Им разрешалось практически всё. Опаздывать на уроки и не готовить домашних заданий. Вопить дикими голосами на переменах, не гладить пионерский галстук и использовать вместо сменной обуви кеды.
Вырезать на задних партах неприличные слова, стрелять из рогаток, взрывать бомбочки из селитры, поджигать магний и курить в туалетах «Беломор». А еще — не участвовать в смотрах строя и песни и не запоминать речевок «Кто шагает дружно в ряд».
Мы, среднестатистические «нормальные» дети, втихаря завидовали им — «неблагополучным». Неблагополучие это оказывалось удивительно выгодным. А главное, служило чем-то вроде индульгенции. Нас, «положительных», прорабатывали и ругали за малейший проступок. Обитателей задних парт — в лучшем случае формально отчитывали за самые тяжкие преступления. «Вы ведь понимаете, мальчик из неблагополучной семьи», — шептались учителя. «Неблагополучный парень», — понимающе кивали спустя несколько лет мастера ПТУ. «Тяжелое детство было у товарища», — еще через некоторое время объясняли друг другу прогулы и пьянки члены завкомов и профкомов. В итоге и в школе, и на производстве за «трудных» пахали все остальные. Брали их на поруки и платили за них членские взносы.
С депрессивными регионами в нашей стране происходит то же самое. Согласно распространившемуся мнению, это целые классы, составленные как раз из «неблагополучных», откуда в другие места давно сбежали все, кто хотя бы отчасти считает себя достойным чего-то большего. То есть — хочет учиться и готов работать. Назначение очередного губернатора такой территории напоминает отправку разведчика за линию фронта с заранее невыполнимым заданием. Все желают ему успеха, но втихаря утирают скупые слезы. И вот это уже совершенно напрасно. Руководить классом для трудных — самое милое дело.
Пару лет можно потратить на охи и ахи по поводу наследия, оставленного предшественниками, и выработку программы революционных преобразований, в которой будут фигурировать и «город-сад», и «инновации», и «модернизация». Получая при этом средства из федерального центра. Затем приходит время приступать к реализации намеченного. На что опять-таки требуется бюджетное финансирование. После чего, разумеется, возникнет масса оправданий очередных неудач. «Вы же понимаете, это такой неблагополучный регион», — будут качать головами большие начальники. И выписывать очередные деньги, складывающиеся из членских взносов «благополучных». Благополучие которых с каждым годом становится все более сомнительным. Ибо финансовая нагрузка, вызванная необходимостью оплачивать шалости галерки, нарастает.
Чем могут привлечь единственного своего спасителя — бизнес — депрессивные регионы? Презентациями? Я имел удовольствие внимать подобным спичам. Если честно, все это напоминает попытки пригласить в колонию строгого режима балетную труппу, причем с перспективой обретения постоянного места жительства. Условия сказочные. Отдельный отапливаемый барак с видом на тайгу, бесплатный самосвал дров и постоянный конвой автоматчиков для охраны от «неблагополучных». И все равно не едут.
Как сделать так, чтобы бизнес начал расти в таких местах? Похоже, единственный способ — сделать «прописку» не просто привлекательной, а — невероятно, сказочно выгодной. Так, чтобы тепличные условия ведения бизнеса в иннограде Сколково выглядели на этом фоне жалкими подачками. Иначе никто в здравом уме так и не начнет вкладываться в территории, где нет ни квалифицированных кадров, ни работающей системы образования, ни инфраструктуры, ни рынков сбыта. Пока же реклама российских медвежьих углов не увлекает даже самих промоутеров. В их глазах — непроходящая тоска. Которую инвесторы угадывают мгновенно.
Каковы масштабы возможной щедрости? В самом этом вопросе обнаруживается тупик, накрепко закупоривающий единственный выход. «Щедрость» — это как раз нынешнее субсидирование «неблагополучных» за счет работающих и выплачивающих налоги. Что снижает эффективность всей национальной экономики в целом. С такими гирями на ногах лидеров не догнать.
Дальше — некуда. А значит, обсуждать пути вытягивания депрессивных регионов из болота можно с чистого листа. И вот когда при решении вопроса о том, где именно лучше всего регистрировать компанию, бизнесмены начнут упоминать неблагополучные области, станет ясно: мы на правильном пути.
Тут у нас все очень оживлены по поводу грядущих выборов директора школы. Дарю идею кандидатам. Авось пригодится.
Комментарии
1Спасибо за весьма оптимистичный взгляд. А решать проблему действительно пора!!!