Ведение бизнеса

Университетский посев: опыт коммерциализации науки в старейшем британском университете

Один из косвенных показателей эффективности затрат на исследования, производимые в университетских стенах, — объем интеллектуальной собственности, пригодной для коммерциализации. В старейшем британском университете — Оксфорде — считают, что каждый миллион фунтов стерлингов, потраченный на науку, должен произвести на свет по крайней мере одно изобретение с коммерческим потенциалом.

Один из косвенных показателей эффективности затрат на исследования, производимые в университетских стенах, — объем интеллектуальной собственности, пригодной для коммерциализации. В старейшем британском университете — Оксфорде — считают, что каждый миллион фунтов стерлингов, потраченный на науку, должен произвести на свет по крайней мере одно изобретение с коммерческим потенциалом.

Исследовательский бюджет Оксфордского университета в 2010 году составил Ј486 млн, что дало более 400 перспективных технологий, хотя, разумеется, не все они в итоге будут реализованы.

Коммерциализацию университетской науки можно поставить на поток. Но для этого требуется эффективный механизм. В Оксфордском университете развитием технологического бизнеса и управлением интеллектуальной собственностью занимается специально созданная в 1988 году компания ISIS Innovation (www.isis-innovation.com), которая на 100% принадлежит вузу. Команда из сорока экспертов, работающих в компании, — это в большинстве своем выпускники, многие — с научными степенями и одновременно с личным предпринимательским опытом.

Эксперты проводят основную часть времени в лабораториях, выбирают наиболее перспективные разработки, помогают их запатентовать. В среднем ISIS подает одну патентную заявку каждую неделю. Дальнейшая работа с выбранным проектом идет по одному из трех направлений: создание стартапа, продажа лицензий или консультирование промышленных клиентов. Выбор пути коммерциализации зависит от готовности разработки, сектора рынка, а также предпочтений авторов проектов. Каждый год создается в среднем пять–шесть стартапов, причем ISIS помогает им «поднять» финансирование — через сеть бизнес-ангелов, из собственного посевного фонда или от стратегического инвестора.

Формально все права на интеллектуальную собственность принадлежат университету, но чтобы сделать коммерциализацию разработок привлекательной для ученых, он традиционно щедро делится с их авторами. При создании технологического стартапа они обычно имеют долю на уровне 40%. Университет, финансировавший исследования, также получает около 40%, оставшиеся 20% принадлежат ISIS.

Некоторые разработки не требуют создания компании и готовы к продаже в виде лицензий. В общей сложности за время своего существования ISIS Innovation заключила 460 лицензионных соглашений, передающих права коммерческого использования разработок, — в основном с крупными компаниями. В этом случае авторы и университет также делят между собой значительную долю доходов.

При создании ISIS университет выделил фирме ежегодный бюджет в миллион фунтов и лишь в последние годы увеличил его до 2,5 млн. Однако доход университета от деятельности «дочки» давно превышает расходы: в 2009 году прибыль составила 4,5 млн фунтов.

А вот еще несколько штрихов:

- университет взял на себя (в лице ISIS) организационную работу и расходы по патентованию, созданию компании, поиску инвесторов, на начальном этапе — клиентов, понимая, что разработчики, как правило, не имеют соответствующего опыта, а часто и желания этим заниматься;
- формально владея всеми правами интеллектуальной собственности на изобретения и финансируя работу по их коммерциализации, университет тем не менее щедро делится доходами и долей в компаниях с авторами, предлагает прозрачную схему договоренностей, понимая, что если у авторов нет мотивации в успехе коммерциализации, то из нее, скорее всего, ничего не выйдет;
- ключевую роль играют эксперты ISIS, которые должны понимать и научную, и коммерческую стороны технологического бизнеса, иметь опыт подачи патентов, подготовки бизнес-плана, составления бухгалтерской отчетности, поиска клиентов и проч.

Разумеется, таких специалистов необходимо целенаправленно выращивать, но представляется, что именно университеты, через которые проходит поток студентов и аспирантов, имеют все возможности отбирать самых толковых и амбициозных, чтобы вырастить из них будущих лидеров технологического бизнеса.

Каков результат? С 2000 года университет «отпочковал» около 60 технологических компаний, которые в общей сложности привлекли Ј266 млн внешнего финансирования. Бумаги пяти компаний уже обращаются на Лондонской бирже, на площадке AIM. И миллионы фунтов ежегодно возвращаются в университет — в том числе и для того, чтобы идти на финансирование новых научных исследований.

Начать дискуссию