Ведение бизнеса

«Связанные одной целью»: внутренние переговоры в организации

Давно сложилось понятие «внутренние клиенты» — в идеале ими друг другу приходятся разные подразделения одной компании. Но в реальности бывает иначе: сотрудники хоть официально и «связаны одной целью», но ограничены интересами собственных отделов. Продажи и маркетинг, центр и регионы, продажи и закупки, новый руководитель и прежние сотрудники — почти в каждой организации есть свои оси напряжения.

Игорь Кривулин, бизнес-тренер, коуч центра «КЛАСС»

Вера Непомнящая, заместитель директора центра «КЛАСС»

Давно сложилось понятие «внутренние клиенты» в идеале ими друг другу приходятся разные подразделения одной компании. Но в реальности бывает иначе: сотрудники хоть официально и «связаны одной целью», но ограничены интересами собственных отделов. Продажи и маркетинг, центр и регионы, продажи и закупки, новый руководитель и прежние сотрудники почти в каждой организации есть свои оси напряжения. И в этой ситуации необходимо общаться, договариваться, находить взаимоприемлемые решения, «разруливать» конфликты, то есть вести внутренние переговоры.

«УП»: Внутренние переговоры — это метаболизм организации. Но существуют такие препятствия, как стереотипы восприятия, давние обиды, расхождения в понимании целей, которые всегда найдут свою реализацию во внутренних переговорах и осложнят достижение договоренностей.

Итак, давайте начнем наш разговор об особенностях данного процесса. Как вы считаете, в чем специфика внутренних переговоров?

Вера: Основная особенность в том, что переговорщики находятся в одном коллективе, на одной работе, им никуда не деться друг от друга. После переговоров они не могут разойтись в разные места, как, например, участники дипломатических переговоров. Кроме того, у переговорщиков внутри организации есть предыстория отношений, и от нее сложно отстраниться. Да и на самих переговорах бывают драматические события — конфликты, столкновения. Со всем этим нужно жить, работать и сосуществовать дальше, иногда в одной комнате за соседними столами.

Игорь: Выходит так, что внутренние переговоры — это часть долговременных рабочих взаимоотношений, верхушка айсберга. На них влияет все то, что накопилось за долгое время рабочих взаимодействий между сотрудниками и подразделениями, сложившиеся стереотипы восприятия, накопленные обиды…

Вера: Например, «эти из маркетинга — бездельники, а мы, продажи, их кормим».

Игорь: Или, скажем, «эйчары тратят наши деньги, нахлебники». Данные стереотипы накладывают определенный отпечаток на внутренние переговоры. Во время их проведения все обиды могут припомниться, но они будут замаскированы под что-то другое. Во внутренних переговорах всегда есть множество дополнительных смыслов. Если во внешних переговорах все-таки превалирует рациональность, то во внутренних — не факт… Потому что, как заметила Вера, всегда есть предыстория взаимоотношений, эмоционального напряжения, тревог и т. д. Все это чувствуется, но, как правило, прячется, из-за чего внутренние переговоры осуществляются гораздо сложнее. Выяснить, о чем действительно идет речь, и договорится, иногда бывает очень сложно.

«УП»: Фундаментом возникновения «дополнительных смыслов» является, как правило, конфликт, явный или скрытый. Какие конфликты существуют внутри организации? Какие подразделения могут «не дружить»?

Вера: Центр и регионы, продажи и производство, офис и гараж и тому подобное.

Игорь: Конфликт заложен в том, что у сотрудников смежные цели, за которые они отвечают. Если брать в пример маркетинг и продажи, то, естественно, оба подразделения влияют на объем продаж, но каждый из них делает СВОЕ дело. Выяснить, какой вклад вносит каждая структура, бывает проблематично. Из-за этого начинаются претензии друг к другу. Как правило, здесь все происходит на стыке интересов. Аналогично претензии могут быть у сотрудников из отдела продаж к подразделению по персоналу. Например, у руководителя амбициозные цели: «За этот год надо оторвать от конкурентов на Х % доли рынка». Но это может быть слишком сложно. В итоге «продажники» предъявляют претензии сотрудникам отдела персонала: «Вы не тех нанимаете и не так учите, чтобы мы могли достичь поставленных перед нами целей». За такими конфликтами кроются взаимные опасения, стремление уменьшить свою собственную ответственность за те цели, которые на тебя возложили, и объяснить, почему вы их не достигли.

«УП»: Можно ли избежать конфликта? Если да, то существуют ли какие-либо определенные методы или решения для данного процесса?

Игорь: Их нельзя избежать. Во внутренних переговорах каждая из сторон, стремясь делать свою работу как можно лучше, обязательно вступает в конфликт с другой стороной. Ведь важно, чтобы закупщики приобретали то, на чем можно хорошо заработать, хотя это часто сложнее продавать. И сотрудники из отдела продаж предпочли бы продавать то, что продавать легче, а не то, что закупать выгоднее. В данной ситуации конфликт заложен изначально. Повторюсь, его нельзя избежать. Нужно искать конструктивные формы разрешения, позволяющие находить наилучшие решения, балансирующие долговременные и краткосрочные интересы, интересы потребителей и поставщиков. Самая известная и стандартная из таких ситуаций: сотрудники не могут договориться на своем уровне и идут наверх к начальнику. Начальник выступает в роли судьи, пытающегося балансировать интересы. В этом случае голова болит только у него.

Иной вариант: разрабатывается механизм, скажем, регулярных совещаний, во время которых вырабатываются политики закупок, ассортиментная и ценовая политика или достигаются конкретные договоренности, отражающие «наилучшие решения» в текущей рыночной ситуации. Да, возможно, там будут возмущения и споры, но зато на выходе получится приемлемая для всех договоренность.

«УП»: Вы привели пример «руководителя-судьи», а что насчет «руководителя-коуча»?

Игорь: Руководитель-коуч — это одна из ролей руководителя. Он коуч тогда, когда необходимо помогать своим сотрудникам достигать поставленных целей, развиваться, поддерживать, снимать какие-либо барьеры. У руководителя, помимо работы с сотрудниками, есть и другие заботы. Он должен обеспечить достижение целей, поставленных перед подразделением, и иногда должен действовать директивно, принимая на себя риски, связанные с принятием сложных решений.

Вера: Коучинг наиболее востребован в работе с командой. У руководителя-коуча есть функции, которые относятся не столько к самой деятельности и к результатам, сколько к взаимоотношениям в коллективе. Руководитель-коуч особенно продуктивен в работе с мотивацией, развитием персонала и регулирует отношения между подразделениями таким образом, чтобы сотрудники потом самостоятельно могли справиться с конфликтами.

«УП»: Охарактеризуйте, пожалуйста, руководителя-коуча более подробно. Какие у него положительные черты?

Вера: У руководителя-коуча сплошь положительные черты. Но быть коучем хлопотно, непривычно и не всегда к этому душа лежит. Например, когда сотрудники не выполнили задание, руководитель-коуч задает вопрос: «Результата нет. Что мы с этим будем делать дальше? Ваши варианты?» Но задать такой вопрос бывает непросто, поскольку руководитель раздражен и зол, и понимает все неприятные последствия невыполнения задания. Хочется сначала дать жесткую оценку, выразить себя эмоционально. Вообще, «учинить разнос» намного проще. Еще один момент: руководитель-коуч не только спрашивает, но и дожидается ответа. Это не всегда удается, у руководителя ресурс терпения 3 секунды: если сотрудник «тормозит», то руководитель сам начинает отвечать. Но это не коучинг — это иллюзия и подмена. Если спросил — получи ответ. Во-первых, это снимет напряжение; во-вторых, посредством этого можно найти какие-либо решения.

Переход к коучингу у руководителей происходит тогда, когда они достигают зрелой и профессиональной позиции и ориентированности на результат. Например: «Я, как человек, злюсь на этого сотрудника, но к работе это не имеет никакого отношения. В работе имеет значение лишь то, чтобы люди как можно быстро выбрались из тупика и находили эффективное решение».

Представление о том, что руководитель-коуч — мягкотелый человек, ведущий душевные разговоры с сотрудниками о будущем, о возможностях, ошибочно. Это жесткий подход, нацеленный на скорейшее достижение результатов. А скорейшее достижение результатов предполагает, что выражение негативных эмоций руководителя занимает минимум времени. Руководитель может сказать: «Я огорчен и зол. И тем не менее, что мы будем делать дальше? Ваши варианты?», а не устраивать разнос-шоу на полтора часа.

Не стану спорить, что выплеск негативных эмоций руководителя стимулирует сотрудников — все сразу начинают работать энергичнее, и этого хватает на две недели, максимум на месяц. Но если это становится системой, то разнос превращается в привычное явление: гнев руководителя пережидают, как грозу, а дальше работают также малоэффективно. Коучинг же возвращает инициативу сотруднику: если сотрудники создали эту проблему, то и они ее разрешают.

Игорь: Приведу такой пример: директор не может «вдохновиться» на достижение целей. Перед ним владелец компании ставит «красивые задачи», дает ресурсы, готов всех выслушать, но директор, в свою очередь, говорит: «Все это выглядит как-то странно, никто так не делает». У владельцев всегда есть некая стратегия, которую они пытаются продать. И сотрудники могут заинтересоваться тем, что, возможно, будут реализованы неординарные идеи. Но директор все равно сомневается и откладывает решение. Почему? Он не верит в цели, в которые верит владелец. В данной ситуации с помощью коучинга найти компромисс между владельцем и директором будет проблематично. Во-первых, если директор возьмет на себя эти цели — значит примет определенные обязательства, а от этого зависит зарплата. Директор думает, что если он согласится выполнять рискованные задачи, которые хочет видеть владелец, то бонуса никогда не увидит.

Владелец с помощью коучинговых методик старается сделать так, чтобы директор реализовал данные задачи. Владелец уже думает уволить данного директора, но в итоге решение приходит само собой. Самое лучшее, что можно сделать в данной ситуации, это разделить задачи на более мелкие подзадачи. У владельца остается полная картина бизнес-модели, с которой он может жить, а сотрудники и директор берут определенную часть этой мозаики, чтобы собрать все в единую картину, иными словами, они достигают промежуточных целей данной бизнес-модели. Конечно, какие-то вещи придется заставлять делать: если уж «не веришь в одно, так поверь хотя бы в другое». Владелец заставит директора начать делать это, и директор потом самостоятельно поверит в то, что он делает.

«УП»: Получается, здесь главное — поверить?

Игорь: Да. Коучинг начинается с того, что коучируемый доверяет, во-первых, коучу; а во-вторых, у подчиненного есть свои цели. Когда дело касается организации, первая проблема, с которой обычно сталкиваются, это то, что цели руководителя могут в принципе не совпадать с целями подчиненного. Их цели почти всегда вступают в противоречие. С этого и начинаются проблемы.

«УП»: Хорошо. Давайте снова перейдем к нашей теме. Рассмотрим такую часть внутренних переговоров, как внутренние переговоры во время обновления управленческой команды. В чем их особенность?

Вера: Новое и прежнее — это всегда непросто. Обычно люди, работающие в команде и следующие своим писаным и неписаным правилам, сосуществуют год, два или больше. Но потом меняются интересы и задачи компании, интересы и задачи членов команды — и люди уходят. Их место занимают новые сотрудники — из других культур с другими корпоративных правилами и ценностями. Например, приходит менеджер, который мыслит категориями «возможностей»: на прежней работе он привык всегда искать и реализовывать возможности. Он пытается увлечь всех своих коллег и сотрудников именно принципом возможностей. Сотрудники же и другая часть команды мыслят скорее ограничениями («как бы не ошибиться»). Это два разных подхода.

Когда из иной корпоративной культуры вливается один человек, прежняя команда немножечко «пообтешет» его и он станет почти таким же, как все. Но когда обновляется большая часть команды, скажем 50 %, тогда возникает очевидное столкновение. Люди не успевают даже заметить, как быстро формируются понятия «они» и «мы». «Мы» — это те, кто стоял у истоков, кто все создал; «они» — это те, кто привносят свои непонятные правила, не имеющие к нам никакого отношения.

Ситуация осложняется тем, что процесс интеграции команды следует проводить быстро, чтобы не было простоев в работе. Поэтому все включаются в работу, но недоговоренности или даже внутреннее противостояние остается. Дом вроде построен, но под фундаментом у него подземные воды.

«УП»: Что нужно делать для минимизации конфликтов в ситуации «обновления команды»? Поможет ли проведение каких-либо особых мероприятий? Может, и здесь пригодится опыт руководителя-коуча?

Вера: Действовать нужно обязательно: само собой все это не рассосется. В таких ситуациях обычно помогают переговоры. Чтобы переговоры проходили эффективно, необходимы несколько условий. Во-первых, важно понять, что данное противостояние однозначно есть. Во-вторых, переговоры следует сделать управляемыми, чтобы руководитель и сами участники переговоров понимали, что они не только договариваются «про дела» (что и сколько нужно закупать, например), но еще и договариваются о том, как будут дальше жить. Безусловно, хорошо, если на таких переговорах присутствует специально обученный модератор. Но если его нет, то этим может заняться «душа команды» или руководитель-коуч.

Что может сделать руководитель-коуч на переговорах? Он мониторит развитие переговорного процесса, улавливает предконфликтные ситуации, осуществляет управляемый выход эмоций, чтобы не дать людям «взорваться».

Руководитель-коуч выполняет функцию посредника и старается не доводить все до открытого противостояния. И стоит также отметить, что внутренние переговоры проводятся на реальном рабочем материале, а не «полетах на Луну» или перетягивании каната.

Игорь: Есть классический пример «командообразования» — «веревочные тренинги».

Скажем, руководители и сотрудники выезжают на турбазу и занимаются там спортивными упражнениями: проходят барьеры, лазают по веревке. Последний барьер очень трудный — стена около 5 метров высотой. Бухгалтера весом 120 кг все дружно заталкивают на самый верх.

Какой результат? Все были в едином порыве, и все были вместе — «команда». Все замечательно. Но на следующее утро, приняв душ и одевшись в цивильную одежду, сотрудники и руководители видят на лицах друг друга неловкость. Как общаться теперь, после того что было вчера? Отношения могут стать в данном случае более сухими, нежели были до этого. Какая изначально стояла цель? Чтобы все друг к другу относились «по-другому»? Или стали лучше работать? Если мы хотим, чтобы люди более эффективно работали вместе, нужно развивать «коллективные компетентности». А рабочие компетентности, в том числе коллективные, следует тренировать в рамках привычного рабочего контекста.

Вера: Да, в рамках совещаний, общих мероприятий, планерок и пр. И конечно, следует отмечать достигнутые результаты и высказать признание сторонам, участвовавшим в этих переговорах.

Игорь: Сказать: «Спасибо».

Вера: Вроде мелочь, но это изрядно снижает напряжение. Иногда во время переговоров участники не замечают, когда напряжение выходит из-под контроля, и вспыхивает открытый конфликт. Поэтому следует использовать приемы, которые снижают напряжение: поиск общих интересов, признательность за достижение промежуточных договоренностей, уточнение и пр.: «Спасибо, коллеги! Мы пришли к общему мнению в этом небольшом вопросе». Данный прием хорошо работает, и его нетрудно осуществить. Эти слова также помогают людям удерживаться на профессиональной позиции и понимать, что за личными отношениями стоит необходимость в достижении результатов. Казалось бы, к простой формуле «Ничего личного, только бизнес» — очень непросто прийти.

«УП»: Вначале Вы сказали о внешних переговорах, что в них превалирует «рациональность». Хотелось бы узнать более подробно о различиях внутренних и внешних переговоров по этому параметру.

Игорь: Приведу в пример сценку из внутренних переговоров для сравнения. Представьте себе картину: генеральный директор, зам. генерального директора проводят совещания с одним из подразделений. Подразделение предварительно попросили подготовить регламент по работе с клиентами, чтобы сделать ее более эффективной. Генеральный директор заинтересован в результате и говорит, что это надо делать, потому что… Но через 10 минут обстановка складывается таким образом, что директору приходится уговаривать сотрудников, убеждать в том, что это очень нужно. Сотрудники начинают отвечать генеральному директору: «Да, мы тоже бы этого хотели… Но вы видите, что ничего не получается…»

Фактически они перекладывают вину на генерального директора, вместо того чтобы отчитаться за собственный неуспех. Директор же сказал, как и что им делать, следовательно, он и виноват. Потом к этому подключается еще и заместитель. Ошибка в чем? Сотрудники не выполнили задание в письменном виде. Вместо того чтобы спросить, а почему так произошло, они митингуют и возвращаются к прошлой теме. Если никто не вмешается, то происходит следующее: вновь ставятся сроки, анализируются результаты, сыплются угрозы, но в следующих переговорах будет то же самое.

Так в чем же различия? Во внешних переговорах объект более конкретен, четко обозначен. Во внутренних же переговорах область ответственности всегда распределяется на нескольких участников. У руководителя может возникнуть чувство вины (что-то не дал, не сказал), и этим чувством манипулируют сотрудники. Причем на внешних переговорах тот же генеральный директор может быть собранным, жестким и лишнего никогда не отдаст.

«УП»: Давайте поговорим о коучинге, о его наиболее популярных тенденциях. Например, можно ли коучинг считать стилем управления? Как он будет выражаться и в чем?

Вера: Коучинг используется по-разному в разных организациях и разными руководителями. Практика показывает, что почти каждый руководитель бывает коучем. Хоть недолго, но бывает. Например, во время совещания руководитель около 10 % времени может являть собой коуча: «Это мы не сделали. Давайте разберемся, как это исправить». Несмотря на то что предварительно он уже высчитал, в какую сумму компании обошлась эта неудача, выдыхает и начинает разбираться. Не столько в том, «почему?», сколько в том, «как исправить?» и «что делать дальше, чтобы это не повторилось?». Через 10–15 минут рождаются какие-то решения, и именно у сотрудников. Но сотрудники все равно ждут от руководителя каких-либо санкций. Мне кажется, в чистом виде ситуация, когда руководитель-коуч инициировал некие процессы и задействовал коучинговый стиль управления, а сотрудники взяли на себя ответственность и пошли все это исполнять, не очень реальна в нашей действительности. Коучинг скорее используется при поиске решений, но принятие решения и санкции всегда осуществляются со стороны руководителя.

Игорь: Главный вопрос здесь: кто «владелец проблемы»? Коучинг со стороны непосредственного руководителя работает тогда, когда подчиненный действительно заинтересован в достижении поставленных перед ним целей. Проблема достижения цели в этом случае — проблема не руководителя, а того, кого он коучирует. Руководитель поставил цель и требует исполнения. Если сотрудник приходит к руководителю за советом, руководитель применяет коучинг: «Как ты собираешься решать свою проблему? Давай вместе подумаем». С помощью руководителя-коуча подчиненный находит решение и спешит действовать. Он не ждет «санкций». Но если «владелец проблемы» — руководитель, а сотрудник заинтересован главным образом в том, чтобы не получить дополнительную нагрузку, дополнительные риски, то коучинг не получится.

Обычно коучинговый стиль управления практикуют руководители, стремящиеся «сбалансировать» решение текущих оперативных задач и долговременные цели развития: подразделения, команды сотрудников, управленческого потенциала самого руководителя. Применяя коучинг, руководители «инвестируют» в будущий потенциал своей команды, а не только спешат «выжать все соки» из того, что уже есть.

«УП»: Коучинг довольно часто применяется в кризисных ситуациях — например, во время организационных изменений. Как будет проявляться коучинг в организации, стоящей на пороге перемен?

Вера: Коучинг будет проявляться в возможности выстраивать и обговаривать варианты будущего. Еще ничего не произошло, ошибки еще не совершены. Но тревога и страх есть. Это связано с высокой степенью неопределенности: «Что будет, если…» Коучинг со стороны руководителя позволит выявить тревожные вопросы, найти варианты ответов вместе с коллективом, получить дополнительную информацию от сотрудников — именно на их уровне компетентности — и провести преобразования более отчетливо.

Самое главное, руководитель-коуч поможет своим сотрудникам найти ответ на вопрос: «Зачем?». Когда все эти разговоры проведены и приемлемые ответы найдены, появляется определенность, сотрудники лучше чувствуют почву под ногами. И руководитель-коуч, стоящий на пороге этих изменений, тоже ищет ответы.

«УП»: А что во время данного процесса происходит с мотивацией?

Игорь: Мотивация в процессе изменений очень сильно падает, потому что сотрудник задает себе много вопросов: «А надо ли мне это?», «Что будет?» Вопросы сложные, и иногда люди теряются. Они могут начать искать другую работу, они могут действовать крайне неэффективно. В данной ситуации часто можно наблюдать чистый коучинг со стороны непосредственных руководителей. Но здесь необходим высокий уровень доверия. Коучинг позволяет сохранить дееспособность сотрудника и стимулировать его, а это выгодно организации.

Начать дискуссию

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Интересные материалы

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция