Совсем недавно наш фонд совместно с Almaz Capital вложил 1,6 млн долларов в онлайновый туристический проект Travelmenu. После публикации сообщения о сделке мне пришлось неоднократно давать комментарии по этому поводу.
Впрочем, не только мне. Ведь за последние полгода инвесторы принесли свои средства в несколько аналогичных проектов. Таким образом, тренд налицо. Постараюсь объяснить, как устроен этот рынок и с какой стати венчурных капиталистов охватила вдруг «туристическая лихорадка».
Почему практически в одночасье сразу несколько туристических проектов, оперирующих в Сети, получили денежные вливания? Что это — очередная мода, пришедшая на смену другим недавним «помешательствам» инвесторов, которые сначала вдохновились перспективами социальных проектов, а затем начали проявлять повышенную активность на рынке стартапов, действующих на рынке геопозиционирования и коллективных покупок? На эти вопросы мне приходится отвечать чаще всего. Причем дать однозначное объяснение не так-то просто.
Наш фонд вложил средства в Travelmenu, так сказать, «в отрыве» от интересов других инвесторов к аналогичным проектам. Однако трудно не признать: налицо определенная активность на рынке туристических стартапов и финансовых вливаний в них. Все эти процессы, на мой взгляд, вызваны вполне объективными причинами. Вспомним, как развивалась интернет-экономика в России. Первыми на этом рынке появились компании, занимающиеся онлайновой торговлей. Спустя определенное время начали возникать различные сервисы, связанные со скидками, и всякого рода клубы покупателей. К тому моменту упомянутые сегменты онлайнового бизнеса уже получили широкое распространение на Западе. Зато, следуя логике аналогий, было понятно (в том числе инвесторам), как такие проекты должны работать и откуда именно возьмется прибыль.
Понимание — действительно было. Вот только далеко не всегда фактические результаты соответствовали ожиданиям. Оказалось, что главные проблемы, с которыми пришлось столкнуться представителям этих направлений, связаны вовсе не с развитием бизнеса в Сети, а с офлайновой его составляющей, включая налаживание логистики и доставку товара конечному потребителю. На поиск адекватных решений ушло несколько лет и десятки, а порой и сотни миллионов инвестированных долларов.
Возникло предположение, что уж на рынке товаров и услуг, которые могут быть полностью доставлены в электронном виде (в отличие от материальных объектов), таких сложностей возникать не должно. А следом сформировалось мнение, что именно этот сегмент интернет-экономики и должен наиболее успешно развиваться в первую очередь. Но действительность, как это часто бывает, оказалась куда сложнее. На этот раз проблемы начали возникать как раз в онлайновой составляющей подобных бизнесов. То есть там, где их никто не ждал.
Все эти ограничения следует учитывать и на рынке предоставления туристических сервисов в Интернете, включая бронирование железнодорожных и авиабилетов, заказ гостиниц и туров.
Признаем: сегмент туристических услуг неплохо рос до кризиса. И теперь, после вызванного кризисом спада, вновь начинает набирать обороты. Россияне все больше путешествуют, что, безусловно, становится ключевым драйвером и для онлайновой составляющей этого рынка. Но если на Западе давно работают такие проекты, как Expedia и Booking.com, а пользователи уже привыкли организовывать свой отдых через Интернет, то для наших соотечественников это пока в новинку. Сказывается низкий уровень проникновения безналичных платежных систем. Кроме того, все мы до сих пор с опаской относимся к оплате тех или иных услуг в Сети. Одно дело — списать со счета пластиковой карты несколько десятков долларов для покупки игры, и совсем другое — расстаться с сотнями, а то и тысячами за турпоездку.
Следует учитывать и структурную разницу рынков. На Западе потребители по традиции самостоятельно планируют свой отдых, заказывая все необходимое (от авиабилетов до развлечений и номеров в отелях) в индивидуальном порядке. Россияне же предпочитают возлагать все хлопоты на профильные офлайновые структуры, то есть преимущественно покупают готовые туры. Не стоит забывать и о том, что даже такая банальная по нынешним меркам услуга, как дистанционное приобретение электронных билетов, появилась в России сравнительно недавно. Все эти факторы тормозили развитие рынка интернет-туризма в нашей стране.
Однако сегодня многие трудности остались в прошлом — или будут преодолены в ближайшее время. Вот почему не только наша компания, но и целый ряд других участников отрасли венчурного инвестирования связывают свои надежды с развитием сегмента предоставления туристических услуг через Интернет.
Бытует мнение, что главные конкуренты проектов, подобных Travelmenu, — традиционные турагентства. Думаю, это не совсем так. Во-первых, это очень молодой и перспективный рынок. И, как это обычно бывает на старте, места хватит всем. Причем не только в Интернете, но и за его пределами. Главный же аргумент в пользу подобных стартапов — удобство для пользователя. Есть желание заказать все необходимое на сайте? Нет проблем! Сделать это можно легко и комфортно. Если же клиент предпочитает действовать традиционным путем и купить путевку в обычном туристическом агентстве, на сайте есть возможность сравнить различные варианты и подобрать наиболее подходящий тур. Причем оплатить услуги можно не только через Интернет, но и в офлайне.
Любопытно, но сами туристические агентства не рассматривают Интернет в целом и специализированные онлайновые компании в частности как конкурентов, считая их скорее дополнительным каналом продаж. Если же говорить только об онлайновом сегменте, то и здесь значительной конкуренции ожидать пока не стоит. Повторю, рынок этот еще очень молод и места здесь хватит всем. К тому же здесь уже началась сегментация: одни проекты специализируются на бронировании билетов, другие — на заказе гостиниц.
Главная задача для стартапов, начинающих осваивать рынок онлайновых туристических услуг, состоит вовсе не в конкуренции с традиционными игроками, а в предоставлении пользователю качественных услуг. В том числе — исчерпывающей информации об интересующих турпродуктах, причем в максимально удобной форме.
Именно эти причины и предопределили наш инвестиционный интерес к проекту и команде Travelmenu. Основатели проекта уже давно работают на этом рынке. В частности, среди них есть и те, кто работал в Expedia, что позволяет использовать опыт одного из лидеров индустрии онлайнового бронирования. Немаловажной для нас как инвесторов оказалась и готовность инициаторов проекта вкладывать свои силы и знания в создание собственной технологической платформы.
«Написать сайт» — несложно. Куда труднее создать платформу, которая связывает клиента с поставщиком услуг, обеспечивая при этом богатство выбора! Кроме того, немаловажным (а может быть, и первоочередным) критерием успеха проекта является работа команды в офлайне — несмотря на то что значительная часть бизнеса таких стартапов погружена в Интернет. Ведь «само по себе» ничего не происходит. Прежде чем информация о свободных номерах появится на сайте, должны быть заключены соглашения с гостиницами! А это непростая работа — собрать воедино сведения о 270 тысячах отелей по всему миру и сформировать партнерскую сеть, представленную офлайновыми агентствами! Нужна и соответствующая техническая инфраструктура, способная агрегировать данные.
Думаю, после такого описания логика мышления инвесторов станет более понятной. Мы вкладывались не только в «тренд» или в «молодой и перспективный рынок», но прежде всего — в квалифицированную команду, понимающую, каким образом могут быть достигнуты поставленные цели.
Проект, в который вошла Runa Capital, собирается развивать три направления: заказ номеров в гостиницах, туров и отелей. При этом уже сейчас очевидно, что дальнейшее развитие стартапа определяется не только «пожеланиями», но и реальной обстановкой на рынке. В частности, оценивая структуру спроса, легко сделать вывод: подавляющее большинство услуг в этом сегменте приходится на зарубежный туризм (это относится как к путевкам, так и к гостиницам). Но это не ограничение, а скорее возможность. Ведь в случае с зарубежным туризмом ясно, каким именно образом можно сделать качественный продукт, каковы предпочтения потенциальных клиентов и как с ними следует коммуницировать. Тем временем внутренний туризм — сфера куда более сложная. Главные проблемы здесь будут связаны с интеграцией российских гостиниц в те или иные туристические сети, «подключением» к системам электронного бронирования, да и с построением системы рейтингования отелей, оценки их надежности и «звездности». Ведь категории, присваиваемые гостиницам, должны быть объективными, чтобы избавить путешественников от неприятных сюрпризов.
Все эти обстоятельства обязательно учитываются инвесторами. Так действовали и мы. «Стадный инстинкт», стремление вкладываться «туда, куда несут деньги все», — не лучшие стратегии. Куда более выигрышный вариант — трезвая оценка перспектив стартапа на динамично растущем рынке и анализ сложностей, с которыми может столкнуться команда.
Венчурное инвестирование — вовсе не движение в потемках, а тщательный анализ шансов и ограничений.
Начать дискуссию