Управление персоналом

Воспитание чувств

Большинство сотрудников российских компаний готовы сменить место работы Как выяснилось, в погоне за экономическими показателями российские компании часто забывают о своем основном активе – сотрудниках. Стратегия эта явно недальновидная, ведь от преданности работников напрямую зависит успешность бизнеса. «Если вы занимаетесь бизнесом, ставьте на первое место своих сотрудников, на второе – потребителей, а на третье – акционеров», - сказал как-то Ричард Брэнсон, глава Virgin Group.

Екатерина Винокурцева
Журнал "Компания"

Большинство сотрудников российских компаний готовы сменить место работы
Как выяснилось, в погоне за экономическими показателями российские компании часто забывают о своем основном активе – сотрудниках. Стратегия эта явно недальновидная, ведь от преданности работников напрямую зависит успешность бизнеса.

«Если вы занимаетесь бизнесом, ставьте на первое место своих сотрудников, на второе – потребителей, а на третье – акционеров», - сказал как-то Ричард Брэнсон, глава Virgin Group.

Осознание факта, что сплоченная команда верных сотрудников - самый ценный капитал компании, позволяющий увеличивать продуктивность и прибыль, привлекать лояльных клиентов, реже сталкиваться с недовольством и прогулами, руководителями российских компаний демонстрируется пока только на декларативном уровне. Иначе чем объяснить тот факт, что в России самое большое количество людей, недовольных своей работой и не преданных компании?

Иногда они не возвращаются
Заполучить в компанию хороших специалистов очень трудно, но еще труднее их удержать. Одному может не понравиться зарплата, другому – должность, третий решит, что уже перерос свою компанию, четвертому поступит более выгодное предложение от конкурента. Однако недовольные своей работой сотрудники не всегда уходят, а довольные – не всегда остаются. Для того чтобы выяснить, какие еще факторы помимо зарплаты влияют на решение работника «изменить» своей фирме, компания Taylor Nelson Sofres (TNS) провела исследование в 33 странах мира.

В ходе исследования были опрошены почти 20 000 человек, занятых полный рабочий день. Полученные данные позволили TNS выделить четыре типа сотрудников, различающихся по степени приверженности компании, в которой они трудятся, и работе, которую они выполняют. Как обычно, статистика по России серьезно отличается от данных по другим странам мира.

Так, если по всему миру доля «энтузиастов», то есть людей, преданных и компании, и работе, преобладает (43% работников), а следующую по величине группу составляют «недовольные», то есть не приверженные ни компании, ни работе (35%), то российские сотрудники в большинстве своем относятся к «недовольным» (42%), а «энтузиастов» у нас всего 30%. Россия, как и страны Восточной Европы и Юго-Восточной Азии (Болгария, Польша, Чехия, Гонконг, Тайвань) попала в число государств с низкой приверженностью компании. Страной, где меньше всего «недовольных» и больше всего «энтузиастов», оказался Израиль. Австралия лидирует по доле сотрудников, ориентированных на компанию, а США – по доле «карьеристов».

Данные исследования TNS подтверждаются результатами еще одного исследования, проведенного осенью 2002 года агентством по подбору персонала Kelly Services совместно с австралийской компанией Statistics Workshop. Это исследование помимо всего прочего предлагало 410 работникам–москвичам сделать выбор между двумя описывающими их утверждениями: «Я сотрудник, который предан и лоялен своему работодателю. Я планирую построить долгосрочную карьеру в компании, где сейчас работаю. Я, скорее всего, не стану менять компанию или работодателя» и «Я сотрудник, который стремится совершенствовать свое мастерство в выбранной сфере. Я, скорее всего, буду менять компании в поисках возможностей, которые помогут усовершенствовать мои умения и знания и будут способствовать личному развитию». Более двух третей опрошенных работников (68%) выбрали второй вариант.

По мнению партнера международного консалтингового агентства по подбору персонала высшего звена Amrop Hever Russia Екатерины Кимпеляйнен, основная причина низкого уровня лояльности россиян не в них самих, а в компаниях, где они работают. Нестабильность и неструктурированность корпоративной среды в России не дает людям уверенности в собственном будущем, а, следовательно, не позволяет им быть приверженными работодателю. «Трудно быть преданным своей компании, если ты не знаешь, что с ней будет через год», - говорит Кимпеляйнен.

Другая причина низкой приверженности персонала своей компании – унаследованный российскими работниками «социалистический» менталитет. Многие из сегодняшних 30 - 40-летних еще помнят те времена, когда работали они не на свое предприятие или организацию, а во имя абстрактного общественного блага. Причем с фиксированной ежемесячной и стандартной «тринадцатой» зарплатами, получение которых никоим образом не зависело от уровня профессионализма.

Естественно, что приоритеты российских сотрудников различаются в зависимости от их возраста. Если люди в возрасте до 30 лет чаще бывают «энтузиастами», то те, кто достиг 35 лет, не преданны ни работе, ни компании, а сотрудники старше 45 лет более склонны ориентироваться на карьеру. Данные по остальному миру несколько другие – за рубежом приверженность сотрудника компании с возрастом только увеличивается. По мнению Екатерины Кимпеляйнен, для работников западных фирм это логично – по идее, с возрастом для человека все большую значимость приобретает стабильность, предсказуемость, что и обеспечивает работа в уже знакомой корпорации. «То, что сотрудники в возрасте 30-40 лет, представляющие самую большую группу «энтузиастов» во всем мире, в России обычно не довольны ни своей работой, ни своей компанией, объясняется тем, что в силу многих социально-экономических причин люди, которым 30-40 лет, в нашей стране – «потерянное поколение», - считает Кимпеляйнен. – Они видят, что люди моложе их при прочих равных условиях достигают большего, что, конечно, демотивирует». Тот факт, что россияне старше 45 лет начинают ориентироваться на карьеру (что выглядело бы странно применительно к западным сотрудникам), Кимпеляйнен объясняет их стремлением выжить и продолжать зарабатывать.

Что касается характеристик компании, то приверженных фирме больше среди сотрудников средних по размеру компаний. Среди персонала, работающего в маленьких фирмах, чаще встречаются «недовольные».

Интересно также и то, что приверженность компании растет по мере работы в ней, но начинает снижаться, если человек трудится в одной фирме более десяти лет.

Зеница ока
Больше всего российских «энтузиастов» работает в сфере образования (43%), информационных технологий и СМИ (38%), а также в сфере профессиональных услуг (38%); большинство работников, ориентированных на компанию, заняты в сфере торговли (16%), в государственных (15%), а также в финансовых и страховых учреждениях (14%). Сотрудники, ориентированные на карьеру, чаще работают в маркетинговых и рекламных компаниях, а также в институтах права (31%), а самое большое количество «недовольных» работает на транспорте (53%), производстве (54%) и в государственных организациях (52%).

Одной из основных сфер деятельности, где приверженность компании особенно важна, оказались информационные технологии. Что подтверждают и данные другого исследования, проведенного учеными Станфордского университета. По их оценке, от правильной организационной модели и верной практики отбора персонала во многом зависит судьба компании. Проект SPEC (Stanford Project of Emerging Companies – «Проект исследования новых компаний»), в рамках которого с 1994 года проводилось наблюдение за деятельностью 167 молодых компаний в сфере высоких технологий, выделил пять основных организационных моделей, в основе которых – различные подходы работодателей к организации работы и подбору персонала. Самая популярная модель – «техническая», менее распространены «звездная», «бюрократическая», «автократическая» модели и «модель приверженности».

Как выяснилось в ходе исследования, если предсказывать вероятность того, что компания пойдет на IPO (размещение акций на бирже), то именно «модель приверженности» оказывается лидирующей. Более того, на 1 января 2000 года (дата завершения исследования) никто из компаний, исповедующих «модель приверженности» не потерпел неудачи, в то время как процент срывов в компаниях другого типа достигал 13%.

По мнению Игоря Касимова, генерального директора российской группы компаний «АйТи» (системный интегратор), ИТ-индустрия больше, чем какая-либо другая отрасль требует наличия у сотрудников преданности и работе и компании. Если трактовать термин «преданность работе» как стремление сотрудника к развитию своего профессионализма, то быстрая смена технологий, продуктов, решений не позволяет специалисту даже на миг останавливаться в развитии своих профессиональных навыков и знаний. С другой стороны, успех выполнения крупных проектов по информатизации в большой мере зависит от слаженности работы и взаимопонимания членов команды, их общей ответственности за результат. «И все же, если расставлять приоритеты, более важным качеством своих сотрудников я считаю преданность компании, - говорит Касимов. - Профессионализм в большей степени является качеством «приобретаемым», а вот основным условием для его приобретения и развития как раз и является преданность компании».

Есть и другие секторы рынка, где от этого качества сотрудников напрямую зависит успех компании. Например, рекламный бизнес в нашей стране часто строится на дружественных связях между топ-менеджерами агентства и клиента. Как говорит президент рекламного агентства Art-Com Алексей Пугачев, для любого агентства уход топ-менеджеров в конкурирующую компанию - большая потеря: вместе с ним уходят клиенты, какие-то наработки компании и ноу-хау. «Никакие договоры «о неразглашении» здесь не помогут в силу неопределенности правовых норм и полного отсутствия в нашей стране механизмов юридической защиты», - говорит Пугачев. По его мнению, многие компании без квалифицированного персонала ничего не стоят – если только речь не идет о бизнесе, строящемся исключительно на личных договоренностях владельца с каким-либо чиновником.

Фактор выживания
Большинство работодателей утверждает, что они готовы инвестировать в воспитание приверженности компании. Правда, небольшие и средние по размеру фирмы если и занимаются этим на практике, то ограничиваются разовыми внутрикорпоративными акциями. Крупные организации чаще проводят планомерную работу по повышению лояльности сотрудников. По словам Игоря Касимова, в «АйТи» на регулярной основе проводятся различные общекорпоративные тренинги, в компании разработана система развития и обучения персонала. «На все это выделяются весьма значительные суммы», - поясняет Касимов.

Правда, и в вопросе воспитания приверженности не следует забывать о чувстве меры. По мнению Екатерины Кимпеляйнен, количество преданных компании и ориентированных на карьеру сотрудников должно быть сбалансировано. Слишком высокая концентрация ориентированных на компанию работников, не склонных к инновациям и риску и не стремящихся совершенствоваться, тормозит развитие фирмы и свидетельствует о ее консервативности – что неплохо, если компания представляет собой финансовое учреждение (например, банк), но убийственно, когда речь идет о любой инновационной отрасли.

Кроме того, на разных стадиях развития компании может соответствовать определенный преобладающий тип сотрудников. По мнению Дмитрия Морозова, генерального директора компании «Биокад» (биотехнологии), сейчас, в фазе роста, гораздо более необходимы сотрудники, приверженные компании. «Компании, достигшей серьезного положения на рынке, приверженные ей сотрудники нужны меньше. В такой компании уже наработан определенный алгоритм работы, и не так важно, кто именно исполняет определенную функцию», - считает Морозов.

Понятно, что сейчас переход сотрудника с одной работы на другую чаще всего связан с размером заработной платы. Однако по мере развития российской экономики и культуры управления зарплата, достигнув определенного уровня для каждой должности и специальности, перестанет быть самым значимым фактором. Тем большее значение приобретут нематериальные системы мотивации, а приверженность персонала своей компании может оказаться для нее фактором выживания.

Начать дискуссию

Как повысить доверие и интерес аудитории к вашему бизнесу? Читайте на «Клерке» блог компании SmartWidgets!

Специалисты создают решения для сайтов, которые в один клик могут повысить вовлеченность аудитории, нарастить конверсию и продажи.

Как повысить доверие и интерес аудитории к вашему бизнесу? Читайте на «Клерке» блог компании SmartWidgets!

Как списать бракованный товар в налоговом учете

Когда реализация и возврат бракованного товара происходят в разных налоговых периодах, то непонятно, как это отразить в отчетности. При этом не всегда нужно восстанавливать НДС за бракованный товар. Рассказываем, как правильно списать бракованный товар в налоговом учете.

Как списать бракованный товар в налоговом учете

Недобросовестные участники ООО исключаются из компании: практика ЮК «Генезис»

В компании возникла кризисная ситуация, при которой ООО могло быть признано банкротом и, как следствие, прекратить деятельность. Однако на общих собраниях невозможно было принять решения по важным финансовым вопросам в связи с отсутствием кворума.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

🛀 За СПА, фитнес и Wi-Fi в отеле с 1 сентября будет ставка НДС 0%

Проживание в гостинце облагается НДС 0%. Под эту ставку попадают услуги, которые включаются в стоимость номера и перечислены в правилах предоставления гостиничных услуг.

Произошел глобальный сбой в работе Windows. Он затронул работу аэропортов, банков, СМИ и операторов связи по всему миру

Технический сбой привел к неполадкам в работе авиакомпаний, СМИ и банков по всему миру.

2
АУСН

✅ При АУСН разрешат торговать на маркетплейсах. Оценка председателя Ассоциации участников рынка электронной коммерции

Сейчас бизнес с агентскими договорами не может применять АУСН. Эту норму изменят.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Куда уйти уставшему бухгалтеру из профессии

Кому-то кажется, что карьера бухгалтера — это престижно, выгодно и перспективно, и он мечтает о вхождении в мир сводок, цифр, отчетов, планов и смет. В то время как другие, проводя годы за ведением бухгалтерского учета, ощущают, будто каждый день — это повторение одного и того же. Хорошая новость: из рутины есть выход, и не один.

Куда уйти уставшему бухгалтеру из профессии

Счета-экраны: как устроены бухгалтерские счета 30-39

Сегодня в бухгалтерском ликбезе рассказываю, зачем нужены счета 30-39 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и как ими пользоваться. У этих счетов нет даже названий, но по задумке Минфина они предназначались для конкретной цели.

Счета-экраны: как устроены бухгалтерские счета 30-39

🧠Мозгонапрягатель. Счетоводный

А не посчитать ли нам, уважаемые бухгалтеры?

🧠Мозгонапрягатель. Счетоводный
4

Экспортеры подтверждают нулевую ставку НДС только электронными реестрами

Чтобы подтвердить НДС 0% по экспорту товаров за пределы ЕАЭС, до 2024 года требовалось представление таможенной декларации, контракта, транспортных (товаросопроводительных) документов.

На год продлена отсрочка по налогам и взносам для бизнеса в Белгородской области

Для представителей бизнеса, работающих в Белгородской области, в рамках отсрочки продлен срок уплаты большей части налогов, авансовых платежей по ним и страховых взносов.

Электронные подписи

Самый универсальный вид электронной подписи или почему вам нужна УНЭП

В эпоху цифровизации, когда каждая секунда на счету, предприниматели стараются максимально упростить и ускорить свои бизнес-процессы. И электронная подпись (ЭП) в данном случае — один из главных помощников. Она экономит бюджет на закупку бумаги, курьерские услуги и хранение документов и, что самое главное — ваше время.

Самый универсальный вид электронной подписи или почему вам нужна УНЭП

На 9,5% увеличилось за год число переходов МСП Кавказа в более высокие категории бизнеса

В Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) в 2024 году улучшилась динамика переходов малого и среднего бизнеса (МСП) в более высокие категории.

Ипотека

Ставку по Арктической ипотеке поднимут до 8%

В Минфине считают, что низкая льготная ставка приведет к ценовому пузырю на рынке недвижимости. Власти будут постепенно менять условия льготных программ.

Если сотрудник работал в выходной 4 часа, оплату он получит только за это время, а не полный день: пример

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Но значение имеет фактически отработанное время, а не только сам факт выхода на работу.

Распоряжение «инспектора трудовой комиссии» о проведении проверки — это фейк мошенников

Роструд обратил внимание на случаи направления «инспекторами трудовой комиссии» в июне-июле 2024 года в адрес контролируемых лиц нелегитимных распоряжений о проведении проверки с целью выявления нарушений ТК и правил охраны труда в связи с якобы поступлением в Роструд заявления о нарушении ст. 5.27.1 КоАП.

🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь Дня рождения школы «Клерка»! Сегодня последний день акции

22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. Сегодня, 19 июля, последний день, когда вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.

За применение искусственного интеллекта мошенников будут наказывать жестче

Если группа мошенников применяет возможности искусственного интеллекта для обмана населения, наказание за преступление должно быть серьезнее.

Бухгалтеры

Готовимся к изменениям с умом: новые разборы законов и онлайн-курсы в подписке Клерк.Премиум за неделю

Законопроект по налоговой реформе был принят в третьем чтении, и поэтому мы стали готовить все больше материалов, чтобы вы были в курсе всех изменений. Рассказываем, какой актуальный контент появился в подписке Клерк.Премиум за эту неделю.

Готовимся к изменениям с умом: новые разборы законов и онлайн-курсы в подписке Клерк.Премиум за неделю

Интересные материалы

Банки

Суд арестовал часть акций UniCredit

Юникредит Банк должен Уральскому заводу больше 3 млн евро. Суд принял решение арестовать 23 тыс. акций UniCredit в качестве обеспечительной меры.