Менеджмент

Персонал, выброшенный за борт ... Повышает привлекательность компании

Компании заинтересованы в том, чтобы свести к минимуму хлопоты по cодержанию персонала. Сервисные фирмы этому только рады и предлагают всевозможные виды помощи. Один из достаточно новых для нашего рынка способов минимизации работы с персоналом - аутстаффинг.

Компании заинтересованы в том, чтобы свести к минимуму хлопоты по cодержанию персонала. Сервисные фирмы этому только рады и предлагают всевозможные виды помощи. Один из достаточно новых для нашего рынка способов минимизации работы с персоналом - аутстаффинг.

Александр Цакунов

Аутстаффинг - практика выведения персонала за штат компании. Компания-провайдер становится формальным работодателем для сотрудников компании-клиента и берет на себя полную ответственность за них. Провайдер оформляет сотрудников в свой штат и отвечает за выплату зарплаты, налогов, ведение работы с персоналом.

"Это скорее технология управления персоналом, чем просто выведение персонала за штат", - говорит Вениамин Бакалинский, директор по развитию компании Ventra, которая предоставляет услуги по аутстаффингу. Аналогичные услуги оказывают также компании "Анкор", Manpower.

Аутстаффинг отчасти похож на лизинг персонала, но это не совсем одно и то же. "При лизинге сотрудники все время находятся в штате компании-провайдера. Если они нужны компании-клиенту, то они работают, но и если больше не нужны, все равно остаются в штате компании-провайдера", - говорит Бакалинский. В этом случае она командирует их другим заказчикам. В случае с аутстаффингом этого нет. "Пока сотрудники нужны, они находятся у провайдера, как только они перестают быть нужны, они увольняются", - поясняет эксперт.

По мнению Бакалинского, основная разница между двумя методами в том, что лизинг используется компаниями, когда нужны дополнительные "руки" на временную работу, а аутстаффинг применяется, если компания хочет снизить издержки.

Реально экономия достигается при выведении за штат большого количества сотрудников. К примеру, если в компании работает 300 человек, из которых восемь - бухгалтеры, а шесть - отдел работы с персоналом, то выгода может достигать примерно $3000. Компания выводит за штат максимально возможное количество сотрудников, т. е. 286 (за исключением бухгалтеров и сотрудников отдела персонала). Плата за услугу провайдеру аутстаффинга - по $50 за каждого выведенного в месяц, при условии выведения за штат не менее 50 сотрудников. Выводить за штат меньшее количество людей невыгодно, за каждого из них придется платить от $70 до $100 ежемесячно.

Экономия достигается за счет того, что после выведения сотрудников за штат компания может сократить количество бухгалтеров, занимавшихся расчетом заработной платы и соответствующих налогов, а в отделе персонала оставить одного человека - например, специализирующегося на обучении персонала. Экономию дает заработная плата сокращенного персонала.

По мнению Анны Черных, руководителя отдела лизинга персонала компании "Анкор", часто компании используют аутстаффинг не для снижения издержек, а для формального повышения привлекательности компании. "Фактически основная задача - снизить количество официально работающих сотрудников в компании, - поясняет она, - тогда по-другому будут выглядеть все показатели, рассчитываемые на одного сотрудника, такие как прибыль или продажи". Поэтому, по ее мнению, в этих услугах очень заинтересованы западные компании, работающие в России, а также российские, выходящие на фондовые рынки. С ней согласен Игорь Дубинников, HR-директор компании "Тринити Автомотив Груп": "Аутстаффинг имеет смысл применять в компаниях, которые сравнивают себя с западными по разным показателям, вроде продаж на одного сотрудника, или являются частью крупных западных холдингов. Это один из способов повысить привлекательность компании для инвесторов".

Если российская компания не планирует экспансию на Запад, то ей выводить персонал за штат невыгодно, считает Анна Черных. "Поскольку наша услуга небесплатна, держать персонал в штате дешевле, чем аутстаффить его", - говорит она. По ее мнению, экономии на издержках можно достигнуть, только если за штат выводится большое количество сотрудников.

Кроме этого аутстаффинг содержит в себе и серьезные недостатки. Например, он может спровоцировать серьезное снижение мотивации людей. "Представьте себе, что вы долго работали в компании и тут вдруг вам предлагают "формально" перейти в штат другой компании, но утверждают, что ничего не изменится, - поясняет Бакалинский. - Любой человек заподозрит подвох". Поэтому очень важно, по его мнению, провести предварительную работу с персоналом и объяснить ему суть аутстаффинга.

С ним согласен Игорь Дубинников из "Тринити Автомотив Груп": "Легко объяснить, когда переводится в штат другой компании 1 - 2 человека, однако если их 20 - 30, то сделать это уже гораздо сложней".

Острые углы здесь можно обойти, если изначально нанимать людей через аутстаффинг. Компания Mirantis использует аутстаффинг с октября 2002 года. Официально в ней работает 30 человек, остальные 70 наняты через аутстаффинг. Новый персонал нанимается так же. Для того чтобы диверсифицировать риски, компания использует двух поставщиков аутстаффинга. "Это довольно распространенная схема - мало кто пользуется одной компанией-провайдером", - говорит Марина Симонова, HR-директор компании Mirantis.

По ее словам, аутстаффинг служит проверкой персонала на преданность компании. "Что является самым важным для руководителя отдела кадров? - говорит Симонова. - Чтобы человек очень хотел работать в компании, был лоялен к ней. Если человек очень хочет работать в компании, то ему будет безразлично, что написано в его трудовой книжке".

Впрочем, не все руководители отделов персонала так позитивно относятся к аутсаффингу. Дубинников из "Тринити Автомотив Груп" говорит, что стал бы использовать "модифицированный" аутстаффинг в случае, когда сотрудники переводятся в штат профильных компаний. "Есть компании, которые специализируются на уборке, например, - говорит он, - в такие компании я готов отдать своих уборщиц при условии, что они будут работать у нас".

Российское законодательство никак не регулирует аутстаффинг. Обычно компании-провайдеры направляют сотрудников клиенту в служебную командировку. В ст. 166 Трудового кодекса РФ сформулировано: "Служебная командировка есть поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы". Однако здесь работодателя подстерегает несколько серьезных рисков. В первую очередь это касается "определенного срока". По словам Дениса Рогачева, ведущего юриста Norman DL Associates, каждый трактует этот срок по-своему. "Однако есть старое, но еще не отмененное советское постановление, что этот срок не может превышать 40 дней, - говорит он. - Если работник будет каждые 40 дней отправляться в новую командировку, это будет законно, однако в суде это посчитают как чрезмерное использование права".

Вторая проблема касается "места работы". "Нельзя точно определить, что такое "место работы", - говорит Рогачев, - место, например, может определяться Москвой, а значит, отправлять сотрудника в командировку в Москву нельзя".

Начать дискуссию

НДФЛ

НДФЛ с продажи квартиры не будет при сроке владения 5 лет, 3 года или независимо от срока

В общем случае при продаже квартиры не придется платить НДФЛ и сдавать декларацию, если срок владения более 5 лет. Но есть ряд случае, когда налога не будет и при меньшем сроке.

Управленка или финмоделирование? Чему научиться, чтобы зарабатывать больше

Умение вести управленческий учет и помогать собственнику принимать ключевые решения гарантирует бухгалтеру повышение в должности и увеличение зарплаты. Но можно пойти еще дальше — освоить финансовое моделирование и претендовать на должность финдира.

Первичные документы

Виды первичных документов в бухгалтерском учете: как оформлять и работать с ними 

Первичные документы — это отправная точка бухгалтерского и налогового учета и прозрачности бизнеса. Правильное оформление и хранение документов позволит избежать проблем с налоговыми органами и обеспечить надежную финансовую основу бизнеса.

Виды первичных документов в бухгалтерском учете: как оформлять и работать с ними 

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Налоговая реформа по НДФЛ принята! Что изменится в работе бухгалтера в 2025 году

С 2025 года будет новая шкала для ставок НДФЛ – от 13 до 22%, в том числе для релокантов, изменятся стандартные вычеты на детей и сотрудников, сдавших нормы ГТО.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бизнес в новых регионах начал получать статус социальных предприятий

Девять представителей МСП из Запорожской области впервые признали социальными предприятиями.

🎉 Снизили цену на подписку Клерк.Плюс до 99 рублей!

В течение недели подписка на сервис Клерк.Плюс будет стоить всего 99 рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Маркетинг

WhatsApp или Viber: какой мессенджер выбрать для общения с клиентами

Мессенджеры — один из самых эффективных и удобных каналов коммуникации с аудиторией. Их функции позволяют решать большинство бизнес-задач — от формирования имиджа до увеличения продаж. Рассказываем, какие возможности для бизнеса способны предложить мессенджеры сегодня и где лучше начать рассылки.

WhatsApp или Viber: какой мессенджер выбрать для общения с клиентами
Автоматизация учета

Danone: как VK Process Mining помог увеличить производительность складов на 19%

Производительность склада — один из самых важных показателей для Danone. В какой-то момент команда заметила, что иногда сборка заказов отнимает большое количество времени, и для решения этой проблемы решили провести скрининг, используя VK Process Mining. 

Danone: как VK Process Mining помог увеличить производительность складов на 19%

Автобусы обяжут проходить весовой контроль

По требованию должностных лиц, которые проводят рейды, водители городских автобусов будут обязаны пройти весовой контроль.

6-НДФЛ

6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: как правильно заполнить в 1С по шагам

В 2024 году форма и порядок заполнения расчета 6-НДФЛ в очередной раз претерпели изменения. Рассказываем, как заполнить в 1С 6-НДФЛ за первое полугодие по правилам 2024 года, на что обратить внимание.

6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: как правильно заполнить в 1С по шагам
ЭДО в кадровом учете

Анкета кандидата и оформление новых сотрудников в КЭДО

Процесс приема на работу новых сотрудников разнится от компании к компании. В этой статье мы хотим поделиться, как КЭДО EasyDocs помогает средним и крупным компаниям работать с кандидатами и экономить время рекрутерам и кадровикам при приеме на работу новых сотрудников.

Анкета кандидата и оформление новых сотрудников в КЭДО
Маркетплейсы

Модульбанк запустил единый кабинет для управления магазинами на маркетплейсах

Модульбанк создал единое виртуальное пространство для ведения бизнеса на маркетплейсах — сервис «Мой магазин». Теперь предприниматель может управлять магазинами на Wildberries и Ozon из одного окна.

ФНС успокоила: инвестиционные налоговые вычеты вырастут вместе с НДФЛ

Инвесторы смогут получить вычет по ставкам от 13% до 22%. Максимальная сумма возврата составит 88 тысяч рублей.

Бесплатно с Компенсация за неиспользованный отпуск

Компенсация при увольнении. Мини-курс

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск есть у каждого работника. Если часть отпуска на момент увольнения не использована, ее выплачивают как компенсацию. Разберем, как ее рассчитать.

Компенсация при увольнении. Мини-курс

Началась рассылка налоговых уведомлений на имущественные налоги физлиц

В первую очередь налоговые уведомления за 2023 год получат пользователи личных кабинетов.

Маркетплейсы

Где и как искать поставщиков для маркетплейсов 2024

Надежный поставщик — одна из главных составляющих успеха на маркетплейсе, причем в постоянном поиске действительно хороших партнеров находятся как начинающие селлеры, так и опытные продавцы. Рассказываем, где искать поставщиков и на что обратить внимание при выборе.

Где и как искать поставщиков для маркетплейсов 2024

10 навыков эффективного финансового директора

Финансовый директор — ключевой участник управленческой команды. Планирование финансового будущего компании, обеспечение ее стабильной работы и устойчивого развития — все эти задачи входят в зону ответственности финдира. Рассказываем, без каких навыков не обойтись финансовому лидеру бизнеса.

10 навыков эффективного финансового директора

15 онлайн-курсов для бизнес-ассистента руководителя

Бизнес-ассистент — это специалист, который помогает руководителю решать ежедневные рабочие вопросы: планирует и согласовывает графики, организует переговоры и рабочие встречи. В отличие от секретаря и личного помощника, бизнес-ассистент более глубоко погружен в суть и цели компании. Он управляет проектами и продуктами, анализирует их продвижение и решает бизнес-задачи. Обучиться этой профессии можно на специальных курсах.

15 онлайн-курсов для бизнес-ассистента руководителя

До 2037 года продлят нулевую ставку по взносам на выплаты членам экипажей

Нулевая ставка для российского флота уже действует больше 10 лет. Это позволило повысить число зарегистрированных судов в 2,5 раза.

Интересные материалы

Банк «Русский стандарт» создал собственное коллекторское агентство

Банки и микрофинансовые компании начали создавать организации, которые будут заниматься взысканием долгов. Это позволит сохранить маржинальность бизнеса в условиях жесткого регулирования ЦБ.