Управление персоналом

Проектирование системы управления карьерой сотрудников энергокомпании с использованием методологии Balanced Scorecard

Современная ситуация на рынке труда характеризуется разрывом спроса и предложения в разрезе специальностей, а также подготовки молодых специалистов.

Современная ситуация на рынке труда характеризуется разрывом спроса и предложения в разрезе специальностей, а также подготовки молодых специалистов.

Все более востребованными становятся такие категории производственных работников, как рабочие и специалисты, в то же время спрос на специалистов в области экономики и управления имеет тенденцию к снижению, что в первую очередь объясняется перенасыщением рынка. Вместе с тем наблюдается общая тенденция к снижению качества образования, а следовательно, и снижение компетентности новых участников рынка труда, что пагубно сказывается не только на возможностях трудоустройства каждого конкретного индивида, но и на дальнейшем карьерном росте ввиду отсутствия определенных знаний, навыков и умений. При этом здесь речь идет о случае, когда существует возможность устроиться «по профессии», что в реальной жизни происходит далеко не всегда. Следовательно, перспективы карьерного роста будут напрямую связаны не только с необходимой актуализацией знаний каждого работника, но и с ликвидацией определенного пробела в базовых знаниях.

Несмотря на определенные негативные изменения, которые характерны для рынка труда в целом, в области энергетики ситуация всегда оставалась относительно стабильной. Это во многом объясняется инфраструктурным характером энергетики и ее огромным экономическим и социальным значением для государства и общества, поэтому подготовке кадров в данной области всегда предъявлялись предельно жесткие требования. Более того, в СССР существовала целая система подготовки кадров для отрасли в специализированных технических вузах и ссузах, ведомственных институтах и учебных подразделениях. Эта система подготовки сохранилась и в настоящее время, однако следует отметить снижение качества подготовки специалистов, а также увеличение разрыва между базовыми знаниями, получаемыми в учебном заведении, и требованиями работодателей к качеству подготовки и уровню образования выпускников. Это объясняется введением новых технологий в энергетике и совершенствованием системы производства и управления на энергетических предприятиях, а также недостаточно оперативной реакцией учебных заведений на данные изменения.

Целесообразно отметить следующие негативные тенденции, характерные для рынка труда энергетической отрасли, которые ставят дополнительные задачи перед менеджментом в области управления персоналом:

  1. Непривлекательность и низкая оплата труда рабочих специальностей, что способствует росту текучести кадров и, как следствие, повышает риск ошибок персонала. Вместе с тем, несмотря на высокую автоматизацию производственных процессов, требования к знаниям персонала и степень его ответственности высоки.
  2. В связи с реформой энергетической отрасли предъявляются новые требования к качеству управления и принимаемым управленческим решениям в частности, что в свою очередь должно отразиться на повышении уровня образования и компетентности менеджеров энергокомпаний на всех уровнях.
  3. Смена собственников энергокомпаний, характерная для завершающего этапа реформы энергетической отрасли, сопровождается, как правило, изменением состава топ-менеджмента.

Исходя из всего вышесказанного, вопросы управления и развития персонала становятся одним из приоритетных направлений деятельности менеджмента энергокомпаний. Одним из наиболее актуальных вопросов в этой области является формирование системы нематериального стимулирования сотрудников, одной из составляющих которой является система управления карьерой.

Управление карьерой в системе кадровых процессов предприятия

Необходимость в управлении карьерой обусловлена ее важной ролью в жизни человека, деятельности компании, а также в развитии общества в целом. С точки зрения организации карьера — это, прежде всего, вопрос целостности организационного пространства, что особенно важно для профессионально-должностной его составляющей, то есть организационной структуры. В таком понимании карьеры грамотно построенное управление карьерным процессом имеет большое значение для функционирования и развития компании, являясь фактором повышения эффективности деятельности компании, условием ее устойчивости и жизнеспособности в изменяющейся среде (тем более, ввиду организации не только конкурентного рынка электрической, но и тепловой энергии), движущей силой, механизмом развития.

Управление карьерой решает не только задачи своевременного и рационального замещения ключевых должностей, но и позволяет повысить лояльность сотрудников, их удовлетворенность работой и связанную с этим производительность труда, а также обеспечивает преемственность профессионального опыта и корпоративной культуры, повышает адаптивность и маневренность компании. Наконец, управление карьерой связано с вопросами внутреннего приращения профессионального потенциала и внешнего роста компании во внешней среде.

Данная статья посвящена вопросам организации системы управления карьерой в рамках общей системы управления персоналом с применением технологии системы сбалансированных показателей на примере ОАО «ТГК-11», которое является одной из крупнейших энергетических компаний Сибири.

О системе управления карьерой целесообразно говорить лишь в том случае, когда в компании формализована функциональная стратегия в области управления персоналом, а, соответственно, менеджмент компании четко представляет себе, какие инструменты, то есть в данном контексте качественная и количественная структура персонала, необходимы для реализации деловой и корпоративной стратегии предприятия [3].

Отправной точкой разработки любой стратегической пирамиды является миссия. Тогда логично наличие миссии и у структурного подразделения, которое осуществляет разработку и реализацию отдельной функциональной стратегии. Таким образом, миссия департамента управления персоналом ОАО «ТГК-11» сформулирована следующим образом:«Своевременное удовлетворение потребностей подразделений компании в высококвалифицированном и мотивированном персонале, постоянном повышении его профессионального уровня; совершенствование методологии и технологии работы с персоналом для формирования, развития и совершенствования экономически эффективной, прибыльной, инвестиционно привлекательной и интегрированной в экономику России компании».

Управление персоналом ОАО «ТГК-11» опирается на административные, экономические, социально-психологические методы работы и используется в сбалансированном комплексе. Стратегия развития системы управления персоналом ориентируется на реализацию долгосрочных целей ОАО «ТГК-11» — укрепление конкурентных преимуществ на развивающемся энергетическом рынке, повышение эффективности работы (и, как следствие, рост капитализации компании) — и имеет следующие цели:

  1. взаимосвязанный с корпоративной миссией плавный переход от работы с кадрами к планированию персонала, полностью интегрированного в бизнес-процессы;
  2. создание и внедрение единой целостной системы управления персоналом с необходимым комплексным программным обеспечением;
  3. создание единой системы нормативных, распорядительных, методических внутрифирменных документов и принципов работы с персоналом;
  4. определение качественных и количественных потребностей в человеческих ресурсах;
  5. формирование оптимальной организационной структуры, выстраивание горизонтальной управленческой структуры, максимальное сокращение промежуточных управленческих звеньев для достижения общих целей и выполнения бизнес-процессов;
  6. комплектование структуры Общества оптимальным и мотивированным составом кадров: подбор и расстановка персонала;
  7. поддержание высокого уровня квалификации персонала для обеспечения конкурентоспособности ОАО «ТГК-11»;
  8. обеспечение стимулирования персонала к высокоэффективному, производительному труду;
  9. создание сплоченных и эффективных управленческих команд;
  10. координация деятельности филиалов.

Для реализации функциональной стратегии в области управления персоналом предлагается осуществить описание деловых процессов компании и выявить те из них, которые оказывают наибольшее воздействие на достижение стратегических целей; определить ключевые показатели эффективности (КПЭ) генерирующей компании в области управления персоналом; осуществить балансировку показателей в рамках Balanced Scorecard (BSC); разработать системные программы по управлению.

Система управления персоналом может основываться на методике BSC [1], используя которую, менеджеры управляют такими процессами, как доведение стратегий до всех уровней системы управления, бизнес-планирование и распределение ресурсов, обратная связь, обучение и текущий мониторинг исполнения стратегии. Кроме того, менеджеры получают ответы на основные вопросы: за счет чего компания создает свою стоимость, какие процессы являются ключевыми, каков уровень квалификации персонала и применяемых технологий, каково их соответствие выбранной стратегии, какие инвестиции нужно осуществить в развитие компании с целью достижения долгосрочных целей организации, насколько оптимален выбранный курс в сфере управления персоналом компании. В качестве базовой стратегической карты для функциональной стратегии может быть использована карта, разработанная авторами и представленная на рисунке 1.

Технологии планирования карьеры сотрудников

Рассмотрев стратегию в области управления персоналом, можно перейти к планированию карьеры персонала, что в конечном итоге направлено на приобретение организацией устойчивого конкурентного преимущества в повышении конкурентоспособности персонала и на повышение эффективности использования человеческих ресурсов.

Планирование карьеры является важной составляющей системы управления персоналом. С помощью планирования карьеры кадровая служба предприятия имеет возможность удовлетворить внутренние потребности в персонале, обеспечить оперативное «заполнение» вакансий по ключевым должностям. Для самого работника планирование карьеры способствует карьерному успеху, помогает развить внутренние резервы для успешного продвижения по службе, является мощным нематериальным стимулом к качественному выполнению своих должностных обязанностей.

Полная версия статьи в печатной версии Журнала Управление персоналом или через 3 месяца на сайте.

Начать дискуссию

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру