Малый и средний бизнес

Вглубь и вширь

Российский франчайзинг, несмотря на обилие информации, все еще остается статистически малоизученной отраслью. Попытки исследователей измерить его в цифрах чаще всего приводят к появлению не вполне надежных данных, поскольку в статистику попадают лжефраншизы, а также лишь «анонсированные», развитием которых в действительности франчайзеры по какой-либо причине так и не занялись.

Российский франчайзинг, несмотря на обилие информации, все еще остается статистически малоизученной отраслью. Попытки исследователей измерить его в цифрах чаще всего приводят к появлению не вполне надежных данных, поскольку в статистику попадают лжефраншизы, а также лишь «анонсированные», развитием которых в действительности франчайзеры по какой-либо причине так и не занялись.

Определенную сумятицу вносит и тот факт, что понятие «франчайзинг» у нас в стране до сих пор законодательно не определено. На рынке немало давно и успешно работающих компаний, которые не заключают со своими партнерами договоров франчайзинга (коммерческой концессии), но при этом де-факто являются истинными франчайзерами, поскольку оказывают своим франчайзи весь соответствующий комплекс «поддерживающих» услуг.

Тем не менее какие-то выводы по итогам 2011 года сделать все-таки можно. Если говорить о новых поступлениях прошлого года, то на рынке появилось около сотни франшиз.

Один из основных трендов — рост доли сферы услуг в общем количестве франшизных систем. Франшизы в торговле по-прежнему преобладают (55% от общего числа), однако их доля постепенно снижается.

Другая тенденция — увеличение количества региональных франшиз. Еще 3–4 года назад доля московских франчайзеров составляла практически 90% от общероссийского числа, региональные же франчайзеры присутствовали только в городах-миллионниках. В последние годы Москва стала сдавать позиции — и сегодня занимает лишь 72%. Регионы значительно активизировались: даже в небольших городах сейчас можно обнаружить по 4–5 местных франшиз, в том числе и такие, которые выходят в другие регионы. Например, из Иванова на российский рынок вышли такие франшизы, как розничная продажа ортопедических матрасов и товаров для сна «Орматек», сеть магазинов игрушек «Штучки, к которым тянутся ручки», пивная Beer Gamer House, сеть магазинов одежды Quattro и модный молодежный журнал «НЕCD».

Эксперты «Франкона» полагают, что регионы и дальше будут отвоевывать все б’ольшую долю рынка. Во многом возникновению собственных франшиз там способствуют местные программы поддержки предпринимателей и традиционные производства и ремесла. Например, программа возрождения традиций овцеводства в Белгородской области — франшиза «Модная овечка», агрофраншиза «Развитие пчеловодства в России» из Перми, ивановские текстильные франшизы.

Важная тенденция последнего года — развитие российских франшиз и некоторое снижение доли иностранных брендов. Объясняется это просто. Во-первых, интересную западную концепцию, которая не имеет в России сильного бренда, дешевле «клонировать» и адаптировать для нашей страны, чем покупать мастер-франшизу у иностранцев. В первую очередь это справедливо для сферы услуг. Во-вторых, растет количество российских франшиз, основанных на собственном производстве или дистрибуции. Сегодня на местах франчайзинг рассматривают не только как способ развития собственного бизнеса, но и как инструмент вывода своей продукции в другие регионы, и прежде всего на столичный рынок.

Российский франчайзинг продолжает осваивать все новые пространства и сферы деятельности, связанные с эксклюзивными услугами, оригинальными товарами и необычными идеями. В качестве примера можно привести Questoria — франшизу по организации игр. Суть ее в том, что франчайзер готовит игры и сценарии, разрабатывает стратегию продаж, инфраструктуру, рекламные материалы, а франчайзи организует ролевые тематические игры в кофейнях и клубах своего города, на корпоративных праздниках, днях рождения и т. д. Еще одна ярко проявившая себя франшиза — школа рисования песком SandPro1. В основу франшизы положен новый метод песочного рисования, который успешно используется психологами для работы с детьми и взрослыми при решении индивидуальных личностных задач, в коррекции детско-родительских отношений, семейных проблем и так далее.

Одним из наиболее привлекательных проектов, вышедших в последнее время на российский рынок, является франшиза магазинов по продаже «классных штуковин» Shariki za Roliki. Она основана на эксклюзивной продаже оригинального товара, популярного среди молодежи. Это товары для уличных игр и развлечений — йо-йо, соксы, астроджекс, кендама и еще почти две тысячи наименований.

Российский рынок по-прежнему остается довольно привлекательным для выхода международных компаний. Так, в 2011-м году в России стартовали мировые бренды: Mini Raxevsky — магазин детской одежды из Греции, 7Camicie — магазин женской и мужской одежды из Италии. В июне прошлого года в Москве открылась первая точка мирового фастфуд-гиганта Wendy`s.

В свою очередь российские бренды продолжают выходить за пределы России. Свежий пример — магазины товаров для детского творчества «Оранжевый слон», которые вышли в июле этого года на рынок Перу. Кроме того, в апреле компания «Экспедиция» открыла первый магазин подарков и товаров для путешествий в Стамбуле.

Компания «Росинтер», управляющая брендами «IL Патио» и «Планета суши», в этом году открыла 16 новых франчайзинговых ресторанов, раздвинув границы своего присутствия в России до Иркутска, а также вышла в Азербайджан. Особенно хочется отметить тот факт, что 12 из открывшихся ресторанов — это так называемые повторные открытия, то есть франшизы, приобретенные уже действующими франчайзи компании «Росинтер». Этот факт свидетельствует об успешности, надежности, эффективности, зрелости франшизы и о доверии партнеров компании-франчайзеру.

В этом году продолжила свое активное развитие Российская ассоциация франчайзинга, которая объединила вокруг себя крупных игроков российского франчайзинга — Subway, «Росинтер», X5 Retail Group, «Экспедицию», Sbarro, «Баскин Роббинс», «Стардог!s», Инвитро и многих других. Для популяризации идей франчайзинга в регионах России в 2011 году компанией «Франкон» при поддержке РАФ был проведен ряд мероприятий при поддержке местных администраций и с активным участием компаний-франчайзеров.

В помощь развитию франчайзинга с октября 2011 года вступили в силу поправки к главе 54 Гражданского кодекса РФ, которые вносят коррективы в порядок взаимодействия франчайзера и франчайзи, касающиеся пролонгации договора, ограничения конкуренции на одной территории, установления франчайзером конечной цены продукта в торговом предприятии франчайзи.

К основным франчайзинговым тенденциям этого года также можно отнести увеличение доли франшиз с инвестициями до миллиона рублей. По оценкам «Франкона», сегодня доля таких проектов — около 15% (для сравнения: в 2010 году она составляла 12%) от общего числа франшиз. Одна из причин востребованности франшиз с минимальными инвестициями — омоложение аудитории потенциальных инвесторов. Это происходит благодаря вовлечению студентов и выпускников вузов в процесс формирования сегмента малого бизнеса в России с помощью региональных и федеральных программ, семинаров и тренингов. Во многих вузах России франчайзинг вынесен в формат отдельного образовательного курса. Естественно, современные выпускники охотнее становятся действующими франчайзи, чем представители старшего поколения. Кроме того, существуют программы государственного субсидирования стартапов, которые также стимулируют интерес начинающих бизнесменов к недорогим и прозрачным франшизам.

Можно ожидать, что в наступившем году тенденция умножения бюджетных франшиз сохранится, продолжится рост числа франчайзинговых предложений в сфере услуг, вполне вероятен выход на рынок новых форматов и концепций в сфере общественного питания, в первую очередь заведений фастфуда, пивных ресторанов, булочных-пекарен.

Начать дискуссию

Как повысить доверие и интерес аудитории к вашему бизнесу? Читайте на «Клерке» блог компании SmartWidgets!

Специалисты создают решения для сайтов, которые в один клик могут повысить вовлеченность аудитории, нарастить конверсию и продажи.

Как повысить доверие и интерес аудитории к вашему бизнесу? Читайте на «Клерке» блог компании SmartWidgets!

Как списать бракованный товар в налоговом учете

Когда реализация и возврат бракованного товара происходят в разных налоговых периодах, то непонятно, как это отразить в отчетности. При этом не всегда нужно восстанавливать НДС за бракованный товар. Рассказываем, как правильно списать бракованный товар в налоговом учете.

Как списать бракованный товар в налоговом учете

Недобросовестные участники ООО исключаются из компании: практика ЮК «Генезис»

В компании возникла кризисная ситуация, при которой ООО могло быть признано банкротом и, как следствие, прекратить деятельность. Однако на общих собраниях невозможно было принять решения по важным финансовым вопросам в связи с отсутствием кворума.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

🛀 За СПА, фитнес и Wi-Fi в отеле с 1 сентября будет ставка НДС 0%

Проживание в гостинце облагается НДС 0%. Под эту ставку попадают услуги, которые включаются в стоимость номера и перечислены в правилах предоставления гостиничных услуг.

Произошел глобальный сбой в работе Windows. Он затронул работу аэропортов, банков, СМИ и операторов связи по всему миру

Технический сбой привел к неполадкам в работе авиакомпаний, СМИ и банков по всему миру.

2
АУСН

✅ При АУСН разрешат торговать на маркетплейсах. Оценка председателя Ассоциации участников рынка электронной коммерции

Сейчас бизнес с агентскими договорами не может применять АУСН. Эту норму изменят.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Куда уйти уставшему бухгалтеру из профессии

Кому-то кажется, что карьера бухгалтера — это престижно, выгодно и перспективно, и он мечтает о вхождении в мир сводок, цифр, отчетов, планов и смет. В то время как другие, проводя годы за ведением бухгалтерского учета, ощущают, будто каждый день — это повторение одного и того же. Хорошая новость: из рутины есть выход, и не один.

Куда уйти уставшему бухгалтеру из профессии

Счета-экраны: как устроены бухгалтерские счета 30-39

Сегодня в бухгалтерском ликбезе рассказываю, зачем нужены счета 30-39 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и как ими пользоваться. У этих счетов нет даже названий, но по задумке Минфина они предназначались для конкретной цели.

Счета-экраны: как устроены бухгалтерские счета 30-39

🧠Мозгонапрягатель. Счетоводный

А не посчитать ли нам, уважаемые бухгалтеры?

🧠Мозгонапрягатель. Счетоводный
4

Экспортеры подтверждают нулевую ставку НДС только электронными реестрами

Чтобы подтвердить НДС 0% по экспорту товаров за пределы ЕАЭС, до 2024 года требовалось представление таможенной декларации, контракта, транспортных (товаросопроводительных) документов.

На год продлена отсрочка по налогам и взносам для бизнеса в Белгородской области

Для представителей бизнеса, работающих в Белгородской области, в рамках отсрочки продлен срок уплаты большей части налогов, авансовых платежей по ним и страховых взносов.

Электронные подписи

Самый универсальный вид электронной подписи или почему вам нужна УНЭП

В эпоху цифровизации, когда каждая секунда на счету, предприниматели стараются максимально упростить и ускорить свои бизнес-процессы. И электронная подпись (ЭП) в данном случае — один из главных помощников. Она экономит бюджет на закупку бумаги, курьерские услуги и хранение документов и, что самое главное — ваше время.

Самый универсальный вид электронной подписи или почему вам нужна УНЭП

На 9,5% увеличилось за год число переходов МСП Кавказа в более высокие категории бизнеса

В Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) в 2024 году улучшилась динамика переходов малого и среднего бизнеса (МСП) в более высокие категории.

Ипотека

Ставку по Арктической ипотеке поднимут до 8%

В Минфине считают, что низкая льготная ставка приведет к ценовому пузырю на рынке недвижимости. Власти будут постепенно менять условия льготных программ.

Если сотрудник работал в выходной 4 часа, оплату он получит только за это время, а не полный день: пример

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Но значение имеет фактически отработанное время, а не только сам факт выхода на работу.

Распоряжение «инспектора трудовой комиссии» о проведении проверки — это фейк мошенников

Роструд обратил внимание на случаи направления «инспекторами трудовой комиссии» в июне-июле 2024 года в адрес контролируемых лиц нелегитимных распоряжений о проведении проверки с целью выявления нарушений ТК и правил охраны труда в связи с якобы поступлением в Роструд заявления о нарушении ст. 5.27.1 КоАП.

🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь Дня рождения школы «Клерка»! Сегодня последний день акции

22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. Сегодня, 19 июля, последний день, когда вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.

За применение искусственного интеллекта мошенников будут наказывать жестче

Если группа мошенников применяет возможности искусственного интеллекта для обмана населения, наказание за преступление должно быть серьезнее.

Бухгалтеры

Готовимся к изменениям с умом: новые разборы законов и онлайн-курсы в подписке Клерк.Премиум за неделю

Законопроект по налоговой реформе был принят в третьем чтении, и поэтому мы стали готовить все больше материалов, чтобы вы были в курсе всех изменений. Рассказываем, какой актуальный контент появился в подписке Клерк.Премиум за эту неделю.

Готовимся к изменениям с умом: новые разборы законов и онлайн-курсы в подписке Клерк.Премиум за неделю

Интересные материалы

Банки

Суд арестовал часть акций UniCredit

Юникредит Банк должен Уральскому заводу больше 3 млн евро. Суд принял решение арестовать 23 тыс. акций UniCredit в качестве обеспечительной меры.