Интервью

Работать подано!

Работа в отрасли общепита пользуется большим спросом — она предоставляет большой объем рабочих мест (в том числе для студентов), возможности быстро заработать денег и шагнуть вверх по карьерной лестнице.

Источник: Rabota.ru

Работа в отрасли общепита пользуется большим спросом — она предоставляет большой объем рабочих мест (в том числе для студентов), возможности быстро заработать денег и шагнуть вверх по карьерной лестнице. Rabota.ru выяснила, как реализовать на все 100% свои карьерные амбиции и какой путь должен проделать специалист, чтобы достичь заметных успехов в этой отрасли. С вопросами мы обратились к директору по персоналу популярной сети ресторанов быстрого обслуживания KFC Раисе Поляковой.

Справка о компании: KFC (Kentucky Fried Chicken) — наиболее популярная сеть ресторанов быстрого обслуживания в мире, специализирующаяся на блюдах из куриного мяса, приготовленного по оригинальной рецептуре. Каждый день более 12 миллионов гостей в 110 странах посещают 16 000 ресторанов по всему миру. Бренд принадлежит крупнейшей ресторанной компании мира Yum! Brands.

1 июля 2010 года компания завершила сделку с российским партнером «Ростик Групп», тем самым сформировав основу для будущего самостоятельного развития KFC в России и странах СНГ. Уже начавшийся процесс ребрендинга компания планирует закончить до конца 2012 года.

Сегодня KFC в России и странах бывшего СССР — это 166 ресторанов, 50 из которых — корпоративные, 116 — работающие по системе франчайзинга. Количество сотрудников — около 5 000 человек.

Какие специалисты на сегодняшний день наиболее востребованы в вашей сфере?

В нашей сфере сейчас наиболее востребованы сотрудники на рядовые позиции в рестораны. Спрос на линейный персонал превышает предложение, в первую очередь потому, что основными соискателями на рядовые позиции в ресторанном бизнесе являются представители поколения 90-х, времени, когда уровень рождаемости резко упал. По прогнозам, в дальнейшем эта ситуация будет усугубляться.

Не менее востребованы сотрудники на менеджерские позиции: директора ресторанов, менеджеры смены, а также сотрудники офиса — маркетологи, финансисты, специалисты по работе с персоналом. Сегодня эффективный бизнес можно построить только с сильной управленческой командой, в которую должны входить люди не только знающие специфику бизнеса, но и обладающие управленческими навыками, умеющие работать в команде, нацеленные на результат и успех общего дела.

Какие позиции подразумевают наличие опыта работы и профессионального образования? На какие должности кандидаты могут прийти без опыта?

На рядовые позиции в рестораны мы принимаем сотрудников без опыта работы. Специфика KFC состоит именно в том, что для многих наших рядовых сотрудников ресторанов мы являемся первым работодателем, у нас они получают свой первый трудовой опыт. Это большая ответственность, и мы очень серьезно относимся к этой своей роли. Учитывая, что у нас сегодня 166 ресторанов и их количество в будущем будет значительно увеличиваться, мы, в определенном смысле, имеем влияние на целое поколение молодых людей, которые только вступают в жизнь. Мы гордимся нашей корпоративной культурой и той атмосферой, которую мы создали и поддерживаем в наших ресторанах, и мы уверены, что молодые люди, которые начинают свой трудовой путь с нами, получат хороший опыт общения, наставничества, позитивного отношения к людям и ко всему вокруг, и это будет определять их дальнейшее поведение в обществе и их отношение к жизни.

На менеджерские позиции в ресторанах мы принимаем кандидатов с опытом работы.

Какое количество вакансий в месяц ваша компания открывает в Москве и в России? Расскажите, пожалуйста, об уровне открываемых вакансий.

У нас прорывные цели по развитию нашей торговой марки и огромное желание построить великий бренд KFC в России, поэтому мы усиливаем нашу структуру, подготавливая компанию к дальнейшему росту на рынке. В связи с этим, ежемесячно у нас открываются вакансии на новые позиции, в основном — офисные позиции в таких департаментах, как департамент по развитию, IT-департамент, департамент по маркетингу и рекламе. Иногда появляются новые подразделения. Например, недавно у нас был создан новый департамент — по поддержке операционной деятельности.

Наше активное развитие предполагает и увеличение количества вакансий на должности, которые не являются новыми, когда мы увеличиваем количество сотрудников, выполняющих определенный функционал. Прежде всего, разумеется, это вакансии в департаменте по операционной деятельности, поскольку с ростом количества ресторанов возрастает и потребность в менеджерах, директорах ресторанов, территориальных управляющих.

Как можно заметить, все перечисленные вакансии имеют разный уровень. Мы являемся отличной компанией как для соискателей без опыта работы, которые хотят положить начало блестящей карьере, так и для кандидатов с отличным опытом в разных областях, желающих дальше строить карьеру в крупнейшей международной компании. Наша корпоративная культура помогает увидеть в людях потенциал и развить его.

Если говорить о цифрах и уровнях, то наши вакансии можно разделить на 3 уровня: для тех, кто только начинает свой трудовой путь, для тех, кто имеет хорошую теоретическую базу и стартовый опыт, и для тех, кто имеет большой профессиональный опыт за плечами.

Многие воспринимают работу в сфере общепита временной формой занятости, и, как следствие, в компаниях постоянно присутствует большая текучка кадров. По вашему мнению, нужно ли удерживать специалистов? Если да, то каким образом?

Ресторанный бизнес — сегмент с традиционно высокой текучестью кадров. Здесь своя специфика: большинство сотрудников — молодежь в возрасте от 18 до 25 лет, как правило, студенты, которые ищут работу, не требующую специального образования и квалификации, а также возможность для самостоятельного заработка и получения первого профессионального опыта. Но такая специфика бизнеса совсем не означает, что большая текучесть кадров неизбежна и что не стоит тратить силы на удержание сотрудников. Ресторанный бизнес — прекрасная сфера для быстрой и успешной карьеры. Часто бывает, что сотрудники, которые устраиваются к нам на работу, сами не знают, будет ли это временная подработка или начало настоящей карьеры. Во многом успешная карьера сотрудника зависит от того, насколько опытными будут наставники-руководители, которые смогут раскрыть его потенциал и помочь спланировать карьеру. Учитывая стремительный рост нашей компании, талантливый сотрудник ресторана просто «обречен» на успешную карьеру, и путь ее построения от рядового сотрудника до директора ресторана и выше у нас очень распространен.

Мы за то, чтобы привлекать талантливых сотрудников и, конечно же, развивать и удерживать их. Методов удержания сотрудников очень много. Это улучшение условий труда и совершенствование системы материального стимулирования; отбор сотрудников, максимально соответствующих критериям, предъявляемым к должности, и организация системы адаптации и наставничества; качественное профессиональное обучение и планирование карьеры; мероприятия по сплочению коллектива, использование нематериальной мотивации, индивидуальный подход к сотрудникам, личный пример менеджера и др. Мы используем все методы для удержания наших сотрудников, потому что считаем, что наши сотрудники — это основная ценность нашей компании, а, как вы понимаете, нельзя легко расставаться с тем, что является главной ценностью, во что вкладываешь душу и сердце.

Расскажите, пожалуйста, о кадровой политике KFC. На каких принципах строится работа с персоналом?

Наши основные принципы — быть лучшим работодателем, способным привлекать таланты, чтобы вместе быть успешными! Развивать лидеров, добиваться прорывных результатов, работая в команде, поддерживая друг друга и радуясь успехам всех и каждого. Строить корпоративную культуру, которая нас учит, как работать и побеждать вместе!

Наша кадровая политика строится на уважении к каждому кандидату и сотруднику. Мы готовы инвестировать время и средства в обучение и развитие. Мы искренне гордимся, когда наши сотрудники растут и добиваются успехов. Мы всегда рядом, если у кого-то что-то не получается, и готовы помочь и поддержать. Для нас — это не просто слова, это смысл нашей работы.

Какими качествами должны обладать сотрудники, работающие в вашей компании? Какие требования вы предъявляете к кандидатам и штатным сотрудникам?

Мы верим в позитивные намерения всех людей и уверены в том, что каждый человек обладает потенциалом внести значимый вклад в работу команды. В нашей компании работают люди разных возрастов, профессий, национальностей, с разным опытом. Но их объединяет позитивность, уважение друг к другу, готовность прийти на помощь. Приятно, придя на работу, видеть доброжелательных коллег, которые искренне приветствуют тебя. У нас трудятся люди, которые любят сплоченную и слаженную работу внутри коллектива, будь то ресторан или офис.

Принципы нашей корпоративной культуры — это фундамент взаимоотношений в компании. Поэтому при отборе сотрудников мы большое внимание уделяем не только профессиональным навыкам, но и персональным качествам кандидатов. Для нас очень важно, чтобы новый сотрудник смог вписаться в нашу корпоративную культуру, чтобы ее принципы были близки для него.

Как вы мотивируете своих сотрудников? Какие льготы предоставляете своим работникам? Расскажите, пожалуйста, о программах мотиваций в компании KFC.

Главные составляющие нашей системы мотивации — четкие цели, понимание сотрудниками важности их личного вклада в успех компании, прозрачность мотивационной политики, гордость принадлежности  к компании, признание за достигнутые успехи.

Ключевым элементом системы мотивации является талантливый руководитель, который может создать вдохновляющую сотрудников атмосферу. Прежде всего, от руководителя зависит, будут ли его подчиненные работать с полной отдачей.

Особое внимание хотелось бы обратить на важнейший для нас инструмент мотивации — признание. Большинству людей нужно подтверждение того, что они — на правильном пути. Профессиональный энтузиазм сотрудников зависит от их уверенности в том, что достигнутые ими успехи не останутся незамеченными и будут оценены. Мы привлекаем и удерживаем лучших людей и вдохновляем на подвиги благодаря известной в мире культуре признания. Мы любим ярко отмечать достижения других и делаем это с большим удовольствием.

Мы всегда поддерживаем конкурентную заработную плату. Но нельзя добиться выдающихся успехов, если мотивацией сотрудников управлять только при помощи материальных стимулов. Поэтому хорошие условия труда, сплоченный коллектив, позитивные командные ценности, возможность карьерного роста, возможности для развития, обучение сотрудников, корпоративные мероприятия, квалифицированные руководители на всех уровнях — это тоже важные составляющие нашей системы мотивации.

Мы являемся работодателем, который полностью соблюдает требования российского трудового законодательства, поэтому, работая в нашей компании, можно не беспокоиться за свои накопления в пенсионный фонд, за обязательное медицинское страхование. Каждый наш сотрудник получает денежную компенсацию на питание. Рядовым сотрудникам ресторанов время перерыва на обед оплачивается компанией. В течение года у нас действуют разные мотивационные программы, победители которых получают призы. Например, недавно группа наших сотрудников, которые были победителями мотивационной программы «Лучший сотрудник года», вернулись из Парижа, где прекрасно отдохнули и познакомились с лучшими практиками своих французских коллег.

Многие кандидаты приходят в сферу общественного питания без опыта работы. Какое значение ваша компания уделяет обучению и дальнейшему развитию своих сотрудников? Какие методы обучения вы применяете?

Мы обучаем и поддерживаем каждого, помогаем максимально раскрыть его потенциал, даем сотруднику возможность достигать настоящего прорыва в профессиональном развитии и во всех сферах жизни. Для людей без опыта работы, студентов KFC — отличная школа жизни и возможность проявить себя. KFC — компания с сильной корпоративной культурой. Мы строим свою работу на постоянном обучении новому, взаимоуважении, вере в людей. Наша компания предлагает каждому сотруднику инструменты и возможности для развития своих талантов. В KFC для всех сотрудников есть возможность развивать свои личностные качества, жизненную позицию, определить цели в жизни.

Многие сотрудники, которые приходят к нам без опыта работы, находятся в поиске, пытаются понять, кем они хотят быть в жизни, что им нравится, какой должна быть отличная работа. Для них особенно важно выбрать такое место, где есть хороший коллектив, ценности и принципы которого могли бы развивать и обогащать молодого сотрудника.

Наша программа обучения — это непрерывный процесс, в который сотрудник погружен с первого дня работы. Она включает в себя теоретические занятия со специально выделенным наставником, практические занятия, семинары, обучение в дистанционном корпоративном университете, электронные программы. В компании существует специальный отдел обучения, задача которого — создавать программы и следить за тем, чтобы обучение сотрудников было регулярным и на высоком уровне.

Расскажите, пожалуйста, о возможностях продвижения по карьерной лестнице. Через сколько лет в данной индустрии специалист может достигнуть заметных высот? Приведите, пожалуйста, пример карьерного успеха.

Карьера в KFC хороша тем, что ее можно начинать с нуля, никакого специального образования не требуется. Количество наших ресторанов постоянно растет, и вероятность стремительного карьерного роста очень высока. Любой сотрудник, желающий развиваться, имеющий хорошие коммуникативные навыки, стремящийся к достижению высоких результатов в работе, как уже было сказано выше, просто «обречен» на успешную карьеру. Всего за несколько лет вполне реально дорасти от рядового сотрудника до директора ресторана и выше.

Карьера в KFC начинается с позиции рядового сотрудника ресторана. Самые талантливые рядовые сотрудники, желающие развиваться и строить свою карьеру в компании, становятся тренерами-наставниками, к их обязанностям добавляется обучение других сотрудников. Следующая ступень —  первая управленческая позиция — менеджер смены. Он отвечает за соблюдение сотрудниками ресторана графика работы, за расстановку нужного количества членов команды на рабочих позициях в зависимости от загруженности ресторана. Менеджер смены также контролирует и обеспечивает точное соблюдение всех технологических и производственных процессов, координирует вопросы обучения рядовых сотрудников ресторана. Затем следует позиция заместителя директора ресторана, который обеспечивает бесперебойную работу предприятия, формирует кадровый резерв ресторана, анализируя потребности в новых сотрудниках, проводит собеседования, контролирует качество и скорость обслуживания гостей, отвечает за проведение инвентаризаций и четкое соблюдение правил работы на кассе. И ключевая позиция в ресторане — директор ресторана. Он отвечает за бюджетирование и планирование расходов предприятия, соблюдение высоких стандартов обслуживания гостей, привлечение клиентов, маркетинговую активность, управляет коллективом численностью примерно 30–50 человек и является для своих подчиненных примером для подражания во всем.

KFC ориентируется, прежде всего, на внутренний кадровый резерв. Особенно это касается позиций в сферах, где важна наша специфика, например, в департаменте по операционной деятельности. Сотрудник, работающий в ресторане, досконально знаком со всеми процессами, и если он хочет развиваться, мы готовы помогать ему строить свою карьеру внутри компании. В нашей компании много примеров того, как человек вырастал за несколько лет из рядового сотрудника до уровня руководителя. Например, наш маркет-менеджер Артем Шамин в свое время начинал с позиции члена бригады. Он пришел в компанию 12 лет назад. У него было высшее техническое образование, но он не побоялся  начать свою карьеру с позиции рядового сотрудника. Через 2 года его назначили менеджером смены, еще через 2 года — заместителем директора ресторана. Еще через 3 года — директором ресторана, далее — территориальным управляющим и, наконец, региональным маркет-менеджером, который отвечает за эффективную работу более 30 ресторанов. Так развивалась карьера у многих наших руководителей. Они пришли к нам рядовыми сотрудниками, а со временем стали директорами ресторанов, территориальными управляющими, маркет-менеджерами, руководителями отделов и служб.

Ваши советы и пожелания тем, кто хочет связать свою профессиональную деятельностью с этой сферой.

Я бы посоветовала начинать работать уже на первых курсах института. Тогда к моменту окончания обучения человек сможет претендовать на менеджерскую позицию, достойную зарплату, хороший социальный пакет и интересный круг задач. Не стоит сразу гнаться за деньгами, на первом этапе важнее правильно выбрать компанию-работодателя. Нужно стараться трудоустроиться в крупную компанию с известным именем, сложившейся корпоративной культурой, имеющую программы корпоративного обучения сотрудников, которая сможет дать стабильность, отличный опыт, а главное — профессиональное и личностное развитие. Это и есть фундамент будущей карьеры.

Начать дискуссию