Часто приходится слышать: в России много хороших идей, а у инвесторов полно денег. Вот только инвестиционные сделки при этом можно пересчитать по пальцам. В чем дело? Почему инвесторы не спешат вкладываться в российские стартапы?
В процессе обсуждения ситуации, как правило, фигурируют объективные факторы. Но если оставить в стороне наши вечные проблемы вроде плохих дорог и политических рисков, третьей причиной оказывается недостаточно высокая предпринимательская культура. В том числе — неумение донести до инвестора ценность идеи.
Наличие хорошей идеи не гарантирует получения прибыли. Идею нужно проработать и просчитать, составить бизнес-план, прописать все необходимые для достижения цели ключевые показатели эффективности — и только тогда начинать «продавать» ее инвестору.
Предпринимательская культура — это вековой опыт и понимание законов рынка, помноженные на необходимую инфраструктуру. А инфраструктура — это и учебные заведения, где могут научить разрабатывать бизнес-планы, и консалтинговые компании, которые способны помочь тем, кто не успел получить специальное образование, и соответствующие законы, облегчающие предпринимателю жизнь на старте, и специальные площадки, где начинающие могут обмениваться идеями. Но важно и другое. Как говорил профессор Преображенский, источник разрухи — в головах, а не… сами знаете где. В нашем случае «разруха» — это глобальная недооценка усилий, которые необходимо затратить, чтобы оценить и аргументировать перспективность идеи, продать эту идею инвестору и, главное, сделать из нее эффективный бизнес.
Недавно прочитала замечательный фельетон на тему стартапов. Большой офис в центре города, красивое название, дизайнерская мебель и… «абсолютно неважно, какой бизнес». Смешно и грустно. Увы, стартапы (особенно в Интернете) часто воспринимаются их создателями именно так: мечта о красивой жизни, больших и быстрых деньгах, стоящих в очереди инвесторах — при абсолютном отсутствии необходимости отвечать на множество важных вопросов. «Чем новое предприятие будет отличаться от конкурентов?», «Когда появится первая прибыль?», «Насколько подготовлена аудитория к продукту?». А ведь ответы на них являются стандартными составляющими любого бизнес-плана!
Каждый месяц мы рассматриваем до 150 заявок на получение инвестиций, встречаемся с 10–15 авторами и в итоге 2–3 проекта рассматриваем как потенциальные объекты для инвестирования. Остальные предложения отклоняем. Чаще всего потому, что они просто недостаточно хорошо проработаны. Последних — большинство. Причем я имею в виду не тех людей, которые исходят из формулы «Хочу сделать красиво, но не знаю как; дайте денег, вместе разберемся», а тех, которые во многом уже разобрались, но что-то очень важное упустили.
Характерный вариант: предложенные бизнес-модели востребованы, но на рынке высокая конкуренция с уже сформировавшимися лидерами. Или у идеи хорошие рыночные перспективы, но потенциально низкий объем бизнеса (что отпугивает институциональных инвесторов). Вариант: конкуренции практически нет, есть возможность стать первым в своей нише — но налицо полное отсутствие спроса.
Умение хорошо проработать и продать свою идею инвестору — одна из ключевых составляющих культуры предпринимательства. Вот почему так важно донести до всех российских инноваторов простую мысль: «как в кино» — не получится. Повторить блестящий успех героя фильма «Социальная сеть» и его прототипа Марка Цукерберга сложно. Таких уникумов — единицы.
Цукерберг сделал социальную сеть главной точкой входа в Интернет для миллионов людей. Это гениальность, визионерство и невероятная удача.
Никто не утверждает, что отсутствие одного из этих условий заранее обрекает на провал. По-настоящему перспективных идей действительно много. Но требуется приложить усилия, чтобы убедить в этом потенциальных инвесторов: по статистике, во всем мире их привлекают лишь шесть стартапов из тысячи. А значит, нужно очень постараться, чтобы попасть в эти самые 0,52%. Многие гениальные идеи умирают только потому, что их авторы недооценили такую элементарную вещь, как необходимость поработать над бизнес-планом и сделать качественную презентацию!
История знает немало примеров, когда горящие глаза и неистощимая вера в успех перевешивают недостаток цифр и анализа. В конечном счете, инвесторы покупают не цифры и не идеи — людей. Если вы уверены в том, что являетесь вторым Цукербергом, нужно дерзать. И не исключено, что вам повезет, чего я искренне желаю. Но, отправляясь к инвестору, все-таки полезно запастись хорошо проработанным бизнес-планом. На всякий случай. Это значительно усилит эффект «горящих глаз». А может быть, даже перевесит плохие дороги вместе с политическими рисками.
Комментарии
5Еще бы знать где именно "гореть глазами и верить в успех". Т.е. нужна площадка, где могли бы встречаться инвесторы и изобретатели. С минимумом посредников ( читай - мошенников!) между ними.
Иезисы про разработку "бинес-планов", как раз и есть то самое пугало, от которого шарахаются те, у кого есть идеи, но нету времени заниматься оформлением финансовой привлекательности этих идей. Да и не их эт одело, высасывать из пальца эффективность... в мировом масштабе. Если я придумал, допустим, унитаз с педалью, не мое дело обосновывать необходимость и "эффективность" его применения. Япония выросла в мировоую державу не на разработке "планов", а на покупке голых идей. Часть из них внедряли те кто купил, если они попадали "в тему", а то, что было не "по теме " - продавали заинтересованным фирмам. А мы, снова изобретаем ... толпу чиновников и бюрократов. Совершенно забывая ( а может и незная) закона Паркинсона: бюрократ способен только плодить бюрократов. И, следствие - каждое созданное бюро растет в количестве бюрократов, на определенном этапе совершенно переставая выполнять ту функцию, ради котрой это бюро и создавалось, по одной простой причине: каждый в нем стремится достичь максимума своей некомпетентности!
YUM, Речь идет не только о бюрократах. Если обосновывать необходимость изобретения не дело изобретателя, то уж точно его дело - найти тех людей которые будут это обосновывать. Одни изобретатели (и ученые) продукта не сделают. И здесь, еще до похода за инвестициями необходимо четко понимать, кто конкретно разработает план, кто будет его осуществлять целиком или по частям и какого результата изобретатель хочет достичь.
И в Японии внедряли, купленную идею, в соответствии с бизнес-планами, и с системами качества и другими штучками, а также проводили всю подготовительную работу для продажи "заинтересованным" фирмам.
А так получается - я изобрел, а уж Вы сами придумайте зачем оно Вам надо, но денежки мне проинвестируйте, хотя бизнес-план я написать и не могу, так как не мое это дело.
mukic,
Практически согласен со всем, за исключением - я о системе покупки изобретений у тех, кто не может или не хочет сам заниматься доведением его до промвшленного образца и/или внедрения. Вспомните эту историю, когда некий японец присваивал и продавал как свои предложения из нашего "Юного техника" . Навряд ли он доводил их до привлекательного "инвестиционного вида". Уж очень они разные были.
Но в нашей стране, между теми кто хочет купить и тем - кто может предложить, обязательно встанет стена.
И это не только в изобретательстве такое и в сельском хозяйстве, и в рыбной промышленности...
А потом "первые лица" ходят и " удивляются" - откуда такие цены?