Менеджмент

Материализация знака. Сколько стоит ваша торговая марка

Российские компании все чаще сталкиваются с необходимостью оценки интеллектуальной собственности. Эффективно продать предприятие или определить размер роялти (выплат за использование марки) трудно, не зная стоимость брэнда. Но и ее узнать непросто. Крупные российские предприятия выходили на западные биржи и даже продавали бизнес без проведения масштабных исследований по оценке своих марок.

Екатерина Винокурцева
Источник: "Компания" - деловой еженедельник
© ЗАО "Издательский дом "Курьер".

Распространенные методы оценки стоимости брэнда
Российские компании все чаще сталкиваются с необходимостью оценки интеллектуальной собственности. Эффективно продать предприятие или определить размер роялти (выплат за использование марки) трудно, не зная стоимость брэнда. Но и ее узнать непросто. Крупные российские предприятия выходили на западные биржи и даже продавали бизнес без проведения масштабных исследований по оценке своих марок.

Большинство российских компаний пока не привыкли управлять торговыми марками в соответствии с их стоимостью. Однако интерес к оценке брэндов в последнее время растет. По словам Артема Серебренникова, гендиректора компании «Интербренд Русконсалтинг» (компания не имеет отношения к международному агентству Interbrand. – Прим. «Ко»), в прошлом году количество заказов по оценке стоимости брэнда выросло в несколько раз. «Если в 2001 году отечественные компании проявляли к таким исследованиям только теоретический интерес, то сейчас многие клиенты занялись ими на практике или, по крайней мере, собираются это сделать», – говорит Серебренников. Исследовательское агентство V-Ratio, по словам гендиректора Олега Чернозуба, за последние два года оценило порядка 20 различных российских брэндов.

«В последнее время компании затрачивают на брэндинг немало ресурсов, – утверждает Юлия Самсоненко, эксперт по оценке интеллектуальной собственности юридической фирмы «Городисский и партнеры». – Поэтому их желание определить, насколько эффективной была проведенная работа, абсолютно естественно. Оцененные права на нематериальный актив становятся надежным финансовым инструментом при реализации управленческих задач. Все чаще права на товарный знак вносятся в уставный капитал предприятий, применяются при расчете лицензионных платежей за пользование знаком». Активнее всего оценкой своей интеллектуальной собственности интересуются компании, работающие на рынках FMCG, бытовой электроники и в индустрии моды.

Ценные брэнды

Оценка стоимости брэнда позволяет компании выгодно распорядиться своим интеллектуальным активом – продать, сдать в аренду, использовать для привлечения стратегических инвестиций или кредитов. Заплатив консалтинговому агентству от $20 000 до $150 000 за оценку своей торговой марки, компания может определить свое положение и перспективы на рынке, а регулярно повторяя эту процедуру, отследить эффективность рекламных инвестиций.

Весной 2002 года компания «М.Видео» заказала агентству «Интербренд» оценку стоимости своего брэнда. «Мы решили, что компания вышла на тот уровень, когда ее доходы связаны уже не только с операционной прибылью, но и с ростом стоимости нематериальных активов», – говорит директор по маркетингу «М.Видео» Михаил Кучмент. По его словам, повторную оценку брэнда компания намерена провести через три года.

Другие мотивы для оценки были у компании «Тинькофф» – весной 2002 года она продала одну из своих торговых марок («Дарья») компании «Планета Менеджмент». Холдинг Rambler самостоятельно оценил свой брэнд в 2001 году в $30 млн во многом для того, чтобы оперировать полученной цифрой в переговорах с потенциальными покупателями. Правда, покупателя так и не нашли.

Компания «Сокол» (производитель телевизоров) задумалась о стоимости своей марки в 2002 году. К тому времени брэнд существовал на рынке 2,5 года. По словам гендиректора компании Дмитрия Тиманова, это объяснялось несколькими причинами: необходимо было внести стоимость брэнда в число своих нематериальных активов, чтобы повысить инвестиционную привлекательность компании. Кроме того, руководство «Сокола» хотело получить представление об отдаче от рекламных вложений. «Оценку стоимости брэнда мы будем проводить ежегодно для отслеживания эффективности маркетинговых мероприятий», – поясняет Тиманов.

До сих пор компании пытались измерять эффективность рекламы посредством динамики продаж. Ее оценка через динамику стоимости брэнда – новый способ расчетов. Как считает Олег Чернозуб из V-Ratio, ориентированный на финансовый результат брэнд-менеджмент невозможен без знания динамики стоимости марки.

Молодой, да ранний

И все же в отличие от стран западного бизнес-сообщества управление торговой маркой через оценку ее стоимости в России только зарождается. Во всяком случае, собираясь размещать акции на западных фондовых биржах (IPO), отечественные компании словно забывают о своих брэндах. Например, оператор сотовой связи «Вымпелком» (брэнд «Би-Лайн»), который провел IPO в 1996 году, специальных исследований марки не проводил. «Хотя по косвенным показателям – уровню осведомленности о торговой марке (в Москве он более 95%) и ее восприятию потребителями – какие-то выводы сделать можно», – считает Умаров. В компании «Вимм-Билль-Данн», производителе молочных продуктов и соков, которая вышла на биржу в феврале 2002 года, также отрицают факт оценки собственных брэндов.

Специалисты инвестиционных компаний полагают, что оценка брэнда перед выходом на биржу или продажей для российских компаний пока не является обязательной процедурой. Управляющий партнер инвестфонда TPG Aurora Борис Карлов считает, что такая процедура имеет смысл только в тех случаях, когда марка существует на рынке давно (более десяти лет) и широко известна. «Оценивая в прошлом году пивоваренную компанию «ПИТ», мы принимали во внимание портфель брэндов компании, примерно оценивали их потенциал, но стоимость брэндов не подсчитывали», – говорит Карлов. «Оценка брэнда не является необходимой для выпуска акций, – утверждает Евгений Капьев, эксперт компании «Про-Инвест Консалтинг». – Тем не менее при выходе на Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE) оценка брэнда – это во многом вопрос престижа компании».

Серьезным препятствием на пути исследований становится непрозрачность рынка и отдельных игроков. При оценке торговых марок среди прочих используются такие показатели, как степень юридической защищенности брэнда, его возраст, уровень продаж, конкуренция и перспективы развития отрасли, которые не всегда открыты для исследователей. Директор по маркетингу экспериментально-консервного завода «Лебедянский» (производитель соков «Я») Магомет Тавказаков убежден, что адекватно оценить, например, российские соковые брэнды сложно: «Большинство из них существует менее десяти лет, и лояльность покупателей к ним недостаточно высока. Оценка стоимости брэнда имеет смысл на более зрелом рынке или с категориями продуктов, имеющими длительную маркетинговую историю».

Некоторые специалисты считают, что достоверных способов оценки марки вообще не существует. «Корректно оценить стоимость брэнда невозможно, – считает Михаил Дымшиц, гендиректор компании «Дымшиц и партнеры». – Можно только оценить брэндовую премию, то есть то, насколько цена брэндированного товара отличается от средней цены в этой товарной категории». Дымшиц приводит в пример расчеты брэндовой премии одного из своих клиентов – компании «Торн» (зубная паста «Кедровый бальзам»). «При сравнении «Кедрового бальзама» и аналогичных брэндов получаются следующие коэффициенты премии: Blend-a-med – 1,81; Colgate – 1,59; «Кедровый бальзам» – 1,45; Aquafresh – 1,37; «32 Норма» – 0,91; Лесной бальзам – 0,66», - говорит Дымшиц.

Иногда величина оценки зависит не от факторов рыночной среды, силы брэнда и его доли рынка, а от договоренности о сумме оценки между владельцем и аудитором. «На мой взгляд, в первую очередь это связано именно с тем, что оценка торговой марки используется не в качестве маркетингового инструмента, а как инструмент финансового планирования и «оптимизации денежных потоков», – полагает Василий Митько, директор по маркетингу рекламной группы Depot WPF Advertising.

По мнению Бориса Карлова из TPG Aurora, для того чтобы создать полноценный брэнд в России, нужно потратить от $3 млн до $7 млн. Понятно, что для раскрутки брэнда стоимостью в $69,6 млрд (так оценила торговую марку Coca-Cola международная компания Interbrand в 2002 году), этих денег недостаточно. Но вполне вероятно, что компании, вкладывающиеся в брэнд сейчас, лет через пятьдесят окажутся владельцами самых дорогих российских товарных знаков. А компании, не задумывающиеся о реальной стоимости своих нематериальных активов, уже сейчас лишают себя немалых доходов.


Цена брэнда

Брэнд

Стоимость, $ млн

Балтика**

191

Rambler***

50 - 60

J7**

35

Дарья***

32,5

Черный жемчуг***

30

Бочкарев**

28

Очаково**

26

М.Видео***

26

Столичная*

13,6-15,8

Солодов**

14

Нико**

10

Я**

7

Чемпион**

5

Царь-батюшка***

4,4

Сокол (бытовая электроника)****

3

  1. * - данные компании «Городисский и партнеры»
  2. ** - данные компании V-Ratio
  3. *** - данные компаний, владельцев брэндов
  4. **** - данные компании «Интербрэнд Русконсалтинг»

Распространенные методы оценки стоимости брэнда

Метод

Описание

Пример

Дополнительный доход

Предполагается, что брэндированный товар можно продать дороже, чем небрэндированный. Разница в цене брэндированного и небрэндированного товаров умножается на прогнозируемые объемы продаж (в натуральном выражении) под брэндом за время жизненного цикла товара. Полученная цифра и будет составлять стоимость брэнда.

«Дарья», «Черный жемчуг»

Доходный

Предполагает определение размера денежных средств, которые может получить владелец товарного знака, используя его для продвижения своей продукции.

Дом моды Валентина Юдашкина, «М.Видео», «Сокол»

Затратный

Показывает стоимость брэнда с позиций прошлых или настоящих затрат на создание альтернативного аналогичного по назначению и выполняемым функциям. При оценке нематериального актива таким способом могут быть выделены следующие виды затрат: рекламные расходы; регистрационные и другие пошлины; расходы на персонал; расходы, связанные с судебными спорами по нарушению исключительных прав и недобросовестной конкуренции.

Дом моды Валентина Юдашкина, «М.Видео», «Сокол»

Сравнительный

Основан на принципах эффективно функционирующего рынка, на котором инвесторы покупают и продают активы подобного типа. Данные по аналогичным сделкам сравниваются. Этот метод может использоваться только как вспомогательный.

Дом мод Валентина Юдашкина, «М.Видео», «Сокол»

Освобождение от роялти

Применяется в случае заключения сделки по передаче права пользования маркой другой компании с выплатами роялти. После определения размера роялти, выражаемого в проценте от продаж, оценивается продолжительность активного рыночного существования брэнда и прогнозируется годовой объем продаж. Сумма произведений годовых продаж на уровень роялти и составит стоимость брэнда. Иной вариант применения метода - расчет параметров гипотетической сделки на основе маркетинговых исследований и финансового анализа

«Столичная»

Начать дискуссию

Управленка или финмоделирование? Чему научиться, чтобы зарабатывать больше

Умение вести управленческий учет и помогать собственнику принимать ключевые решения гарантирует бухгалтеру повышение в должности и увеличение зарплаты. Но можно пойти еще дальше — освоить финансовое моделирование и претендовать на должность финдира.

Первичные документы

Виды первичных документов в бухгалтерском учете: как оформлять и работать с ними 

Первичные документы — это отправная точка бухгалтерского и налогового учета и прозрачности бизнеса. Правильное оформление и хранение документов позволит избежать проблем с налоговыми органами и обеспечить надежную финансовую основу бизнеса.

Виды первичных документов в бухгалтерском учете: как оформлять и работать с ними 

Налоговая реформа по НДФЛ принята! Что изменится в работе бухгалтера в 2025 году

С 2025 года будет новая шкала для ставок НДФЛ – от 13 до 22%, в том числе для релокантов, изменятся стандартные вычеты на детей и сотрудников, сдавших нормы ГТО.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бизнес в новых регионах начал получать статус социальных предприятий

Девять представителей МСП из Запорожской области впервые признали социальными предприятиями.

🎉 Снизили цену на подписку Клерк.Плюс до 99 рублей!

В течение недели подписка на сервис Клерк.Плюс будет стоить всего 99 рублей.

Маркетинг

WhatsApp или Viber: какой мессенджер выбрать для общения с клиентами

Мессенджеры — один из самых эффективных и удобных каналов коммуникации с аудиторией. Их функции позволяют решать большинство бизнес-задач — от формирования имиджа до увеличения продаж. Рассказываем, какие возможности для бизнеса способны предложить мессенджеры сегодня и где лучше начать рассылки.

WhatsApp или Viber: какой мессенджер выбрать для общения с клиентами
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Автоматизация учета

Danone: как VK Process Mining помог увеличить производительность складов на 19%

Производительность склада — один из самых важных показателей для Danone. В какой-то момент команда заметила, что иногда сборка заказов отнимает большое количество времени, и для решения этой проблемы решили провести скрининг, используя VK Process Mining. 

Danone: как VK Process Mining помог увеличить производительность складов на 19%

Автобусы обяжут проходить весовой контроль

По требованию должностных лиц, которые проводят рейды, водители городских автобусов будут обязаны пройти весовой контроль.

6-НДФЛ

6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: как правильно заполнить в 1С по шагам

В 2024 году форма и порядок заполнения расчета 6-НДФЛ в очередной раз претерпели изменения. Рассказываем, как заполнить в 1С 6-НДФЛ за первое полугодие по правилам 2024 года, на что обратить внимание.

6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: как правильно заполнить в 1С по шагам
ЭДО в кадровом учете

Анкета кандидата и оформление новых сотрудников в КЭДО

Процесс приема на работу новых сотрудников разнится от компании к компании. В этой статье мы хотим поделиться, как КЭДО EasyDocs помогает средним и крупным компаниям работать с кандидатами и экономить время рекрутерам и кадровикам при приеме на работу новых сотрудников.

Анкета кандидата и оформление новых сотрудников в КЭДО
Маркетплейсы

Модульбанк запустил единый кабинет для управления магазинами на маркетплейсах

Модульбанк создал единое виртуальное пространство для ведения бизнеса на маркетплейсах — сервис «Мой магазин». Теперь предприниматель может управлять магазинами на Wildberries и Ozon из одного окна.

ФНС успокоила: инвестиционные налоговые вычеты вырастут вместе с НДФЛ

Инвесторы смогут получить вычет по ставкам от 13% до 22%. Максимальная сумма возврата составит 88 тысяч рублей.

Бесплатно с Компенсация за неиспользованный отпуск

Компенсация при увольнении. Мини-курс

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск есть у каждого работника. Если часть отпуска на момент увольнения не использована, ее выплачивают как компенсацию. Разберем, как ее рассчитать.

Компенсация при увольнении. Мини-курс

Началась рассылка налоговых уведомлений на имущественные налоги физлиц

В первую очередь налоговые уведомления за 2023 год получат пользователи личных кабинетов.

Маркетплейсы

Где и как искать поставщиков для маркетплейсов 2024

Надежный поставщик — одна из главных составляющих успеха на маркетплейсе, причем в постоянном поиске действительно хороших партнеров находятся как начинающие селлеры, так и опытные продавцы. Рассказываем, где искать поставщиков и на что обратить внимание при выборе.

Где и как искать поставщиков для маркетплейсов 2024

10 навыков эффективного финансового директора

Финансовый директор — ключевой участник управленческой команды. Планирование финансового будущего компании, обеспечение ее стабильной работы и устойчивого развития — все эти задачи входят в зону ответственности финдира. Рассказываем, без каких навыков не обойтись финансовому лидеру бизнеса.

10 навыков эффективного финансового директора

15 онлайн-курсов для бизнес-ассистента руководителя

Бизнес-ассистент — это специалист, который помогает руководителю решать ежедневные рабочие вопросы: планирует и согласовывает графики, организует переговоры и рабочие встречи. В отличие от секретаря и личного помощника, бизнес-ассистент более глубоко погружен в суть и цели компании. Он управляет проектами и продуктами, анализирует их продвижение и решает бизнес-задачи. Обучиться этой профессии можно на специальных курсах.

15 онлайн-курсов для бизнес-ассистента руководителя

До 2037 года продлят нулевую ставку по взносам на выплаты членам экипажей

Нулевая ставка для российского флота уже действует больше 10 лет. Это позволило повысить число зарегистрированных судов в 2,5 раза.

Банк «Русский стандарт» создал собственное коллекторское агентство

Банки и микрофинансовые компании начали создавать организации, которые будут заниматься взысканием долгов. Это позволит сохранить маржинальность бизнеса в условиях жесткого регулирования ЦБ.

Интересные материалы

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.