Источник: Rabota.ru
В середине прошлого столетия человеку можно было нанести серьезную обиду, назвав его карьеристом. Но времена меняются, и сегодня это «звание» в сознании многих людей негативного оттенка не имеет. Наоборот, его обладатель чувствует некую гордость, а многие руководители довольны, если в их команде трудится такой подчиненный. Однако у медали не одна сторона...
Герои и антигерои
Большой энциклопедический словарь и толковый словарь Ожегова характеризуют карьериста не самым лучшим образом — как человека, который гонится за личным благополучием и продвижением по службе, не обращая внимания ни на чьи интересы, кроме своих собственных.
А вот в профессиональной среде уживаются две практически противоположные точки зрения на карьеристов. «В советские времена слово "карьерист" имело скорее негативный оттенок, поскольку предполагалось, что общественные интересы необходимо ставить настолько выше личных, что реализация любых собственных амбиций становилась непростительным грехом. Также действует стереотип: карьерист — человек, строящий карьеру любыми путями, интриган, "идущий по головам". Но карьерный рост как успешная реализация своих способностей в свободно избранной человеком сфере — это прекрасное явление», — отмечает директор по персоналу группы компаний ЛАНИТ Надежда Шалашилина.
Как же сосуществуют столь разные мнения об одном и том же? Очень просто: карьерист карьеристу рознь. Другими словами, есть герои и антигерои.
Герой — это обладатель того набора качеств, который необходим для продвижения по карьерной лестнице. Он целеустремленный, инициативный, трудолюбивый, постоянно занимающийся своим образованием, уважительно относящийся к своим коллегам. Безусловно, он знает, что ради карьерного роста ему придется жертвовать силами и временем, проведенным с близкими. Но он к этому готов, потому что ему важен результат.
С антигероем ситуация иная. Он, как и герой, жаждет всех тех благ, которые даст успешная карьера. Однако трата огромного количества сил и времени — не для него. Антигерой ищет (и чаще всего находит) альтернативный, но не совсем честный путь: интриги и сплетни, присвоение чужих заслуг и имитация бурной деятельности вместо кропотливой работы над собой, умение оказаться в нужном месте в нужное время. К таким очень хорошо «прилипает» ярлык «карьерист», вызывающий только негативные эмоции.
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
С тем, что существуют два типа карьеристов, согласились наши эксперты.
«Сотрудники, которые постоянно профессионально совершенствуются, активно участвуют в развитии компании, показывают отличные результаты и соответственно успешно продвигаются по карьерной лестнице, являются "хорошими карьеристами". Такие люди, как правило, пользуются уважением у руководства и коллег.
К "плохим карьеристам" я отношу людей, для которых продвижение по служебной лестнице является единственной целью. В "борьбе за кресло" они используют все возможные средства, например, присваивают себе достижения своих коллег или умалчивают о проблемах. Часто "плохие карьеристы" обладают развитой способностью мимикрировать и скрывать свое истинное лицо годами», — рассказывает исполняющая обязанности директора департамента по управлению персоналом ГК «Детский мир» Татьяна Гуриева.
«"Хорошие" профессионалы, которые стремятся к выстраиванию своей карьеры и достижению высоких результатов, как правило, не стремятся к быстрому росту. Они выбирают компании, которые соответствуют их моральным принципам, в которых они много и долго трудятся и постепенно получают повышения за свои профессиональные достижения, лояльность. Бывает, что такие люди перерастают свою позицию или компанию и уходят на повышение в другое место, что абсолютно нормально. "Плохие" же профессионалы предпочитают быстрый рост, несмотря ни на какие этические и корпоративные нормы. Эти люди ориентированы на высокую прибыль, их мало волнует вопрос корпоративности, командного духа и прочих классических условностей. Эти люди легко меняют сферу деятельности, "скачут" из компании в компанию, легко подписываются на любые условия и легко их не выполняют», — рассуждает консультант кадрового агентства Brainpower CIS Анна Толубеева.
Кому они нужны?
Опытный HR-специалист или психолог легко сможет распознать в человеке карьериста уже на первом собеседовании. Безусловно, понадобится время, чтобы понять, действительно ли специалист будет усердно работать на благо компании и зарабатывать награды и поощрения только честным путем. Поэтому некоторые работодатели относятся к карьеристам неоднозначно и иногда очень серьезно задумываются: а имеет ли смысл брать их в команду?
«Многие компании с удовольствием берут карьеристов в свои ряды и грамотно используют их стремления в своих целях. Как правило, это большие корпорации, которые специально разрабатывают систему мотивации и карьерного роста. Многие средние и маленькие компании относятся к карьеристам с опаской, так как им важнее сохранить хорошую атмосферу в компании и позитивный командный дух. Я лично к карьеристам отношусь с симпатией, но избирательно. Считаю, что высший пилотаж — построить хорошую карьеру и остаться при этом порядочным человеком. Много таких примеров проходит у нас перед глазами, что не может не радовать. Карьера ради карьеры, на мой взгляд, удел трудоголиков в плохом понимании этого слова и людей, очень одиноких в душе», — говорит Анна Толубеева.
Если успешная карьера — ваша голубая мечта...
В случае, если путь героя вас прельщает и вы все-таки хотите честным трудом заработать признание, стоит принять во внимание несколько советов.
1. Не упускайте возможность повысить свою «профессиональную стоимость»: посещайте семинары, тренинги, читайте специализированную литературу, держите «на уровне» знание иностранных языков.
«Коль скоро мы живем в рыночной экономике, то каждый наемный работник имеет свою рыночную цену. Повышение квалификации, приобретение дополнительной квалификации, готовность брать на себя дополнительную ответственность — все это повышает ценность работника, позволяет ему претендовать на более высокую оплату и должность», — считает Надежда Шалашилина.
2. Всегда помните о самодисциплине. Постоянно пребывать в прекрасном настроении не может никто. Поэтому все свои проблемы нужно оставлять за порогом рабочего кабинета. Излишняя эмоциональность может поставить на удачной карьере жирный крест.
3. Не лишними будут и навыки тайм-менеджмента — они необходимы любому деловому человеку. А уж тому, кто хочет не просто подняться, а взлететь по карьерной лестнице, без них никак нельзя. В конце концов, кому не хочется работать меньше, а успевать больше?
4. Не настраивайте себя против коллег (и коллег против себя). Если в каждом подозревать соперника, который спит и видит, как бы присвоить ваши заслуги, ничего хорошего не получится. Трудовых подвигов вы таким образом не совершите, а вот проблем себе прибавите.
5. Научитесь не зависеть от чужого мнения, не оглядываться на каждого. А вот конструктивную критику обязательно принимайте к сведению.
6. Инициатива и энтузиазм должны стать вашими лучшими друзьями. Не упускайте возможность взяться за новое дело, но не затем, чтобы «выслужиться» перед руководством, а чтобы приобрести бесценный опыт и новые знания.
Комментарии
1считаю, что нет ничего плохого, если человек хочет проявить весь свой потенционал