Управление финансами

Владельческий бюджет

Одна из важнейших задач владельца бизнеса – эффективное управление финансами, однако далеко не всегда этот процесс строится оптимальным образом. Одним из способов улучшить контроль над финансовыми результатами является введение владельческого бюджета.

Николай Сычёв
http://sbbc.ru/

Одна из важнейших задач владельца бизнеса – эффективное управление финансами, однако далеко не всегда этот процесс строится оптимальным образом. Одним из способов улучшить контроль над финансовыми результатами является введение владельческого бюджета.

Владелец компании оставил должность директора наемному менеджеру. И обнаружил, что ему даже деньги на покупку бензина для автомобиля «не положены». Другой владелец решил продать бизнес, погасить не мог погасить взятые под залог имущества кредиты. Денег на привлечение консультантов не нашлось (не было резервного фонда), а метод «шальной продажи» результатов не дал. Заложенное имущество перешло кредитору, а владелец потерял солидные деньги только потому, что не имел в резерве денег на подготовку к продаже бизнеса и ее организацию. В таких ситуациях решающую роль играет владельческий бюджет, обособляемый из общих финансов компании для обеспечения деятельности владельца.

Определимся с доходами владельческого бюджета. Прежде всего, это авторский гонорар владельца за создание и управление бизнесом.Выполняя эти функции, владелец вкладывает свой опыт и понимание ситуации, собственные подходы к ведению дел и то, что порой называют «чутьем». Именно эта деятельность нередко делает бизнес успешным. Но, как и любому другому автору, владельцу положен гонорар.

В случае использования собственности владельца фирма должна выплачивать за это соответствующие средства, как если бы те же ресурсы были взяты в аренду у другой организации. Иногда владельцы бесплатно выполняют работу менеджеров фирмы. И это неверно, особенно если вместо владельца вознаграждение получает кто-то другой. Наконец, важным источником пополнения владельческого бюджета является прибыль фирмы, которая в российских условиях подсчитывается и изымается владельцем ежемесячно. Теперь попробуем структурировать расходы бюджета владельца.

В первую очередь, следует обособить личный бюджет владельца.Отдельные подразделения фирмы, как правило, распоряжаются своими бюджетами, но и владелец должен иметь возможность распоряжаться своим личным бюджетом. В него входят должностное и социальное обеспечение, вознаграждение владельца, а так же иные расходы вызванные его деятельностью, включая работу с консультантами и обучение.

Если в компании действует отдел владельца, то, как и любое другое подразделение, такой отдел должен иметь свой бюджет, который не зависит от решений директора и контролируется самим владельцем.

Есть некоторые виды расходов, необходимые для развития бизнеса, однако менеджеры не любят их осуществлять. Кроме того, известно: если аудиторскую проверку заказывает владелец, то ее результаты могут существенно отличаться от результатов проверки, заказанной менеджерами. Это означает, что в расходах обсуждаемого бюджета следует учесть еще и затраты по владельческим направлениям развития бизнеса.

Устойчивость бизнеса во многом зависит от размеров имеющегося у него резервного фонда. Средства этого фонда используются в чрезвычайных и форс-мажорных ситуациях. В наших условиях роль держателя резервного фонда обычно выполняет владелец, причем этот фонд должен существовать всегда. Даже если у фирмы есть долги или кредиты.

Отдельная статья расходов - инвестиции и капитальные вложения.Эти расходы осуществляются из прибыли, и только владелец и собственники могут решать, делать их или нет.

Расчеты с собственниками также ведутся из владельческого бюджета.В акционерных обществах акционеры получают дивиденды, но если акционеров не много или применяется другая юридическая форма оформления бизнеса, то расчеты часто происходят на основании некоторых договоренностей. Задача владельца - обеспечить их выполнение.

Некоторая часть бюджета владельца может быть использована и для пополнения оборотных средств.В случае, если оборотные средства принадлежат владельцу, он может выступать в роли кредитора, увеличивая свое участие в кредитовании фирмы и получая за это определенный процент.

Ну и наконец, не следует забывать о поощрении топ-менеджеровпо итогам работы.Практика получения топ-менеджерами вознаграждения с учетом достигнутых результатов становится все более распространенной в российских компаниях. Однако премировать топ-менеджеров лучше владельцу из средств владельческого бюджета, а не директору - из текущих расходов фирмы.

В моей консультационной практике был такой случай. Владельцу одной из компаний родственник бесплатно предоставил отличное оборудование, не требуя никакой арендной платы. При подсчете финансовых результатов стоимость аренды оборудования не учитывалась, так что бизнес казался вполне прибыльным. На самом же деле все было наоборот, просто убытки покрывал владелец, получивший подарок от родственника. После тщательного аудита, владельцу стало ясно, что бизнес в действительности не приносит прибыли, а полученное оборудование ему выгоднее сдать в аренду другой организации. С менеджерами провели соответствующую работу, их оплата была увязана с результатами бизнеса, и ситуация в компании выровнялась. Но главное, повысилось внимание к ресурсам, вкладываемым в бизнес собственником.

Наличие явно выделенного, не «размытого» владельческого бюджета позволяет владельцу направлять финансовые средства на развитие бизнеса и иные цели в соответствии со своими задачами и представлениями. Впрочем, такой подход помогает еще и обезопасить сам бизнес, поскольку ограничивает излишние расходы владельца.

Об авторе. Николай Сычёв — бизнес–консультант, президент Центра Владельческого контроля бизнеса, специалист в области владельческого и управленческого консалтинга, действительный член Некоммерческого партнерства профессиональных консультантов «Консалтинг Сибири».

Статья в первые опубликована в Бизнес - журнале №5 2005 г.

Начать дискуссию