С точки зрения развития франчайзинга Россия образца 2012 года находится примерно на уровне Франции и Германии десятилетней давности.
По разным экспертным оценкам, на отечественном рынке сейчас представлено от 600 до 800 франчайзинговых концепций. Присмотревшись к нашим зарубежным коллегам сегодня, мы можем построить довольно четкую проекцию, каким будет российский франчайзинг лет через десять.
Европейский лидер в этой области - Франция, сейчас насчитывает почти полторы тысячи франчайзинговых сетей. Германия — около тысячи. Но дело даже не в количественных показателях и разнообразии концепций. Благодаря нарастающей конкуренции между франчайзерами за внимание потенциальных франчайзи количество у наших зарубежных коллег постепенно перешло в качество.
Как конкурируют за франчайзи нынешние российские франчайзеры? В основном — рекламой франчайзингового предложения и повышением качества франшизы. Иногда предлагают партнерам рассрочки по выплате паушального взноса, товарные кредиты, оборудование в лизинг, возврат и обмен товарных остатков, реже — товар на условиях комиссии. Если судить по зарубежному опыту, инструментов должно значительно прибавиться, а вход в бизнес для потенциальных франчайзи — стать более удобным.
Деньги на подъем
То, что пока практически отсутствует в России, — это возможность получения банковского кредита на открытие предприятия по франшизе на льготных условиях. Подобные заявки банки преимущественно рассматривают на общих основаниях — в рамках своих программ по кредитованию малого бизнеса. Но перемены неизбежны, и их инициаторами станут как банки, так и сами франчайзеры, которые начнут договариваться с финансово-кредитными учреждениями о запуске «особых» программ финансирования для своих новых франчайзи.
Первые «ласточки» уже есть. Так, специальную программу для франчайзи успешно запустила финансовая группа «Лайф», предлагающая соинвестирование до 70% средств в новый бизнес по франшизе с возможностью выкупа доли банка через два–четыре года. Сбербанк в свою очередь запустил программу кредитования начинающих предпринимателей (без залога) под аккредитованные им франчайзинговые проекты.
Если посмотреть на данные Французской ассоциации франчайзинга, которые приводятся в исследовании за 2010 год, то во Франции запуск новых франчайзинговых предприятий на 60% осуществляется за счет банковского кредита. Цифра объясняется доступностью заемного финансирования: процентная ставка — 3,5–4,5% годовых, а срок кредитования — до 12 лет.
Кроме того, чтобы подходящие кандидаты на франшизу не ушли к конкурентам, французские франчайзеры не только помогают им составить бизнес-план и способствуют получению кредита в банке, но нередко предлагают и «долевую» франшизу. При «долевом» франчайзинге головные компании выступают соинвесторами предприятия франчайзи. Таким образом, франчайзеры берут на себя часть финансовых рисков партнера, тем самым демонстрируя веру в собственную концепцию. Безусловно, такой контракт также предполагает возможность выкупа доли партнером в дальнейшем и первоочередное право покупки предприятия франчайзером в случае его продажи. Такая практика используется французскими франчайзерами разных сфер деятельности: сетью магазинов цветов и растений Monceau Fleurs, сетью стейк-хаусов Buffalo Grill, сетью магазинов Carrefour, сетью школ английского языка Wall Street Institute... Например, французская компания TheraCh’i, развивающая сеть небольших оздоровительных центров, предлагает франшизу с долей франчайзера в размере 25–40% и обязательством франчайзи выкупить долю в течение трех лет. Фактически франчайзи выплачивает только паушальный взнос в размере 10 тыс. евро, а после открытия центра — роялти и лизинговые платежи за оборудование.
Конечно, франчайзер не может предложить каждому соискателю совместное финансирование предприятия по франшизе. Долевые франшизы предоставляются в индивидуальном порядке только тем кандидатам, которые практически по всем параметрам соответствуют «портрету» франчайзи сети.
Из безработных — во франчайзи
За рубежом франчайзинг превратился в эффективный инструмент борьбы с безработицей. Так, наиболее инициативные и обеспеченные менеджеры, уволенные с работы в период экономического кризиса, нередко находят выход в запуске собственного предприятия по франшизе. Менее инициативные или обеспеченные безработные могут воспользоваться помощью в рамках специальной государственной программы. Например, в 2011 году французская Ассоциация «Право на экономическую инициативу» (L’ADIE) предоставила новую социальную возможность по франшизе в рамках антикризисной программы помощи безработным на основе солидарного микрофранчайзинга. Суть ее заключается в следующем. Социально ориентированные компании, которые предлагают относительно простые франчайзинговые концепции, не требующие больших инвестиционных вложений, снижают паушальный взнос для франчайзи, привлеченных Ассоциацией, или отказываются от него. Первоначальные затраты франчайзи не должны превышать 10 000 евро. Кроме того, франчайзи получает заем от L’ADIE в размере 6 000 евро.
Пионером в области микрофранчайзинга стала компания Chauffeur & Go, которая предлагает автолюбителям, имеющим стаж вождения более пяти лет, стать индивидуальным предпринимателем, предлагающим услуги водителя на автомобиле клиента. Со своей стороны франчайзер проводит обучение и оказывает соответствующую поддержку, в том числе в поиске клиентов, а франчайзи платит комиссию в размере от 15 до 30% от стоимости поездки. С помощью L’ADIE компания планирует привлечь до 500 микрофранчайзи в течение пяти лет.
Прицельный поиск
Борьба за новых франчайзи «довела» западных франчайзеров до создания механизмов для адресной работы с конкретными социальными, демографическими или профессиональными группами.
Взять хотя бы отставных военных. Чем не идеальный франчайзи: привычен к дисциплине, умеет работать в команде, строго следует правилам. Многочисленные западные исследования подтверждают, что бывшие военные в целом успешнее остальных во франчайзинге.
В США, например, для этой группы потенциальных франчайзи под эгидой Международной ассоциации франчайзинга была создана специальная программа — VetFran, в которую входит более 400 франчайзеров, предоставляющих бывшим военным франшизы на льготных условиях. Франчайзи получают скидки на паушальный взнос (10–100%) и (или) снижение роялти (на 1 процентный пункт в течение первого года работы). Например, у компании Subway скидка составляет 100% от паушального взноса для ветеранов, желающих открыть ресторан в государственном или военном здании, и 50% — для остальных ветеранов
В последнее время в США стали выделять и другую группу потенциальных франчайзи — бывших спортсменов. Следуя тенденции, появилась специальная организация — PAFI, которая выступает как обучающий и исследовательский центр, а также обеспечивает взаимодействие между франчайзерами и бывшими спортсменами, желающими приобрести франшизу.
Самопознание рынка
Франшиза, безусловно, один из самых надежных способов открытия своего дела, однако она не гарантирует стопроцентного успеха, особенно если бизнес-проект не обладает достаточной степенью прозрачности. Одно дело — что рассказывает о своей франшизе франчайзер, другое — участники рынка, бывшие и действующие франчайзи, специалисты и консультанты, исследовательские агентства, финансовые аналитики. Дальнейшее развитие рынка франчайзинга неразрывно связано с увеличением прозрачности — как рынка франшиз в целом, так и франчайзеров.
Процесс общения всех заинтересованных лиц и организаций на интернет-форумах в России уже активно идет. Однако нет полноценных независимых рейтингов и исследований рынка, на которые можно было бы опереться при выборе франшизы. Между тем подобная практика довольно широко используется в других странах. Так, в США компания FRANdata специализируется на сборе, изучении и публикации информации обо всех американских франчайзерах. Независимые исследования создаются для самых разных участников рынка — соискателей франшизы, франчайзеров, банков, инвесторов и других.
Роль независимого оценщика в США играет также государственная Администрация малого бизнеса (SBA), выступающая гарантом для финансирования банками начинающих франчайзи. SBA публикует рейтинги франшиз на основе информации о возврате кредитов.
В России первым составителем такого рейтинга франшиз может стать Сбербанк, планирующий увеличение пула предлагаемых кредитополучателям франшиз и ранжирование их по финансовым показателям.
Государство в помощь
По части государственной поддержки развития франчайзинга Россия также отстает от развитых стран. Однако уже сейчас можно говорить о начавшейся активизации деятельности госорганов в этой области. В 2011 году были приняты поправки в статьи Гражданского кодекса, касающиеся регулирования франчайзинга; запускаются соответствующие региональные программы поддержки.
Так, в Санкт-Петербурге создана специальная программа «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса», по которой начинающий франчайзи единожды может получить государственную субсидию в объеме 80% документально подтвержденных затрат на реализацию бизнес-проекта, но не более 300 тысяч рублей. При этом учитываются затраты, связанные с государственной регистрацией предприятия и началом предпринимательской деятельности (на приобретение основных средств, получение лицензий и разрешений, приобретение нематериальных активов), а также с выплатой паушального взноса. Аналогичные программы действуют и в других городах России.
В фондах поддержки малого предпринимательства можно получить микрокредит на льготных условиях. Так, в фонде поддержки предпринимателей Хабаровского края предоставляются микрозаймы в размере до 600 тысяч рублей по ставке 8,5–10% на срок до 12 месяцев.
Фонды содействия кредитованию малого бизнеса выступают гарантами для банков, предоставляющих кредит франчайзи. Правда, такая практика пока не используется для начинающих предпринимателей, однако она возможна в дальнейшей деятельности фондов, перенимающих опыт SBA.
На основе опыта Великобритании ОПОРА РОССИИ инициировала проект создания всероссийской сети инфраструктуры поддержки малого бизнеса. В соответствии с данным проектом предприниматели малого бизнеса обретут возможность получить в одном месте комплекс услуг, необходимых для начала бизнеса: поиск и привлечение финансирования, в том числе государственного, сопровождение бизнеса, оказание информационных и образовательных услуг, предоставление готовых бизнес-решений по франшизе.
Бесспорно, все описанные выше инструменты рано или поздно начнут широко применяться и в России. Когда мы к этому придем — через пять, десять лет? Все зависит от уровня конкуренции и активности участников рынка.
Начать дискуссию