Чем ближе президентские выборы, тем чаще звучат сомнения в том, насколько «актуальной» останется тема модернизации и инноватики.
До недавних пор подобная озабоченность в связи с вероятной сменой правильных лозунгов меня просто злила. Теперь же вся эта мелкая суета попросту бесит. Хотя… обнаруживается и позитив. В нашем распоряжении оказался превосходный тест, позволяющий оценить, имеет человек отношение к инновациям, или его лучше и на пушечный выстрел не подпускать к обсуждению теории и практики технологического предпринимательства, вывода ноу-хау на рынок и вообще превращения знаний в деньги.
Те, кто сегодня живо интересуется политической конъюнктурой инноваций и модернизации, не имеют ни малейшего отношения к явлениям, описываемым этими терминами. А возможно даже — наносят прямой вред.
Обратите внимание, как быстро к инновациям и модернизации присосались массы прилипал и паразитов. А главное — в каких количествах! Эксперты-самозванцы и невесть откуда взявшиеся «аналитики». Изображающие движение мысли, однако вертящиеся на одном месте журналисты и обозреватели, которых полезнее было бы использовать в качестве флюгеров. Увенчанные дипломами загадочных академий вороватые ректоры вузов — особенно тех, где всё застыло на уровне 1990-х. Прожектеры и искатели тепленьких мест, предлагающие очередные вечные двигатели и прочие рецепты достижения всеобщего блага. Бесконечные просители бюджетных денег, обивающие пороги институтов развития. Ну и, конечно же, политики с экономистами. На фоне всей этой армии пиявок трудно разглядеть редких золотых рыбок — настоящих инноваторов, технологических предпринимателей и венчурных инвесторов, рискующих своими собственными деньгами и собственной же репутацией.
Страна собралась начать зарабатывать на инновациях. Но пока на инновациях зарабатывать пытаются те, чей бизнес — подобострастное и неискреннее повторение идей, сформулированных первыми лицами государства. Вне зависимости от того, что это за идеи. Так что если завтра президент предложит сделать ставку на сельское хозяйство — вчерашние поборники высоких технологий мгновенно переоденутся в кирзовые сапоги от ведущих брендов, пошьют себе в ателье стильные ватники и начнут разглагольствовать о картошке, зерне, крупном рогатом скоте и прочих «политически правильных» материях.
Так что от грядущих выборов уже есть некоторая польза. Стало ясно, кто занимается инновациями на самом деле, а кто притворялся.
Если услышите от кого–нибудь вопрос в духе «Актуальна ли модернизационная программа Медведева?», знайте: спрашивающий либо не понимает, о чем говорит, либо — представляет многочисленную группу иждивенцев, монетизирующих политическую конъюнктуру. Ибо человек разумный понимает: и модернизация, и инновации — просто синонимы конкурентоспособности в современном мире.
Какова в этой дискуссии позиция бизнеса? На мой взгляд, тут как раз все просто.
Многие научились упаковывать в яркую модернизационную обертку допотопные продукты, услуги и технологические решения, выдавая их за инновации. Но это не бизнес, а элементарный обман. И если правила доступа к бюджетной кормушке станут хотя бы немного более прозрачными, такие «бизнесы» окажутся абсолютно нежизнеспособными.
Кое-кто пытается убедить розничных и корпоративных потребителей в том, что адресованное им товарное предложение не просто уникально, но и «инновационно». Это… простительно. Маркетинг — штука довольно злая. Если ваш соперник вопит на каждом углу, что его продукция основана на передовых научных исследованиях и разработках, то и вам, скорее всего, придется добавить в систему коммуникационных тезисов нечто подобное. Однако рынок, как правило, безошибочно делает свой выбор. И далеко не всегда яркая обертка решает дело.
Ну, а наиболее жизнеспособными оказываются те, кто не кричит и не вопит, а сопоставляет свои продукты с лучшими зарубежными образцами. А еще вернее — с многообещающими технологическими трендами. Таким предприятиям не страшны ни кризисы, ни ВТО, ни конкуренция с мировыми брендами. Им всегда будет что предложить своим потребителям. Вне зависимости от того, какие призывы к народу адресуют партия и правительство.
Начать дискуссию