу ответить на вопрос. Я и стратегий не прописываю. Просто делаю так, как я знаю, как чувствую, и все. Есть люди, которые делают, потому что они так чувствуют. Меня никто этому не учил. Жизнь научила. Были художники, которые учились где-то писать, а были самоучки. Наверное, ученым профессионалом быть лучше, чем самоучкой. А я самоучка. Можно и ресторанному бизнесу учиться. Но прежде всего надо иметь талант. Вы же сами с таланта начали.

А образование получать можно везде: читая газету, журнал, просматривая фильм, работая, обучаясь в школе, в институте, в MBA. Знания можно получить где угодно. Они повсюду. В каждый момент что-то тебе приходит через уши, через глаза, и ты должен взять эти знания. Я лично так делал.

Можно сказать, что Вы интуитивно ведете бизнес?

— Наверное. Может быть, интуитивно. Просто человеку, для того чтобы учиться, необязательно посещать школу, курсы и лекции. Вся жизнь — это наша школа. И при этом ты можешь учиться сколько угодно, но если, переходя дорогу, не посмотришь налево, то все может закончиться. Вот тебе, зря учился… Кстати, я сейчас учу английский язык. Часто бываю в Англии, так что пригодилось.

Потому что Вы открываете бизнес в Англии?

— Пытаюсь открыть. Начинаю строить.

Что ждете от ресторана в Лондоне? Возможно ли там добиться такой же популярности в качестве ресторатора, как в Москве?

— Хотелось бы.

За счет чего там можно приобрести популярность?

— За счет того, что сделать честный ресторан.

И только?

— Честный и вкусный ресторан. Ресторанов там немало. Буду ответственно подходить к своему делу, честно работать и создавать хороший ресторан. И все.

Как Вы думаете, в России сейчас, в существующих экономических условиях, возможно построение крупного ресторанного бизнеса, такого, который будет больше, чем Ваш?

— Наш бизнес, конечно, не совсем маленький, но и не большой. Я думаю, что появятся компании, у которых будет предприятие намного больше, чем у меня. Шанс есть и у тех, кто начнет сейчас, после кризиса.

Один из основоположников теории маркетинга Марвин Смол утверждал, что для создания успешного бизнеса «нужно найти клиентскую потребность и удовлетворить ее». Какую потребность удовлетворили Вы?

— Имеете в виду потребность для народа, для страны? Я не удовлетворяю потребности. Я попытался, пытаюсь сейчас и даже частично смог повлиять на изменение представления нашего человека о еде. Наверное, какой-то вклад я внес. Это мое мнение. Может, оно слишком амбициозное, но мне кажется, все-таки что-то я сделал для этого. Стараюсь привить культуру еды.

Многие следуют моему примеру, открывая рестораны, хотят делать их вкусными. Сейчас для многих россиян еда, ее вкус небезразличны. Наш город и страна могут похвастаться хорошими ресторанами. Те, кто живет в регионах, тоже хотят, чтобы у них были вкусные рестораны, такие как в Москве. Я думаю, мы смогли заразить россиян любовью к хорошей вкусной еде. Конечно, эта любовь и так была, а мы ее усилили.

Ну мы же все едим! Это же самое основное: мы едим каждый день, также как ежедневно дышим. Это ведь очень важно — что есть! Мы состоим из того, что мы едим.


Если бы Аркадий Новиков сейчас, в 2010 году, окончил школу, видя современные тенденции, то, что происходит в экономике, выбрал бы он ресторанный бизнес? Или это уже совершенно заполненная ниша на российском рынке?

— Конечно, я выбрал бы этот бизнес. Это мое призвание. Мне нравится то, чем я занимаюсь. Я живу этим. Обожаю готовить, обожаю рестораны… Более всего люблю придумывать концепты, проекты. Я, наверное, смог бы без этого… Но это моя жизнь и моя профессия.

Рассказывая о своем бизнесе, Новиков-бизнесмен часто выходит за «рамки приличия», предписанные «нормальной акуле бизнеса», и превращается в Новикова-идеалиста. И кажется, у него это по-настоящему. Не для поддержания имиджа. Как-то очень не пафосно и с чувством получается, хоть и о «жизни в профессии»! И от жизни такой Аркадий Новиков постоянно находится в режиме жесткой экономии времени. Видимо, поэтому и отвечает на вопросы коротко. Вернее, короткими фразами. Очень короткими. А если тема не входила в круг его интересов ранее, нарушая все правила ведения интервью и беседы, говорит: «Не знаю, не думал». И даже подумать об этом, кажется, не собирается. И без того сплошной цейтнот.

Кстати, Вы, как тоталитарный руководитель, как восприняли недавнее предложение Российского совета промышленников и предпринимателей, озвученное Михаилом Прохоровым, о введении 60-часовой рабочей недели?

— Даже не задумывался об этом. Я работаю больше, чем 60 часов, а может, больше, чем 80. Нормально! Получаю удовольствие. Сколько сейчас у нас сотрудники работают? У нас 40-часовая рабочая неделя, да?

Да. 60 часов в неделю — это норма для Южной Кореи.

— В Южной Корее 60? Я об этом не знал… Мне кажется, и у нас тоже так неплохо было бы сделать. Сотрудникам, конечно, это бы не понравилось, а нам, капиталистам, было бы хорошо. (Смеется.)

Начать дискуссию