Ярослав Колпаков, эксперт «Консультанта»
Российский рынок IPO, по многочисленным прогнозам, в ближайшее время ожидает уверенный рост. В то же время ряд экспертов говорят о том, что IPO – далеко не оптимальный вариант для отечественных компаний. Кто же из них прав?
В последнее время все больше российских предприятий задумываются о проведении первичных публичных размещений акций, или IPO. Причем текущий год может стать переломным. Более десяти эмитентов заявили о намерении провести выпуск акций в течение 2005 года. А на перспективу в ближайшие 2-3 года это планируют порядка семидесяти компаний. Таким образом, можно говорить о том, что российский рынок IPO выходит на качественно новую ступень развития, а предприятия все меньше боятся становиться публичными.
В то же время с выходом на IPO все еще связано множество проблем – как законодательных, так и рыночных. Решать их возможно только совместными усилиями участников рынка (эмитентов, консультантов, инвесторов) и представителей регулирующих органов. Попыткой наладить диалог между ними стал Первый Всероссийский IPO Конгресс, организованный Институтом фондового рынка и управления и состоявшийся в апреле.
Важно соблюсти баланс интересов
К сожалению, российское законодательство создает немало препятствий для компаний, планирующих размещение акций на зарубежных рынках. Причем это признают даже представители государственных органов.
Так, две важнейшие проблемы на сегодняшний день назвал Владимир Гусаков, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам. Во-первых, это то, что цена размещения ценных бумаг фактически должна быть известна до самого размещения. А это крайне неудобно для эмитента. Во-вторых, перепродажа акций инвесторами, купившими их, возможна только спустя две недели после подачи на регистрацию в ФСФР отчета об итогах выпуска. Таким образом, им приходится делиться рисками с эмитентом.
Решаться эти проблемы, по словам Владимира Гусакова, должны на законодательном уровне, для чего ФСФР активно сотрудничает с Государственной Думой РФ. В частности, необходимо сократить разрыв между размещением и обращением ценых бумаг. Для этого следует отказаться от обязательной регистрации отчетов об итогах выпуска в определенных случаях. В то же время, отметил г-н Гусаков, необходимо сделать так, чтобы эти послабления не привели к ущемлению прав миноритарных акционеров при проведении «серых» эмиссий.
Достаточно пессимистичным было и выступление Анатолия Аксакова, заместителя председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рыкам Госдумы РФ. По его словам, публичному размещению акций российскими компаниями мешают неурегулированные вопросы собственности. В частности, эмитенты боятся возможности недружественных поглощений со стороны приобретателей их бумаг. Поэтому ожидать особой активности на рынке IPO, на взгляд Анатолия Аксакова, не приходится. Однако есть надежда, что со временем эта негативная ситуация будет преодолена. В первую очередь, рассчитывать здесь следует на активность со стороны средних компаний, подчеркнул Анатолий Аксаков. Кроме того, он отметил, что Госдума плотно занимается проблемами корпоративного права, и ряд важных законов уже принят либо проходит обсуждение.
В отношении норм, регулирующих порядок первичного размещения акций, Анатолий Аксаков предложил следующее. Оптимальным, на его взгляд, было бы предусмотреть возможность регистрировать заранее сразу несколько выпусков бумаг. То есть сначала будет регистрироваться общая программа выпуска на 3-5 лет вперед, а по мере того, как эмитент будет осуществлять размещения, ему нужно будет проходить упрощенную процедуру регистрации эмиссии. Такой подход мог бы, по словам г-на Аксакова, простимулировать процессы IPO.
Рынок несовершенен
Объемы размещений российских компаний на IPO пока весьма скромны – в основном, от 50 до 300 миллионов долларов. Причины такого положения делназвал Валерий Петров, заместитель генерального директора Московской межбанковской валютной биржи. Основные факторы – это низкая ликвидность фондового рынка, высокие риски и неразвитая инфраструктура – в частности, правовая. Слишком малая доля акций отечественных компаний находится в свободном обращении, а институциональные инвесторы слабы. Фондовый рынок слабо диверсифицирован – на бирже торгуются в основном бумаги крупнейших эмитентов. Таким образом, фирмы боятся получить несправедливую оценку при размещении.
Однако российские компании все четче демонстрируют готовность к IPO, в том числе к раскрытию информации о себе. Об этом говорит, в частности, бурное развитие в последние годы рынка корпоративных облигаций. Причем выход на IPO средних компаний, по словам г-на Петрова, будет способствовать развитию именно внутреннего фондового рынка.
Валерий Петров выдвинул интересный тезис о том, что большое количество IPO не является однозначным плюсом для государства. Исследования показали, что экономическая мощь страны не коррелирует с объемами первичных публичных размещений, проведенных ее резидентами. Однако развитие рынка IPO в России все-таки крайне важно. Во-первых, оно будет способствовать росту и структурной перестройке экономики. Во-вторых, поможет в деле привлечения инвестиций и развития венчурного финансирования. Кроме того, развитие рынка IPO расширит спектр ликвидных инструментов на российском фондовом рынке и повысит его капитализацию. По оценкам Валерия Петрова, снятие нормативных ограничений увеличит объем размещений на внутреннем рынке до 6 миллиардов долларов в год. А на внешнем рынке крупнейшие компании смогут привлекать до 3 миллиардов долларов в год.
Также г-н Петров затронул такую тему, как выпуск российских депозитарных расписок. По его мнению, в появлении таких бумаг крайне заинтересованы компании из стран СНГ. Поэтому запуск РДР в обращение будет способствовать экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Публичность – важный элемент имиджа
То, что российские компании подошли к необходимости публичного размещения акций, подтвердил и Владимир Галкин, генеральный директор ЗАО «Регион Финансовые Консультации». По его словам, этому способствуют следующие факторы:
– высокая степень конкуренции, в том числе с компаниями-нерезидентами;
– потребность в привлечении «длинных» финансовых ресурсов для реализации проектов;
– акционеры все больше задумываются о продаже части бизнеса.
Выход на IPO имеет огромное значение для жизни фирмы. Привлекая значительные ресурсы, она получает шанс улучшить свое финансовое состояние. Получение компанией статуса «публичной» повышает ее имидж. Расширяется круг кредиторов, улучшаются отношения с клиентами и контрагентами. Выпуск акций позволяет привлечь внимание к компании, что также усиливает ее конкурентные позиции.
В то же время, подчеркнул Владимир Галкин, для успешного размещения акций необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, это благоприятная экономическая ситуация в стране. Во-вторых, адекватный уровень развития и регулирования фондового рынка. Наконец, наличие инфраструктуры, позволяющей разместить акции. Как уже говорилось выше, сегодня в России соблюдаются далеко не все из этих условий. Хотя, по мнению г-на Галкина, в целом ситуация сейчас относительно благоприятная.
Владимир Галкин назвал ряд поправок в законодательство, которые по заявлению ФСФР могут быть приняты Госдумой в первом чтении уже в весеннюю сессию. Среди них, в частности, следующие предложения:
– цена размещения определяется в процессе аукциона, а не фиксируется заранее;
– отчет о размещении может быть подписан генеральным директором;
– процедура регистрации отчета носит уведомительный характер, биржа уведомляет ФСФР о завершении размещения.
А нужно ли IPO?
Несколько отличную от позиции других спикеров точку зрения выразил Никита Ряузов, заместитель начальника инвестиционного блока МДМ-Банка. По его мнению, выход на IPO – слишком дорогой, и потому неоптимальный способ привлечения средств для отечественных эмитентов. Кроме того, ему обязательно должна предшествовать разработка долгосрочной стратегии развития, направленной на достижение максимальной стоимости бизнеса. Для успешного выхода на IPO компания должна устойчиво развиваться и занимать значительную долю на рынке. Также важна относительно высокая рентабельность и сбалансированная структура финансирования.
Не менее значимы, по словам Никиты Ряузова, и требования к корпоративному управлению и прозрачности структуры бизнеса. Компания должна регулярно готовить отчетность в соответствии со стандартами IAS или GAAP, иметь налаженные связи с инвестиционным сообществом. Естественно, велика роль сложившейся профессиональной команды менеджеров.
Никита Ряузов признал, что сейчас рынок IPO в России очень «горячий», и выходить на него выгодно. Однако, по его прогнозам, уже через два года публичные размещения акций не будут пользоваться такой популярностью. Таким образом, принимая сегодня решение о привлечении значительных объемов финансирования, компаниям следует внимательнее отнестись к другим, более простых способам. Например, к ним можно отнести выпуск облигаций и кредитных нот, привлечение финансового или стратегического инвестора, продажу бизнеса. Если же компания все-таки решила выходить на IPO, то в настоящее время, по словам Никиты Ряузова, выгоднее делать это на внутреннем рынке. Поэтому, чтобы не иметь проблем с регулирующими органами, будущим эмитентам не стоит злоупотреблять схемами оптимизации налогообложения.
Редакция журнала «Консультант» благодарит Институт фондового рынка и управления за помощь в подготовке статьи.
Начать дискуссию