Малый и средний бизнес

Мерлезонский балет

Развитие и поддержка малого бизнеса — любимая тема российских властителей на протяжении последних двадцати с лишним лет. Между тем в исполнении министерств и ведомств поддержка превратилась в нескончаемое придворно-бюрократическое действо, напоминающее Мерлезонский балет, — временами не без красивых внешних эффектов и па, но бессвязное и нелогичное по содержанию.

 «Весь Париж только и говорил что о бале, который городские старшины давали в честь короля и королевы и на котором их величества должны были танцевать знаменитый Мерлезонский балет, любимый балет короля»   

Александр Дюма, «Три мушкетера»

Развитие и поддержка малого бизнеса — любимая тема российских властителей на протяжении последних двадцати с лишним лет. Между тем в исполнении министерств и ведомств поддержка превратилась в нескончаемое придворно-бюрократическое действо, напоминающее Мерлезонский балет, — временами не без красивых внешних эффектов и па, но бессвязное и нелогичное по содержанию. Как мы помним из истории и описаний в романе Александра Дюма, Мерлезонский балет (от фр. Le ballet de la Merlaison — «Балет об охоте на дроздов») был любимым развлечением французского короля Людовика XIII, состоял из бесконечных актов, переодеваний, обширной придворной массовки и временами прерывался комическими сценками и куплетами. Все это мы можем наблюдать и в современной России — в сфере поддержки малого бизнеса. При этом бюджеты поддержки год от года растут: в 2012-м, если не будет секвестра, только на федеральном уровне запланировано потратить свыше 20 млрд рублей, а потом каждый год увеличивать объем «поддержки» на дополнительный миллиард; региональные бюджеты — к гадалке не ходи! — будут увеличиваться как минимум пропорционально. Большинство целевых индикаторов и показателей, по которым производится оценка эффективности программ, взято как будто из ниоткуда и никак не обосновано. А это значит, что они ни к чему особо не обязывают и отчитываться по ним чиновникам будет легко. Так отчего ж не станцевать?

Солисты и исполнители

Давайте припомним краткое содержание всех предыдущих актов и поименуем их участников, дабы от нас не ускользнула общая канва развития нашего «балетного» сюжета.

В самом первом действии (в 1991 году) за поддержку взялся Комитет по малому предпринимательству, который просуществовал лишь несколько месяцев и был решительно упразднен. Эстафета перешла к Государственному антимонопольному комитету. Параллельно был создан специализированный финансовый институт — Федеральный фонд развития конкуренции и поддержки предпринимательства, призванный обеспечивать бюджетными рублями мероприятия по поддержке.

С 1995 года, после принятия закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (88-ФЗ), тренд на федеральном уровне стал очень модным. Привилегию танцевать па-де-де на пару с Фондом забрали у антимонопольщиков и передали вновь созданному отдельному органу — Госкомитету по поддержке и развитию предпринимательства. Однако вскоре и этот «танцор» сошел со сцены (был упразднен), и главную партию стало исполнять уже Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Калейдоскоп постоянно сменяющихся солистов продолжался до тех пор, пока не был завершен первый (инвентаризационный) этап административной реформы, в результате которой на авансцене не остается ни антимонопольного министерства1, ни Федерального фонда, а функции «поддержки и развития МП» целиком передаются профильному департаменту Министерства экономического развития.

С 2005 года главное экономическое министерство страны начинает танцевать партию «поддержки» малого бизнеса уже в одиночку. А с 2008-го поддерживать приходится еще и средний, поскольку была принята новая версия закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (209-ФЗ), в котором вводилось понятие «субъекта среднего предпринимательства».

Время шло, и, видимо, оценив, что собственных сил на всю эту «хореографию» не хватает, профильный департамент Минэкономразвития предложил станцевать «в поддержку МСП» смежникам. По итогам совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова в мае 2009 года ведомствам было поручено разработать и принять собственные программы в сфере МСП (правительственный протокол № ИШ-П13-24пр). В аппаратно-бюрократическом смысле это означало одно…

Танцуют все!

И тут началось! Вскоре после совещания свыше десятка ведомств выдали на-гора проекты четырехлетних ведомственных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Первым отличился Минсельхоз, которому понадобился лишь месяц, чтобы утвердить приказом программу по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования. Затем на сцену ринулись Минтранс, Минздравсоцразвития, Мин­спорт­туризм, Мин­при­ро­ды, Мин­ком­связи, Мин­энер­го, Мин­куль­ту­ры, Мин­сель­хоз, Мин­пром­торг, Мин­реги­он, Рос­об­ра­зо­ва­ние, Рос­мо­ло­дежь и т. д.

Однако даже на стадии разработки гора родила мышь. Программы были однотипными («создать условия для развития», «увеличить долю присутствия» и проч.) — с небольшими отраслевыми вариациями. В глаза бросалось явное несоответствие заявленных целей и задач предлагаемым механизмам и инструментам.

Не обошлось и без канцелярских хитростей. Часть мероприятий, включенных в программы, имела весьма опосредованное отношение к МСП либо не имела такового вообще. Другая часть нередко состояла из текущих задач ведомств, которые те должны были решить и безо всяких программ поддержки (в числе этих задач — разработка различных нормативных и правовых актов). Кое-кто умудрился «запланировать» в документе уже выполненное. Ну а хитом многих ведомственных программ стали пиар-мероприятия, направленные на пропаганду малого бизнеса и улучшение имиджа предпринимателя среди широких масс населения, и в частности молодежи. Задумка, надо сказать, беспроигрышная. Потому что к тому времени у населения и без того не было негатива к малому бизнесу: так, по данным свежего на тот момент опроса, проведенного «Левада-Центром», деятельность МСП позитивно оценивали 60% российских граждан. То есть положительная репутация и имидж малого бизнеса (в отличие от крупного) в стране уже давно сформированы.

Вся эта слабая ведомственная «хореография», тем не менее, претендовала на весьма немалые бюджеты. Давайте устроимся в ложе поудобнее, чтобы посмотреть, как собиралась танцевать наша ведомственная труппа.

Адажио Минтранса

Минтранс предложил предоставлять субсидии бюджетам РФ на закупку автотранспортных средств, производимых на территории РФ «для обеспечения транспортного обслуживания населения муниципальных образований» (52 млрд бюджетных рублей) и внести в уставный капитал ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» дополнительные средства для осуществления закупок автомобильной и дорожно-строительной техники (54 млрд рублей, из них 40 млрд — из федерального бюджета). Согласитесь, возникают очень сильные сомнения, что решение этих столь важных задач хоть как-то могло бы отразиться на секторе МСБ.

Что осталось у Минтранса, когда проект стал утвержденной программой? 121 млн рублей на период 2010–2012 годов, из которых 19 млн — это текущие расходы, а оставшаяся сумма — затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Удивительно, что, несмотря на такой «секвестр» бюджета, в программе по какому-то недоразумению были оставлены прежние цели (что, впрочем, выдает их изначальную условность): увеличить рост рентабельности отраслевых МСП на 6 процентных пунктов, обеспечить прирост числа занятых на 150 тыс. человек, расширить долю сектора МСП в общем объеме перево­зок пассажирского автомобильного транспорта на маршрутах регулярных перевозок на 3 процентных пункта.

Результатов ждем в 2012 году, но нетрудно догадаться, каковы они будут.

Арабески Минкультуры

Министерство культуры в качестве мероприятий поддержки собиралось подготовить «Ежегодный аналитический обзор отечественного кино», «Ежегодный аналитический обзор российского документального кино», провести аналитическое исследование по теме «Философия человека в кинодокументальном измерении в отчетном году», подготовить монографию «Интеллектуальная элита (культурологический анализ феномена)» и организовать Международную научно-практическую конференцию «Человек, культура и общество в контексте глобализации».

Не обошлось здесь и без популяризации МСП: принятая программа ведомства на 2010–2012 годы зафиксировала расходы в размере 1,89 млрд рублей, а ее результативность измеряется… в количестве мероприятий, направленных на создание положительного имиджа (в 2009-м2 — 21 мероприятие, в 2010-м — 9–11, в 2011-м — 8–10).

Сам же набор мероприятий настолько туманен, что лучше просто поименовать некоторые без комментариев: «Создание неигровых фильмов, популяризирующих МСП и создающих его положительный имидж», «Проработка совместно с Общероссийской общественной организацией «ОПОРА РОССИИ» вопроса о проведении творческого конкурса на сценарий про современного российского предпринимателя» (так дословно и сказано в документе главного культурного ведомства страны!), «Стимулирование развития малых предприятий в области кинопоказа», «Развитие кинокомиссий в РФ»... Ну и, разумеется, всяческие «организация и осуществление взаимодействия со СМИ» из перечня мероприятий по поддержке и развитию МСП не исчезли. Даже если исключить сомнения в «важности задач» — какое отношение все это имеет к поддержке МСП?

Батманы Минкомсвязи

Минкомсвязь в своем проекте также заявляла самую благую цель: сфера связи и массовых коммуникаций должна создать благоприятные условия для осуществления хозяйственной деятельности субъектов МСП и обеспечить их динамичное развитие в отрасли. Все выглядело красиво и на уровне сформулированных задач, и на уровне перечисления целевых индикаторов. И даже количество регуляторных барьеров и сроки рассмотрения заявлений малых и средних предприятий отрасли «о выделении ресурсов нумерации» должны были самым прогрессивным образом снизиться.

Чертик крылся в деталях, то есть в мероприятиях, на которые в общей сложности министерство собралось потратить довольно скромную (в сравнении с аппетитами некоторых других ведомств) сумму — 766,9 млн рублей. За 10 млн бюджетных рублей предлагалось насоздавать «на конкурсной основе телепрограммы, освещающие проблемы малого и среднего предпринимательства». Ну, это дело привычное. Популяризировать «малышей» и открывать народу глаза на то, как важен для развития страны малый бизнес, сегодня не хочет разве что совсем ленивый (а ленивых среди ведомств, представивших проекты программ, практически не оказалось).

На то, чтобы поддержать «тематические социально-значимые проекты в сфере печатных и электронных СМИ» (непонятно, какие — и при чем тут малое предпринимательство), Минкомсвязь намеревалась потратить 28 млн рублей. Еще 31 млн — на создание специализированного интернет-портала для дистанционного обучения. Уж сколько таких порталов, созданных различными ведомствами на бюджетные средства, упало в эту бездну, разверстую вдали!

Хотя показатели, по которым должен оцениваться удачный или неудачный ход реализации программы, в проекте добросовестно поименовывались, самих прогнозных значений не было. Минкомсвязь честно и откровенно признавалась: «Значения показателей будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга деятельности МСП». То есть по плану предполагалось сначала закачать в объект деньги, а потом смотреть, что из этого вырастет.

Однако самое занятное было в другом. 7 июля 2009 года Минкомсвязь направила на согласование в Минэкономразвития проект своей ведомственной целевой программы. А спустя полтора месяца объявила конкурс на… ее разработку, за каковую готово было заплатить 7 млн рублей. То есть этим ведомство фактически признавало, что либо уже разработанный им проект ни на что не годен и должен быть переписан, либо сам конкурс был полной фикцией и организовывался под заранее сделанную работу для оплаты услуг компании, с которой уже существовала неформальная договоренность. Итог тоже весьма примечателен: среди действующих сегодня ведомственных программ поддержки предпринимательства следов программы Минкомсвязи вообще не обнаруживается — ни на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства (где все эти программы размещены), ни в рекомендациях Минэкономразвития, которыми такие программы «координируются». Танец, видно, не задался, хотя по крайней мере 7 млн рублей какой-то из «малых бизнесов» по конкурсу получил…

Дивертисмент Минпромторга

Минпромторг в качестве целей программы заявил сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, для чего предложил разработать соответствующее постановление. В 2009 году предлагалось перевести 300 видов продукции из разряда сертифицируемых в режим добровольного декларирования, а в 2011-м — еще 300.

Само по себе это «танцевальное движение» очень интересно: ведь такая задача в рамках реформы технического регулирования стояла перед ведомством аж с 2003 года, когда был принят соответствующий закон, который прямо диктовал ежегодно утверждать и уточнять такие перечни. Были и иные решения правительства по этому поводу, но воз стоял без движения. Перечня к моменту разработки проекта программы не было: он, конечно, появился, но много позже и благодаря усиленному нажиму «извне».

Еще одну «пантомиму» Минпромторга не засчитали как танец в поддержку МСБ. Дело в том, что в проекте программы предлагалось разработать законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». К тому моменту — странное дело! — такой законопроект как раз уже был принят Госдумой в первом чтении, а деловое сообщество успело сломать об него множество копий.

Тем не менее утвержденная в конце концов программа Минпромторга оказалась самой весомой по размеру бюджета — почти 592 млн рублей на три года, хотя первоначально предполагалось потратить на пару порядков (!) больше. Почти целиком средства направляются на субсидии организациям народных художественных промыслов для поддержки производства и реализации изделий. Между тем у программы есть один несомненный «стилистический» плюс: она качественно написана, чем в выгодном свете отличается от всех других действующих (особенно от «программы» Министерства культуры).

Глиссада Минэнерго

Минэнерго в рамках проекта программы намерено было разработать комплект необходимой документации для строительства Кузбасского Технопарка. И тут тоже случилась неувязочка: финансирование работ уже полным ходом шло по иным решениям и иным программам. Согласно информации с сайта самого технопарка, 2 июля 2008 года начались строительные работы на площадке, а 22 октября прошлого года открылся главный офис.

Никаких амбициозных целей министерство перед собой не ставило; возможно, поэтому проект превратился в программу без кардинальных корректировок. По большому счету программа нацелена лишь на увеличение числа МСП, осуществляющих энергоаудит, — с 15 до 75 за два года, а также небольшой рост «инновационности» в секторе. Соответственно, и запросы на финансирование были скромными — 14 млн руб­лей. Средства в программе разбиты в разрезе «целей», поэтому не вполне понятно, на что фактически тратятся. Но, исходя из общего анализа документа, можно предположить, что таким образом «замаскировано» проведение аналитических работ и подготовка нормативных документов.

Ведомственный кордебалет

Из всей этой нестройной «группы подтанцовки» стоило бы сформировать слаженно действующую труппу. Что ж — в марте 2011 года поспевает поручение президента № Пр-634 (аппаратно подготовленное профильным департаментом Минэкономразвития). А в декабре Минэкономразвития выпускает документ с длинным и неудобоваримым названием «Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства».

Как и следовало ожидать, в «Рекомендациях по координации» (назовем документ для краткости так) не нашлось места программам Мин­тран­са, Мин­пром­торга, Мин­энер­го, Мин­куль­туры и даже одной из двух программ Мин­здрав­соц­раз­вития («Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг»). Возможно, профильный департамент министерства расценил их «начинку» таковой, что там вовсе нечего координировать.

Документ составлен в классической бюрократической технике: суть его протекает как вода сквозь пальцы, а разум не улавливает реального содержания. Предлагается создать на федеральном уровне Рабочую группу из представителей пяти органов власти, в заседаниях которой «могут принимать участие представители общественных организаций и субъектов РФ» («мера» поставлена во главу угла). Еще необходимо создать «единую систему мониторинга оценки» программ, проводить «оценку состояния предпринимательства», вырабатывать «рекомендации регионам по мерам поддержки». Что касается регионального уровня власти, то тут уже тон Рекомендаций переходит в «повелительное наклонение»: субъектам РФ «необходимо обеспечить». И снова: координирующие органы, оценка состояния, учет. Бюрократия лечит бюрократию бюрократией.

Пытливый ум предпринимателя сможет все-таки извлечь из «Рекомендаций по координации» кое-какую пользу для себя. Документ, например, не возбраняет субъектам МСП, получившим гос­поддержку по одной программе, претендовать на деньги по другой. Собственно говоря, особо смышленые и оборотистые предприниматели такое с успехом практикуют уже давно. Как известно, ласковое теля двух маток сосет. Автор этих строк знаком даже с такими субъектами МСП, которые превратили получение денег по различного рода программам в своего рода «заработок» и «спортивный интерес», — при этом развивать реальный бизнес они на самом деле особенно не собираются. Что ж, все логично: когда одни имитируют поддержку — другие имитируют развитие.

Фуэте на бис

Тематика поддержки малого и среднего бизнеса всегда была не столько экономически, сколько политически актуальной, если не сказать конъюнктурной. Дмитрий Медведев в самом начале своего президентского срока попытался сделать эту идею едва ли не ключевой, но потом в суете будней, видно, подзабыл об этом. Как бы то ни было, министерства и ведомства всегда хорошо понимали правила игры: «под тематику МСП» из государства всегда можно выбить значительное финансирование.

В 2009 году в своих проектах четырехлетних программ ведомства замахнулись в общей сложности на полтриллиона бюджетных средств на поддержку МСП. Особо отличился Минпромторг со своей заявкой на 378 млрд на субсидирование производства и реализации изделий народно-художественного промысла.

На выходе аппетиты всех ведомств были, разумеется, существенным образом обрезаны, часть программ «не пошла в народ». «Кастинг» в труппу поддержки прошли Минтранс, Минкультуры, Минздравсоцразвития, Минэнерго, Минпромторг, Минсельхоз, программы которых сейчас действуют. Проекты всех остальных претендентов, можно предположить, оказались имитационными даже по своим внешним признакам. То есть худо-бедно обосновать необходимость выделения средств им совсем не удалось.

Так что объемы поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном уровне в минувшие несколько лет и на ближайшую перспективу у нас такие: 2010 год — 10 млрд рублей, 2011-й — 20 млрд, 2012 й — 22 млрд, 2012-й — 23 млрд. Это почти в 6,5 раз меньше, чем первоначально запрашивали государственные «поддержанты». Но и здесь им есть где разгуляться — особенно в части «информирования» и «формирования положительного имиджа малого бизнеса». Проинформировал, списал средства — и можно со спокойной душой отчитываться «количеством проведенных мероприятий». Главное, чтобы про макропоказатели развития сектора лишний раз не спрашивали.

_____________________

  1. На месте Министерства по анти­моно­польной политике и поддержке пред­при­ни­матель­ства возникло совершенно новое ведомство — Федеральная анти­мо­но­поль­ная служба, в функции которой поддержка пред­при­ни­ма­тельства уже не входит.
  2. Это притом, что программа была принята в марте 2010-го и по своему названию и содержанию охватывала 2010–2012 годы. Отчитались, что называется, задним числом. — Прим. авт.

Начать дискуссию