Управление персоналом

Об управлении конфликтами

Согласитесь, очень часто причиной стресса являются наши ошибки в коммуникациях с клиентами и коллегами. Что я имею в виду?

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы семинара "Как изгнать стресс с рабочего места бухгалтера" (лектор – Н.Н. Шкурякова), который был проведен издательством «Главная книга».

Согласитесь, очень часто причиной стресса являются наши ошибки в коммуникациях с клиентами и коллегами. Что я имею в виду?

Представьте, вы главный бухгалтер в небольшой фирме. В полном разгаре подготовка налоговой отчетности, и тут звонит вам один из бухгалтеров и говорит: "У меня ребенок заболел, сидеть с ним некому, меня минимум неделю не будет". Все мы понимаем, что бухгалтер живет по особенному календарю - календарю сдачи отчетности. И когда мы принимаем людей на работу, мы всегда говорим, что периоды подготовки отчетности - святые.

Если у вас первая реакция в стиле "Это не мои проблемы" или "Хорошо, я все сделаю сама", это прямой путь к стрессу. А наша с вами задача - научиться себя правильно вести, чтобы его избежать. Так как же быть, когда сотрудник подводит?

Постепенно я пришла к такому подходу: "В конфликтах не побеждают, их улаживают". И я могу сказать, что он привел только к позитивным результатам. Я предлагаю достаточно простой алгоритм улаживания любого конфликта.

Во-первых, выслушайте другого человека. Проясните ситуацию, есть ли проблема? Может, человек уже сделал всю срочную работу, и его больничный никак не скажется на работе отдела в целом. Если же не все так благополучно, уточните, что именно не сделано, каковы объемы работы по его оценкам.

Во-вторых, спросите, какой выход он видит из сложившейся ситуации: "И как же нам, на ваш взгляд, поступить?". Дайте возможность человеку самому предложить решение. Если ваша подчиненная скажет, что "договорилась с Ларисой, объяснила, где лежат все файлы, и та сказала, что все сделает", опять же, проблемы нет. Идея в том, что если человек создал проблему, то он и должен придумать, как ее решать. "Без предлагаемого варианта решения проблемы ты ко мне не обращаешься" - это то, к чему мы можем людей приучить. Если же человек не видит выхода из ситуации, предложите свои варианты. Но дайте ему понять, что, если сегодня кто-то из коллег будет за него делать его работу, значит, и он должен быть готов прийти на выручку кому-то из коллег в аналогичной ситуации.

Если вам предлагают варианты действий, оцените их и выберите наиболее приемлемый для вас. При необходимости обсудите детали. Подведите итог разговора: "Когда ты планируешь выйти? Самое позднее - через неделю? Так, хорошо. Не забудь, что проверить отчет, когда Лариса все сделает, надо будет в любом случае тебе. Не расстраивайся, поправляйтесь".

Конечно, от этого алгоритма можно отступать в зависимости от ситуации, но общий план действий таков.

Вопрос. Наталья Николаевна, а если Лариса начнет жаловаться, что у нее много работы, припоминать, что эта сотрудница постоянно болеет сама или у нее ребенок болеет, что вечно на нее все сваливают свою работу, а зарплата от этого не меняется?

Тогда мы имеем дело с конфликтогеном.

Допустим, вы излагаете проблему, но человек начинает вас перебивать, говорить громче, резко ускоряет темп беседы и неожиданно ее сворачивает, например говорит: "Да, знаю, что вы сейчас скажете, Марья Ивановна, все это бесполезно обсуждать, в любом случае ничего не поменяется". Это, несомненно, проявление конфликтогенного поведения.

Сюда же можно отнести реакцию, при которой человек постоянно навязывает свою точку зрения, неискренен в своих суждениях - это то, что вы упомянули: "Вечно все сваливают на меня свою работу". Сюда же относится подчеркивание различий между собой и другими не в пользу последних, допустим, такая фраза: "Вот я никогда не опаздываю, курить не бегаю каждые полчаса, не то что некоторые". Бывает, что проявляется устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту, заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного.

Еще психологи выделяют такие типы конфликтных действий, как специальное нарушение правил и проявление эгоизма, - это, думаю, пояснять не нужно. А вот стремление к превосходству бывает завуалировано. Оно проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует снисходительное отношение: "Ой, да успокойтесь вы", "Вы умный человек, а поступаете как...". Стремление к превосходству может выразиться и в виде восторженного рассказа о собственных успехах и достижениях, и в излишней уверенности в своей правоте. Человек, стремящийся к конфликту, может как бы ненароком давать свои советы, которые чаще всего звучат как упреки.

Кстати, есть даже основные слова-конфликтогены, услышав которые вы можете сразу определить, что человек, как говорится, нарывается. Это слова, выражающие недоверие: "вы меня обманываете", "я вам не верю", "вы не разбираетесь". Слова, выражающие категоричность, например "всегда", "никогда", "все", "никто". Бывает, что человек начинает использовать слова-насмешки или слова-оскорбления: "очкарик", "мямля", "коротышка", "бестолочь", "лентяй", "ничтожество". О конфликтогенности свидетельствуют слова-сравнения, в частности "как скотина", "как свинья", "как попугай". Своего рода сигналом служат слова-угрозы: "я вам это припомню", "он еще пожалеет". Слова-долженствования: "вы обязаны", "ты должен".

С конфликтогенами надо бороться - это факт! Они как вирусы, которые мешают достичь компромисса, укрепить отношения в коллективе и позицию руководителя. Основные правила таковы: не реагируйте на провокации и не нападайте в ответ. Не оправдывайтесь, если человек нападает. В общем, не ввязывайтесь в неконструктивный диалог. Лучше промолчите, сделайте паузу - сохраняйте спокойствие и хладнокровие. Не переходите на личности. Если вы видите, что человек агрессивен, неадекватен, сверните разговор сами, отправьте его подумать и успокоиться. Если подобные ситуации стали повторяться, проговорите это, чтобы резюме было однозначное: конфликтогенное поведение на работе - недопустимо. Ни в коем случае не запускайте такие ситуации, иначе они станут нормой и выйдут из-под контроля. И помните, если вы - главбух, руководитель, сами уважайте личность в каждом подчиненном и не становитесь источником конфликтов, служите примером для подражания.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2011, № 09

Начать дискуссию

Налоговый терроризм, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
IT-компании

Свыше 18 тысяч IT-компаний продлили аккредитацию. Но это не все

2 тысячи компаний в сфере IT решили не подавать заявление на продление аккредитации. Они перестали соответствовать критериям.

Миграционный учет

Мигрантам предлагают носить цифровые браслеты

Чтобы следить за перемещениями мигрантов внутри РФ, власти хотят надеть на них цифровые браслеты и заставить приезжих проходить дактилоскопическую регистрацию.

Налог на имущество

Долги по налогу на имущество сократились на 31%

19 млн россиян закрыли долги по налогам после введения ЕНС.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

ФАС признала недобросовестной конкуренцией копирование упаковки бренда «AXE»

Производителю запретили выпускать дезодоранты и гели для душа «EXXE» в упаковке, которая копирует фирменный стиль бренда «AXE».

6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Маркетплейсы

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Продавцу важно правильно управлять товарными запасами: вовремя привозить поставки на склад, закупать не слишком большие, но и не маленькие партии. Справиться с этой задачей помогает расчет оборачиваемости товаров. Рассказываем, о чем говорит этот показатель и как его посчитать.

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Повышение утильсбора будет поэтапным до 2030 года

Минпромторг сообщил, что продолжает анализировать поступающие предложения по индексации утилизационного сбора.

Ценные бумаги

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

В этом материале рассказываем, зачем нужен депозитарий, какова его роль в инвестициях и как проверить его надежность.

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг
Лицензирование

На Госуслугах можно будет получить лицензию на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

Роспотребнадзор утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги лицензирования деятельности оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Кредитные карты

Россияне стали брать больше денег по кредитным картам

Рост ключевой ставки ЦБ не ослабил спрос на кредитные карты. Клиенты стали чаще пользоваться беспроцентным периодом при оформлении таких продуктов.

🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь Дня рождения школы «Клерка»! Акция действует до 22 июля

22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.

Обучение для бухгалтеров

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

Какой же праздник без подарков? 22 июля мы отмечаем наш первый юбилей — 5 лет школе «Клерка»! До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей. Успейте воспользоваться выгодным предложением!

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft допустил глобальный технический сбой, в Москве «оранжевый» уровень из-за грозы, X5 начала доставлять посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 19 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

КоАП РФ

Решено, кто будет рассматривать жалобы на постановления административных комиссий

Минюстом разработал проект закона с изменениями в КоАП по конкретизации полномочий по пересмотру постановлений по делам об административных правонарушениях.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Многие предприниматели считают, что решение банка не в пользу клиента после запроса документов по 115-ФЗ — это конечная точка бизнеса. Однако, это далеко не так: банки стараются выстраивать отношения по принципам долгосрочного сотрудничества и помогать компаниям. Например, Сбер позволяет продолжить ведение бизнеса после блокировки по 115-ФЗ, если клиент скорректирует свою деятельность. Как получить помощь в Сбере после такого решения рассказываем в статье.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета

Сегодня торговые контакты РФ и КНР вышли на новый уровень и развиваются быстрыми темпами. Поэтому вопрос правильного ведения переговоров с китайцами выходит на первый план. Чтобы найти общий язык, важно уважать своего собеседника, его принципы и привычки — только тогда можно получить положительные результаты и заключить выгодный контракт.

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета