Ведение бизнеса

Не так встали

Почему московские застройщики не хотят возводить паркинги?

ПОЧЕМУ МОСКОВСКИЕ ЗАСТРОЙЩИКИ НЕ ХОТЯТ ВОЗВОДИТЬ ПАРКИНГИ.

Столичные власти планируют привлечь к строительству парковок частных инвесторов, которые только в 2011 году должны вложить в этот сегмент $1,2 млрд. Застройщики же инициативу мэрии оценивают скептически и готовы вкладываться в строительство машиномест только при условии получения дополнительных бонусов.

Аналогичный проект затевался еще во времена Юрия Лужкова, однако успехом не увенчался. Тогда планировалось построить 395 тысяч машиномест, что требовало около 200 млрд рублей. Но грандиозные планы остались на бумаге. Новая администрация под руководством Сергея Собянина обещает в корне изменить ситуацию.

«Городу нужны инвестиционные ресурсы частных инвесторов, чтобы реализовать программу строительства парковок в Москве, поскольку эта отрасль требует огромных капиталовложений», — заявлял столичный мэр еще в ноябре 2010 года. Позже свои услуги в решении «парковочного вопроса» предложил Фонд РЖС, согласившийся помочь столичной мэрии с подготовкой и продажей инвесторам участков под строительство парковок и детских садов. А в начале 2011-го стало известно, что мэрия определилась с парковочной программой на ближайшие годы.

Подчиненным Собянина было поручено разработать план строительства 2,3 млн машиномест за ближайшие годы. Согласно утвержденной программе, в 2011 году в столице планируется построить 594 тысячи машиномест, в 2012 году — 353 тысячи. Город в 2011 году обещает выделить на строительство парковок 6 млрд рублей и привлечь от частных инвесторов 34 млрд. Но не логичнее ли было на первом этапе сделать все наоборот?

По местам!

Прежнее правительство города пыталось заманить инвесторов на парковку еще в середине 2000-х. Но девелоперы избегали подобных проектов, предпочитая строить куда более доходные объекты — жилье и офисные центры. Ничего удивительного. Сроки окупаемости жилого дома могли составлять 3–4 года, тогда как возврата вложений в паркинги можно было ждать 12–15 лет. Как следствие, даже намека на инвестиционный ажиотаж вокруг строительства паркингов в столице никогда не наблюдалось. А муниципальные программы по их возведению чаще всего проваливались.

С приходом к управлению городом команды Сергея Собянина ситуация в корне изменилась. С первых дней вступления в должность новый мэр обозначил свою позицию. В числе главных приоритетов правительства столицы — инфраструктура: дороги, метро, парковки… А вот коммерческое и жилищное строительство будет отодвинуто на второй план, а то и вовсе запрещено.

Что ж, слова мэра пока не расходятся с делом. Уже в декабре чиновники потребовали от владельцев гостиницы «Москва» и ТЦ «Военторг» выделить часть площадей под городской паркинг. Затем было окончательно запрещено строительство торговых центров под Пушкинской, площадью Тверской заставы и у Павелецкого вокзала. На месте всех этих проектов решено реализовать именно парковки. При этом город пообещал компенсировать инвесторам понесенные затраты.

Кроме того, мэрия приняла решение создать в столице единого оператора парковок, который вместе с РЖС будет готовить участки под строительство и продавать их на аукционах. По версии чиновников, принятие всех этих норм позволит существенно упростить доступ инвесторов к земле и стимулирует их к строительству парковок.

Судя по всему, логика такова: в условиях массового расторжения инвестиционных контрактов и запрета на строительство целого ряда зданий девелоперы просто вынуждены будут участвовать в парковочном бизнесе. И первые желающие уже появились. «Застройщики понимают, что залог успеха при работе с новой властью заключается в том, чтобы выполнять пожелания чиновников, — рассуждает крупный московский девелопер, раздумывающий над тем, чтобы принять участие в строительстве парковок. — В противном случае можно лишиться не только конкретных проектов, но и вообще права строить в Москве».

Но пока одни оценивают вероятную отдачу от инвестиций в машиноместа, другие уже реализуют такие программы. Так, владельцы торгцентра «Европейский» и гостиницы «Украина» Год Нисанов и Зарах Илиев создали специализированную компанию, которая займется девелопментом парковок. Всего инвесторы намереваются построить около 8 тысяч машиномест, вложив более $100 млн.

Другим желающим осваивать парковочную целину стал совладелец Perga Development Александр Радунский, который еще в декабре рассказывал о своих планах строительства вдоль дорог 7 тысяч автоматизированных стоянок более чем на 84 тысячи машиномест. Интерес к строительству парковок проявляла и компания Capital Group, но конкретных планов девелопер пока не озвучивал (а на днях и вовсе испортил отношения с городскими властями, обрушив стену дома Кольбе, после чего все выделенные прежней администрацией разрешения на снос зданий в исторической части Москвы были аннулированы).

По данным NAI Becar, интерес к строительству отдельно стоящих парковок в Москве проявляет французская VINCI, специализирующаяся на строительстве и эксплуатации именно этого сегмента недвижимости. Компания уже эксплуатирует парковки Терминала В и С аэропорта Шереметьево. Правда, парковки в аэропортах всегда были специфическим бизнесом с гарантированным спросом, а прибыль их владельцев никогда не зависела от качества услуг. Так или иначе, в строительство столичных парковок французская компания намерена вложить около 300 млн долларов.

И все-таки эти примеры — капля в море. Масштабное строительство парковок в городе за счет инвесторов пока остается утопией. «Строительство парковок в Москве вне жилых или офисных комплексов является убыточным бизнесом», — утверждает президент УК «Уникор» Павел Лысенко и добавляет: его компания владеет паркингом на Садовом кольце, но спрос даже со стороны владельцев и арендаторов находящихся поблизости зданий остается крайне низким.

Невыгодные стройки

«За год привлечь на строительство парковок миллиард долларов нереально», — убежден управляющий директор NAI Becar Дмитрий Сороколетов. По его мнению, программа привлечения «парковочных» инвестиций к концу 2011 года может быть выполнена максимум на 30%. Управляющий директор ИДК «Алур» Михаил Уринсон добавляет, что прежде чем вообще заводить разговор о привлечении инвестиций и ставить конкретные планы, городским властям следует определиться с участками под строительство парковок и бонусами для девелоперов.

Строительство парковок само по себе вряд ли может стать привлекательным бизнесом для инвесторов, соглашаются и другие эксперты. «Ни один паркинг не окупается в разумные сроки», — подтверждает Наталья Чистякова, директор по развитию департамента консалтинга компании GVA Sawyer. По ее словам, даже в коммерческих проектах (офисы, торговые центры и пр.) парковка рассматривается лишь в качестве обременения, без которого невозможно обеспечить соответствующий уровень классности объекта. Таким образом, расходы на паркинг возмещаются путем сдачи в аренду основных площадей, поясняет госпожа Чистякова.

Например, себестоимость строительства одного машиноместа в наземном паркинге площадью 25 кв. м составит для инвестора примерно $17,5–20 тысяч из расчета $700–800 за кв. м. Подземное строительство стоит в несколько раз дороже, поэтому подземное машиноместо будет стоить $30–35 тысяч. Причем чем глубже будет залегать проектируемый паркинг, тем выше окажется себестоимость.

«Подземное строительство обходится девелоперу гораздо дороже, чем наземное. Так, себестоимость 1 кв. м наземного паркинга составляет примерно $1,2 тысячи. Если же говорить о «минус первом» этаже, то себестоимость повышается в среднем на 30% ($1,5 тыс.), на «минус втором» — показатель увеличится на 50% ($1,8 тыс.) и более», — поясняет Дмитрий Сороколетов. По словам Михаила Уринсона, адекватная цена, по которой можно продать машиноместо в приличном районе, — 600 тысяч рублей ($22 тыс.). То есть практически на уровне себестоимости.

Наталия Чистякова напоминает, что даже «Народные гаражи», которые пыталась продвигать «старая» мэрия (места продавались по 350 тысяч рублей), не пользовались спросом у москвичей — как раз по причине завышенной цены. Вопрос о том, будут ли люди покупать паркинги по 500 тысяч рублей, видимо, остается риторическим.

Может быть, попробовать сдавать машиноместа в аренду? По словам Дмитрия Сороколетова, средняя ставка аренды для одного машиноместа составляет $600 в месяц. Таким образом, сдача одной «ячейки» принесет 7,2 тысячи долларов в год при стопроцентной заполняемости. Но, как уточняет Павел Лысенко, добиться таких показателей не удается даже в центре города. Вот почему срок окупаемости арендного паркинга окажется не менее 10–12 лет (для сравнения: офисные центры окупаются за 6–7, торговые — за 4–5, а гостиницы — за 8–9 лет).

Инвесторам такие длительные проекты, да еще и с непонятными перспективами, чаще всего не интересны. «Главное условие успеха парковочного бизнеса — это поддержка проектов городскими властями: предоставление участков под застройку в шаговой доступности от потенциальных приобретателей, способных «переварить» весь объем предложений, плюс проблема с парковкой в районе», — считает директор департамента коммерческой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила.

Единственный способ, который поможет городским властям привлечь девелоперов к строительству паркингов, — предоставить им особые условия аренды земли. И главным из них должно стать выделение инвестору дополнительных земельных участков под строительство жилья или коммерческой недвижимости, которые могут существенно повысить рентабельность таких проектов.

Источник в мэрии Москвы утверждает, что такой вариант рассматривается «среди прочих», но назвать остальные он не смог. «Если будет возможность комбинировать парковку с коммерческой недвижимостью — это ключевой залог успеха», — считает Михаил Уринсон. Кроме того, по его словам, земля должна предоставляться дешево или безвозмездно, а город — содействовать в обеспечении участка коммуникациями и облегчить получение исходно-разрешительной документации.

«Инвестиции в строительство паркинга окупаются довольно долго, поэтому зачастую строительство парковки является дополнением при реализации большего проекта с другими, более доходными функциями», — соглашается руководитель департамента оценки Colliers International Татьяна Тикова.

Впрочем, перспективы парковочного бизнеса в столице все-таки не столь мрачны. Как отмечает Алексей Могила, число автомобилей в Москве с каждым годом увеличивается. А значит, проблема парковки около дома становится все более острой. Как следствие, постепенно будет расти и привлекательность участия бизнеса в проектах строительства паркингов. Да и самим автомобилистам теперь придется призадуматься. Резкое увеличение штрафов за парковку в неположенном месте, произошедшее в мае 2011 года, вполне способно оказаться стимулом в прямом смысле слова — палкой, загоняющей водителей на платные парковки.

Начать дискуссию

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

Интересные материалы

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.