Экономика России

От ГОСТов к мусору

Россия медленно, но верно вступает в ВТО. Это значит, что проходит эпоха ГОСТов, отделов контроля качества и жесткого администрирования производственных процессов. На смену им приходят технические условия, добровольная сертификация, технические регламенты и международные стандарты. Несмотря на кажущуюся схожесть указанных понятий, между ними, кроме огромной пропасти, вообще нет ничего общего. Начнем с ГОСТов.

Россия медленно, но верно вступает в ВТО. Это значит, что проходит эпоха ГОСТов, отделов контроля качества и жесткого администрирования производственных процессов. На смену им приходят технические условия, добровольная сертификация, технические регламенты и международные стандарты. Несмотря на кажущуюся схожесть указанных понятий, между ними, кроме огромной пропасти, вообще нет ничего общего. Начнем с ГОСТов.

Как известно, родиной ГОСТов является Советский Союз и к настоящему моменту их общее число составляет примерно 26 тысяч. В подавляющем большинстве случаев изготовление продукции в строгом соответствии с ГОСТом означает, что получаемое на выходе с конвейера изделие прослужит по своему прямому назначению более пяти лет, причем без каких бы то ни было печальных последствий для жизни и здоровья потребителя. Продукты питания, прошедшие проверку на предмет соответствия ГОСТам считаются лучшими в своем классе абсолютно по всем показателям.

Иными словами, ГОСТ описывает процесс поэтапной трансформации продукции в состояние, близкое к идеальному. Разумеется, из данного правила есть и исключения. К примеру, все, что связано с бытовой электроникой, производить которую в нашей стране почему-то не могут и никогда не могли. Однако то¸ что российские телевизоры, компьютеры и видеомагнитофоны славились исключительно своей массой и количеством затраченных на их изготовление драгметаллов, отнюдь не означает, что их производили не по ГОСТу и абы как. Просто ГОСТы были не те, а их разработчики, по всей видимости, ни умом, ни фантазией не отличались.

Хрестоматийным примером того, как следовало разрабатывать и внедрять в производственную практику систему госстандартов, служит деятельность Наркома пищевой промышленности и снабжения СССР Анастаса Микояна, обеспечившего страну шоколадом, фаст-фудом, аппаратами с газировкой и мясными изделиями в широком ассортименте. Чего это стоило, одному ему и было известно, но факт остается фактом – буквально каждый ГОСТ, разрабатываемый при его непосредственном участии, наталкивался на шквал критики и административных препон со стороны правящей бюрократии.

Сейчас система, строившаяся десятилетиями ценой нечеловеческих усилий лучших людей своего времени, спешно уходит в историю. Можно сказать, что с системой ГОСТов в нашей стране было покончено раз и навсегда уже в то самое время, когда колбаса в холодильниках потребителей перестала зеленеть, а срок хранения молочных продуктов зашкалил за трое суток. Этому предшествовал долгий и планомерный процесс по дискредитации государственных стандартов как таковых.

Наверняка же многие помнят некогда страшно популярный тезис о том, что российская колбаса – самая плохая колбаса в мире, потому как зеленеет, а отечественное производство и снабжение – дрянь, потому как очереди. С точки зрения столово-кухонной интеллигенции данный феномен объяснялся тем, что продукты питания у нас изготавливались преимущественно из туалетной бумаги, а предприятия нарочно простаивали в целях организации всеобъемлющего национального голодомора. И не смотря на то, что колбаса зеленела именно из-за наличия в ней натуральных ингредиентов, а очереди образовывались по причине главенства качества продукции над ее количеством, мнение об обратном закрепилось в народе всерьез и надолго.

Правовой основой упразднения в России государственной стандартизации и контроля качества выпускаемой продукции явился принятый в 2002 году федеральный закон о техническом регулировании. Закон, похоронивший принцип обязательного применения государственных стандартов качества, изначально был призван снять существующие преграды для наводнения российского рынка товарами независимо от их качества. Теперь стандарт представляет собой документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг.

Изменились требования и к стандартизации, которая в рыночных условиях стала представлять собой один из ненужных административных барьеров. Сейчас по закону стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного использования, направленная всего лишь на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Проще говоря, все функции стандартизации были сведены исключительно к рекламным целям.

Таким же рекламным инструментом, по сути, стал и сам госстандарт. Действительно, сейчас довольно трудно встретить продукцию, на этикетке которой не значился бы тот или иной ГОСТ, а то и сразу несколько. За редким исключением проставление на этикетках ГОСТов является ничем иным, как попыткой обмануть потребителя и ввести его в заблуждение. Причем совершенно легальным способом. Так, в соответствии с законом о техническом регулировании, помимо всего прочего, стандарт качества может также содержать правила и методы исследований и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Это означает, что на продукцию, изготовленную по техническим условиям, можно абсолютно безнаказанно наносить отметку о соответствии ГОСТу. Например, ГОСТу изготовления и наклейки этикетки.

Фактически, до разработки и принятия соответствующих техрегламентов, стандарт был замещен таким суррогатом контрольно-разрешительной документации, как техническое условие (ТУ). Соблюдение техусловий также, как и соблюдение технических стандартов не является обязательным условием для выхода готовой продукции на рынок, но позволяет заказчикам и изготовителям разрабатывать свои собственные условия под свои собственные нужды и интересы. Как правило, такие интересы сводятся к банальной экономии и упрощению технологического процесса. Зачастую, что и понятно, в ущерб качеству продукции.

В свою очередь разрабатываемые в настоящее время техрегламенты, содержащие международные нормы и стандарты, тенденцию по смягчению требований к качеству выпускаемой продукции только усугубляют. Дело в том, что регламенты, по крайней мере, те, которые уже были приняты законодателями, предъявляют требования исключительно к безопасности производимых товаров. Что касается качества продуктов, то о нем регламенты многозначительно умалчивают, полагаясь на добросовестность производителей. При этом сам производитель заинтересован не в качестве, а в дешевизне производства. Иными словами, согласно будущему техническому законодательству, производитель вправе экономить буквально на всем и выпускать откровенный мусор, с тем лишь условием, что этот мусор является безопасным для человека и окружающей среды.

Вообще ВТО, как чисто спекулятивная контора, работающая в целях концентрации сверхприбылей в руках ограниченной кучки лиц, ни в каких ГОСТах не заинтересована. Для нее тем лучше, чем больше, быстрее и дешевле. Научно-производственная же стандартизация вкупе с жестким контролем качества выпускаемой продукции получению сверхприбылей только препятствует. И если условная формула производства и сбыта продуктов питания в условиях ГОСТов выглядит примерно следующим образом: пищевые отходы-свиноферма-мясокомбинат-магазин-потребитель, то с появлением техрегламента она упростится до: пищевые отходы-потребитель. В самом деле, зачем кормить отходами свиней, если можно теми же отходами и примерно с тем же успехом кормить конечного потребителя.

Я, конечно, слегка утрирую, но оптимизма настоящее положение дел не вселяет. И дело тут вовсе не в национальной безопасности и экономической независимости, о чем вот уже несколько лет подряд громогласно распространяются противники ВТО и заклятые враги глобализации. Дело всего навсего в выпуске качественной продукции на национальный рынок. Сейчас российские предприятия, на которых так или иначе продолжают применяться ГОСТы и до сих пор сохранились отделы контроля качества, составляют естественный барьер всему низкосортному шлаку, идущему из Азии в режиме бестаможенного плавания.

При том, что в условиях ГОСТов рост прибыли в прогрессии близкой к геометрической невозможен, спекулянты от вертикали власти теряют на российских предприятиях ощутимую долю доходов. Доходов в виде законного и относительно законного процента, собирать который неважно с кого, но чем больше, тем и лучше. Поэтому вступить в ВТО сейчас – значит одним ударом избавиться от нерентабельного национального производства и огородиться плотной шторкой от взора любопытных потребителей, раз и навсегда закрыв вопрос о восстановлении системы ГОСТов.

В конечном счете, техническое регулирование, отмена обязательной сертификации, франшиза и пересортица сделают свое черное дело и с магазинных полок окончательно пропадут все продукты питания. Как показывает опыт Америки и Европы, процесс полного замещения человеческой пищи креативами химической индустрии может без всяких социальных потрясений уложиться в пять-семь лет. Учитывая возможности современной рекламы и самозабвенную тягу сограждан ко всему забугорному, можно уверенно сказать, что в нашей стране этот процесс завершится гораздо быстрее.

На самом деле питаться можно и лебедой с желудями, а самой сбалансированной и здоровой по химическим показателям пищей по праву признается та гадость, что подается в армейских столовках. Только вот обидно, что расплачиваться за приобретаемый мусор и искусственный комбикорм потребителю приходится все же настоящими, неподдельными деньгами. Тогда как по логике вещей следовало бы фантиками.

Комментарии

1