Ведение бизнеса

Я не верю в «бомбы». Все происходит эволюционно

ВИП-гость журнала не верит в «бомбы»... видимо, потому, что контекстная реклама в Сети (у истоков которой и стояла компания «Бегун») пробралась на вершину славы и влияния в бизнесе. Сегодня это мощнейший инструмент для малого и среднего бизнеса. Чем же живет сегодня лидер интернет­рекламы, как оценивает современные тенденции в бизнесе, как стимулирует и удерживает персонал?

Алексей Романенков, гендиректор компании «Бегун»: «Я не верю в «бомбы». Все происходит эволюционно»

ВИП-гость журнала не верит в «бомбы»... видимо, потому, что контекстная реклама в Сети (у истоков которой и стояла компания Begun) буквально «крадучись» пробралась на вершину славы и влияния в бизнесе. Сегодня это мощнейший инструмент для малого и среднего бизнеса, и не только для него, «крупняк» тоже «чешет репу» — как бы догнать и перегнать этот экспресс...

Чем же живет сегодня лидер интернет-рекламы, как оценивает современные тенденции в бизнесе, как стимулирует и удерживает персонал? 

Прорывные проекты способны изменить не только бизнес, но и мир. Главное — свежие идеи, умение оказаться в нужном месте в нужное время.

— Говорят, что одно из важных качеств руководителя — визионирование, умение чувствовать будущее. Достаточно ли этого, чтобы стать лидером в бизнесе?

— Наша компания работает на рынке с 2002 года. В плане визионерства на том этапе главным было оказаться в правильное время с правильной командой. В ту пору только появлялись технологии демонстрации рекламных сообщений в Интернете. В 2002 году пришла идея показывать рекламу, привязанную к ключевым словам. На тот момент поисковики предлагали рекламу, зависимую от поисковых запросов: можно было ввести слово и получить графический рекламный баннер. «Бегун» стал первой контекстной сетью в Рунете. Кроме того, в рамках эволюционного развития мы предложили ряд нововведений. Например, аукционное ценообразование.

Светлые идеи и трудолюбие могут сотворить чудо

 Трудно ли удерживать лидерство да и нужно ли это?

— Удерживать лидерство очень трудно. Если лет 8–10 назад было достаточно места для всех интернет-компаний, то сейчас каждый борется за свою аудиторию.

— Идет битва денег или битва идей?

— Поскольку мы работаем в сфере IT, то мозги — основное. Деньги, конечно, важны. Однако вспомните, как на наших глазах произошел взлет Google — компании, созданной в гараже двумя аспирантами. Отрезок в 10 лет — и это уже огромная корпорация. Светлые идеи и трудолюбие могут сделать чудо.

Мы позиционируем себя как супермаркет интернет-рекламы

— У Вас сейчас какая доля рынка?

— Думаю, что порядка 10 %. Вообще точно посчитать сложно, поскольку мы продаем рекламу не только на нашей партнерской сети, но и на «Яндексе», Google и других площадках. Мы своего рода супермаркет интернет-рекламы, работаем в режиме «одного окна».

Везение — это удачное совпадение ряда обстоятельств

— Один испанский сайт, лидер в Европе по поиску работы, запустился в маленьком городке. Через небольшой промежуток времени этот сайт стал лидером в своем сегменте в стране. Почему, на Ваш взгляд, одни инновационные компании вырываются вперед, даже без больших денег, а другие нет?

— Невероятно сложно судить, когда не знаешь всех подробностей. Я всегда был уверен, для того чтобы сделать прорывной проект, нужна одержимость. Однако очень важна и роль случая. Взять, к примеру, Билла Гейтса. Несомненно, он гений. Но заключению контракта с IBM во многом поспособствовала мать Гейтса, которая была хорошо знакома с генеральным директором компании. По крайней мере, так писали в New York Times. Так что везение — это удачное совпадение ряда обстоятельств.

Иногда нужно допустить, чтобы сотрудники ушли и появилась свежая кровь

— Есть выгорания профессиональные. Но оказывается, можно не выгореть, если специально заниматься и не уставать… Но допустить, чтобы люди не ушли из компании, это нереально, я не знаю таких примеров…

— Иногда нужно допустить, чтобы ушли и появилась свежая кровь. На самом деле, когда наша команда сменилась, часть людей, которые уже давно отсюда уволились, вернулись под новую волну, перспективы, сменившуюся команду.

— Для Вас был шок или Вы предчувствовали, что они уйдут? Уходы всегда чувствуются?

— В нашем случае, думаю, предчувствовали. Рынок достаточно плотный, узкий, так или иначе, ходили слухи.

— Как стимулировать сотрудников в IT-бизнесе?

— Для себя мы решили, что зарплата должна быть рыночной, но цели стимулировать людей только зарплатой нет. Поэтому нет и задачи установить оклад в 1,5 раза выше. Во-первых, это может плохо закончиться для бизнеса, а во-вторых, мы стремимся к тому, чтобы люди приходили за нормальной рыночной зарплатой, но при этом и какой-то перспективой для себя. Для того чтобы сделать что-то заметное, чтобы вырасти, реализовать то, что на предыдущем месте работы в силу каких-то регламентов, правил не давали сделать. Зарплата должна быть на уровне, но переманивание людей происходит отнюдь не за счет материального стимулирования, а за счет тех перспектив, которых они могут достичь и которые могут реализовать.

Доверяй, но проверяй

— Есть несколько стилей управления компаниями. В каких-то компаниях стиль управления более демократичный, где-то существует жесткая вертикаль. Для IT-компаний какой стиль больше подходит, на Ваш взгляд?

— Есть хорошая русская пословица: доверяй, но проверяй. Если говорить о нашей компании, мы используем некоторую комбинацию. У нас достаточно демократичная обстановка: в костюмах никто не ходит, по имени-отчеству не обращается. В течение рабочего дня сотрудники могут поиграть в настольный теннис, бильярд, посидеть в кафе и пообщаться с коллегами. Все планируют свое время сами, главное — результат. Однако, несмотря на демократичность, уровень контроля в компании достаточно высок. Потому что, как показывает опыт, когда сотрудников переставали контролировать, они расслаблялись.

Русские разобщены, каждый сам за себя

— В западных компаниях вырасти до «топов» практически невозможно, если, конечно, не учился с акционерами в Гарварде и еще где-нибудь. В России, на Ваш взгляд, у людей больше шансов?

— Мой приятель говорит, что мы, русские, разобщены, каждый сам за себя. А, допустим, итальянцы или японцы — всегда друг за друга. Я за разумную комбинацию. Например, если в компании освобождается руководящая должность, я скорее предпочту назначить на нее человека, которого хорошо знаю. Конечно, только при наличии у него необходимых профессиональных качеств и знаний.

— Стив Джобс вывел на рынок iPhone. Samsungтут же среагировал и стал копировать, а топ-менеджмент Nokia, посовещавшись, решил, что копировать не будет. Сейчас у компании трудные времена. Почему?

— Недавно я прочитал книгу про Стива Джобса. Кое-что оттуда даже процитировал своим коллегам. Джобс говорил, что всегда «бесстыдно воровал хорошие идеи». Топ-менеджеры других компаний тоже не посчитали зазорным позаимствовать идеи у Apple. А в Nokia, видимо, решили, что поступать так — ниже их достоинства

— Котлер в одной беседе сказал, что компании живут 10–20 лет, а потом умирают. Редко какие живут дольше. Почему именно такой срок?

— Могу привести в пример много компаний-долгожителей. Они живут 40, 50 и даже более 100 лет. Все компании в своем развитии проходят несколько этапов. Условно их можно поделить на три группы: рост, стабилизация и старение. А уж срок пребывания компании на каждом этапе зависит от множества факторов, в том числе и человеческого. Потому что, если менеджер будет четко понимать, на каком именно этапе сейчас находится компания, и «подгонять» под этот этап соответствующую команду, стиль управления, у такой компании намного больше шансов. Что касается нас, в апреле мы будем отмечать десятилетие…

— Вы приготовили для рынка какую-нибудь «бомбу», какой-нибудь инновационный продукт?

— Я не верю в «бомбы». Все происходит эволюционно. Мы больше года экспериментируем с продуктом, который называется «БегунТВ». И я очень верю в этот проект. «БегунТВ» — это технология, позволяющая показывать рекламу наших клиентов на кабельных и спутниковых телеканалах. Реклама размещается в двух форматах: плашки и баннеры. Преимущества такой рекламы в том, что она, во-первых, ненавязчива. Во-вторых, она созвучна теме программы, в которой транслируется. Уже сейчас мы сформировали обширный пул тематических телеканалов-партнеров. Среди них «Загородная жизнь», «Мужской», «Успех», «PRO Dеньги» и другие. И этот список постоянно расширяется.

Такая реклама, как показала практика, очень эффективна. Например, некоторое время назад мы разместили рекламу клиента, который занимается ремонтом ноутбуков. Заплатив за нее 20 тысяч рублей, эта компания получила более 10 заказов от 15 тыс. руб. каждый. Таким образом, свои вложения она отбила с лихвой.

Начать дискуссию