Российский франчайзинг, несмотря на обилие информации, все еще остается статистически малоизученной отраслью. Попытки исследователей измерить его в цифрах чаще всего приводят к появлению не вполне надежных данных, поскольку в статистику попадают лжефраншизы, а также лишь «анонсированные», развитием которых в действительности франчайзеры по какой-либо причине так и не занялись.
Определенную сумятицу вносит и тот факт, что понятие «франчайзинг» у нас в стране до сих пор законодательно не определено. На рынке немало давно и успешно работающих компаний, которые не заключают со своими партнерами договоров франчайзинга (коммерческой концессии), но при этом де-факто являются истинными франчайзерами, поскольку оказывают своим франчайзи весь соответствующий комплекс «поддерживающих» услуг.
Тем не менее какие-то выводы по итогам 2011 года сделать все-таки можно. Если говорить о новых поступлениях прошлого года, то на рынке появилось около сотни франшиз.
Один из основных трендов — рост доли сферы услуг в общем количестве франшизных систем. Франшизы в торговле по-прежнему преобладают (55% от общего числа), однако их доля постепенно снижается.
Другая тенденция — увеличение количества региональных франшиз. Еще 3–4 года назад доля московских франчайзеров составляла практически 90% от общероссийского числа, региональные же франчайзеры присутствовали только в городах-миллионниках. В последние годы Москва стала сдавать позиции — и сегодня занимает лишь 72%. Регионы значительно активизировались: даже в небольших городах сейчас можно обнаружить по 4–5 местных франшиз, в том числе и такие, которые выходят в другие регионы. Например, из Иванова на российский рынок вышли такие франшизы, как розничная продажа ортопедических матрасов и товаров для сна «Орматек», сеть магазинов игрушек «Штучки, к которым тянутся ручки», пивная Beer Gamer House, сеть магазинов одежды Quattro и модный молодежный журнал «НЕCD».
Эксперты «Франкона» полагают, что регионы и дальше будут отвоевывать все б’ольшую долю рынка. Во многом возникновению собственных франшиз там способствуют местные программы поддержки предпринимателей и традиционные производства и ремесла. Например, программа возрождения традиций овцеводства в Белгородской области — франшиза «Модная овечка», агрофраншиза «Развитие пчеловодства в России» из Перми, ивановские текстильные франшизы.
Важная тенденция последнего года — развитие российских франшиз и некоторое снижение доли иностранных брендов. Объясняется это просто. Во-первых, интересную западную концепцию, которая не имеет в России сильного бренда, дешевле «клонировать» и адаптировать для нашей страны, чем покупать мастер-франшизу у иностранцев. В первую очередь это справедливо для сферы услуг. Во-вторых, растет количество российских франшиз, основанных на собственном производстве или дистрибуции. Сегодня на местах франчайзинг рассматривают не только как способ развития собственного бизнеса, но и как инструмент вывода своей продукции в другие регионы, и прежде всего на столичный рынок.
Российский франчайзинг продолжает осваивать все новые пространства и сферы деятельности, связанные с эксклюзивными услугами, оригинальными товарами и необычными идеями. В качестве примера можно привести Questoria — франшизу по организации игр. Суть ее в том, что франчайзер готовит игры и сценарии, разрабатывает стратегию продаж, инфраструктуру, рекламные материалы, а франчайзи организует ролевые тематические игры в кофейнях и клубах своего города, на корпоративных праздниках, днях рождения и т. д. Еще одна ярко проявившая себя франшиза — школа рисования песком SandPro1. В основу франшизы положен новый метод песочного рисования, который успешно используется психологами для работы с детьми и взрослыми при решении индивидуальных личностных задач, в коррекции детско-родительских отношений, семейных проблем и так далее.
Одним из наиболее привлекательных проектов, вышедших в последнее время на российский рынок, является франшиза магазинов по продаже «классных штуковин» Shariki za Roliki. Она основана на эксклюзивной продаже оригинального товара, популярного среди молодежи. Это товары для уличных игр и развлечений — йо-йо, соксы, астроджекс, кендама и еще почти две тысячи наименований.
Российский рынок по-прежнему остается довольно привлекательным для выхода международных компаний. Так, в 2011-м году в России стартовали мировые бренды: Mini Raxevsky — магазин детской одежды из Греции, 7Camicie — магазин женской и мужской одежды из Италии. В июне прошлого года в Москве открылась первая точка мирового фастфуд-гиганта Wendy`s.
В свою очередь российские бренды продолжают выходить за пределы России. Свежий пример — магазины товаров для детского творчества «Оранжевый слон», которые вышли в июле этого года на рынок Перу. Кроме того, в апреле компания «Экспедиция» открыла первый магазин подарков и товаров для путешествий в Стамбуле.
Компания «Росинтер», управляющая брендами «IL Патио» и «Планета суши», в этом году открыла 16 новых франчайзинговых ресторанов, раздвинув границы своего присутствия в России до Иркутска, а также вышла в Азербайджан. Особенно хочется отметить тот факт, что 12 из открывшихся ресторанов — это так называемые повторные открытия, то есть франшизы, приобретенные уже действующими франчайзи компании «Росинтер». Этот факт свидетельствует об успешности, надежности, эффективности, зрелости франшизы и о доверии партнеров компании-франчайзеру.
В этом году продолжила свое активное развитие Российская ассоциация франчайзинга, которая объединила вокруг себя крупных игроков российского франчайзинга — Subway, «Росинтер», X5 Retail Group, «Экспедицию», Sbarro, «Баскин Роббинс», «Стардог!s», Инвитро и многих других. Для популяризации идей франчайзинга в регионах России в 2011 году компанией «Франкон» при поддержке РАФ был проведен ряд мероприятий при поддержке местных администраций и с активным участием компаний-франчайзеров.
В помощь развитию франчайзинга с октября 2011 года вступили в силу поправки к главе 54 Гражданского кодекса РФ, которые вносят коррективы в порядок взаимодействия франчайзера и франчайзи, касающиеся пролонгации договора, ограничения конкуренции на одной территории, установления франчайзером конечной цены продукта в торговом предприятии франчайзи.
К основным франчайзинговым тенденциям этого года также можно отнести увеличение доли франшиз с инвестициями до миллиона рублей. По оценкам «Франкона», сегодня доля таких проектов — около 15% (для сравнения: в 2010 году она составляла 12%) от общего числа франшиз. Одна из причин востребованности франшиз с минимальными инвестициями — омоложение аудитории потенциальных инвесторов. Это происходит благодаря вовлечению студентов и выпускников вузов в процесс формирования сегмента малого бизнеса в России с помощью региональных и федеральных программ, семинаров и тренингов. Во многих вузах России франчайзинг вынесен в формат отдельного образовательного курса. Естественно, современные выпускники охотнее становятся действующими франчайзи, чем представители старшего поколения. Кроме того, существуют программы государственного субсидирования стартапов, которые также стимулируют интерес начинающих бизнесменов к недорогим и прозрачным франшизам.
Можно ожидать, что в наступившем году тенденция умножения бюджетных франшиз сохранится, продолжится рост числа франчайзинговых предложений в сфере услуг, вполне вероятен выход на рынок новых форматов и концепций в сфере общественного питания, в первую очередь заведений фастфуда, пивных ресторанов, булочных-пекарен.
Начать дискуссию