Власть обещает, что в налоговой системе никаких перемен не предвидится. Но они-то как раз нужны бизнесу.
Заявления высших чиновников о реформировании налоговой системы традиционно привлекают всеобщее внимание. Причем тем более пристальное, чем они туманнее. Власть, как водится, не общается с деловым сообществом, а лишь подает ему «знаки». Очередной был подан в конце января в выступлении первого вице-премьера Игоря Шувалова на Всемирном экономическом форуме в Давосе: в краткосрочной перспективе будут внесены изменения в российскую налоговую систему, зато в последующие 5–6 лет ничего существенно меняться уже не будет.
Слова вице-премьера лучше воспринять критически. Дело в том, что сейчас наша налоговая система и без того достаточно стабильна. Конечно, в последние полгода были приняты новые законы, которые существенно меняют порядок администрирования налогов, в частности пресловутое законодательство о трансфертном ценообразовании. Однако изменения такого рода вносятся не каждый год, чтобы не сказать очень редко.
Те же изменения, которые регулярно приходится вносить, — это естественная «подстройка» под точечно возникающие потребности. В этом смысле мы находимся в мировом мейнстриме: постоянные реформы, конечно, неприемлемы, а такая доработка — нормальная необходимость. Так делают везде, иначе невозможно этой сферой управлять.
Стало быть, ценным в заявлении Игоря Шувалова является и другой посыл: в ближайшее время иных изменений не будет. А они как раз очень нужны.
Ведь пороки нашей налоговой системы порождены не нестабильностью, как можно было понять со слов вице-премьера. Ей присущи совсем другие недостатки, которые влекут проблемы и для граждан, и для бизнеса.
На данный момент, например, это бюрократизация государственной власти — и налоговой системы в том числе. У нас нет нормального делового сотрудничества между налоговыми органами и бизнесом (делового — в хорошем смысле слова). У госорганов нет понимания, что экономика — это общее дело, общий интерес, что успешный бизнес нужен и гражданам, и государству, а не только самому бизнесмену. А потому нет и дружественного отношения налоговых органов к бизнесу, внимания к его проблемам. В таком климате трудно работать всем, это усложняет налоговое администрирование и для самих сборщиков податей.
Вторая системная проблема, которая не решается (и очевидно, что у власти нет четкой концепции, что с ней делать), — это проблема пенсионной системы. Она действительно находится в упадочном состоянии: денег не хватает хронически и «по нарастающей». Это своеобразная брешь в налоговой системе, которую не знают, как «заделать». И потому — это самое простое! — «заделывают» повышением социальных взносов, что дестимулирует бизнес, отбивает охоту заниматься предпринимательством в законных рамках.
Появление идей упрощения налоговой системы, преобразования ее в более комфортную относится к началу 2000-х годов. Сейчас же, следует признать, заметен тренд обратный — побольше собрать: повысить транспортный налог, ввести прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц, налог на недвижимость, повысить социальные взносы... Власти используют любую возможность пополнить казну. Но в долгосрочной перспективе это как раз тормоз для развития. Когда в 2000-м ставка на доходы физических лиц была уменьшена почти в два раза, собираемость налогов выросла без малого на 30%! Именно та реформа заставила многих предпринимателей поверить власти и выйти из тени. Сейчас же создаются все предпосылки для обратного.
Про третью базовую проблему не приходится долго говорить: это проблема коррупции. Здесь трудно сказать что-то оригинальное. Прозрачные отношения «налоговый орган — налогоплательщик», возможно, не будут проще, чем сейчас, но станут понятнее. Это хорошо для инвестиций.
Таким образом, любые локальные вопросы упрощения, улучшения, стабилизации — непринципиальны. На уровне подходов, принципов налогового администрирования накопились гораздо более важные проблемы. И нужно решать как раз их, а не увлекаться популистскими заявлениями, приятными на слух и призванными вызвать симпатию.
Начать дискуссию